Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства)(Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что положения ст.3 Закона о несостоятельности являются общими и применяются, если специальными правилами Закона о банкротстве применительно к отдельным категориям должников не установлено иное.

Банкротство представляет собой очень продолжительный процесс осуществления различных экономических и правовых мероприятий, составные части которого характеризуются различной целевой направленностью, субъектным составом, содержанием и продолжительностью.

При этом в процедуре банкротства выделают досудебный и судебный этап. Досудебный этап начинается с появлением у юридического лица признаков несостоятельности. Завершение этого этапа связано либо с восстановлением финансовой устойчивости либо с переходом в судебный этап.

Судебный этап процесса банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявителем может быть должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда (п. 1 ст. 7 Закона о несостоятельности).

Процедура банкротства – это предусмотренный законодательством о банкротстве комплекс последовательных мер, устанавливающий особый статус должника и особый правовой режим его имущества, вводимый арбитражным судом, с определенной целью на определенный срок. Все процедуры банкротства проводятся в рамках судебного этапа[11].

Правовые признаки процедуры банкротства, позволяющие отграничить её от иных мер, применяемых к должнику:

– введение, прекращение и контроль проведения процедуры осуществляется арбитражным судом в рамках рассмотрения дела о банкротстве;

– назначение для проведения процедуры независимого от должника лица (арбитражного управляющего);

– применение контрольно-обеспечительных мер в отношении должника и его органов управления (ограничение праводееспособности);

– установление ответственности должника и его органов управления за невыполнение условий проведения процедуры банкротства.

В целом, Закон о несостоятельности выделяет следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Более подробно о данных процедурах банкротства мы поговорим в следующем параграфе.


2. Процедуры банкротства юридических лиц

2.1. Наблюдение

Действующее законодательство выделяет следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Остановимся наиболее подробно на каждой из указанных процедур.

Процедурой наблюдения по российскому законодательству открывается производство по делу о несостоятельности. Процедура наблюдения впервые появилась в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г.

Легальное определение процедуры наблюдения дано в абз. 11 ст. 2 Закона о несостоятельности: «...процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов»[12].

В целом можно выделить следующие признаки процедуры наблюдения:

1) Процедура несостоятельности (банкротства). Процедура наблюдения применяется к неплатежеспособным должникам, так как к моменту подачи заявления о признании должника несостоятельным его несостоятельность лишь презюмируется, финансовое состояние должника должно быть выявлено в ходе процедуры наблюдения. В Законе о несостоятельности определены правила введения процедуры и ее последовательность. В ходе процедуры наблюдения должен быть произведен анализ финансового состояния должника.

2) Судебная процедура, осуществляемая под контролем арбитражного суда. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом после проверки обоснованности требований заявителя о признании должника несостоятельным (банкротом) в судебном заседании, назначаемом в течение месяца после принятия заявления, осуществляется под контролем арбитражного суда[13].

Целями процедуры наблюдения являются:

1) оперативное обеспечение сохранности имущества должника и тем самым сохранение потенциальной возможности восстановления его платежеспособности;

2) предотвращение удовлетворения требований одним кредиторов в ущерб другим, защита интересов экономически слабой стороны, таких, к примеру как кредиторов – граждан, здоровью которых причинен вред, вкладчиков банков, работников и др.;

3) установление истинного финансово-экономического состояния должника и наличия возможности предупреждения несостоятельности;


4) определение одного из направлений дальнейшего развития конкурсного процесса на основе первого решения собрания кредиторов:

– либо проводить оздоровительные мероприятия, чтобы требования кредиторов были удовлетворены в полном объеме. При этом важно понимать, что восстановительные процедуры могут занять 2 года и завершиться безуспешно, но в течение этого времени задолженность погашаться не будет;

– либо признавать должника банкротом и ликвидировать, распределяя имеющееся имущество между кредиторами. В этом случае кредиторы гораздо быстрее получат причитающиеся им денежные средства, но скорее всего не в полном объеме.

На практике требования юридических лиц и государства, как правило, не удовлетворяются вообще или удовлетворяются в пределах 15% от суммы долга[14]. В целом, процедура наблюдения оценивается как компромисс между соблюдением интересов должника и кредиторов[15].

Задачи процедуры наблюдения сводятся к тому, чтобы оградить имущество должника от наложений взысканий, от распределения между кредиторами; предотвратить недобросовестные действия должника по сокрытию и отчуждению своего имущества в ущерб кредиторам; пресечь нерациональное и экономически необоснованное расходование средств должником; провести анализ финансового состояния должника; выявить кредиторов, составить реестр их требований и провести первое собрание кредиторов[16].

Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом утверждается временный управляющий, кандидатура которого, размер его вознаграждения и источник вознаграждения указываются в определении о введении процедуры наблюдения.

В целом, процедура наблюдения вводится на период до даты проведения заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве, т.е. не более чем на 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Процедура наблюдения продолжается в течение определенного срока. Указанный срок не может превышать 7 месяцев с даты принятия заявления (ст. 51, п. 3 ст. 62 Закона). Начало процедуры определено Законом и связано с проверкой обоснованности требований заявителя (должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа).

После принятия заявления, которое оформляется определением арбитражного суда, следует рассмотрение обоснованности требований заявителя в судебном заседании в сроки, определенные абз. 2 п. 6 ст. 42 Закона о несостоятельности.


Должнику предоставлено право направить в 10-дневный срок с момента получения определения о принятии заявления о признании его несостоятельным отзыв, в котором он может изложить доказательства необоснованности предъявленных к нему требований, если заявление подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом (ст. 47 Закона), что исключит возбуждение производства по делу о несостоятельности.

Рассмотрение обоснованности требований заявителя производится в судебном заседании, на которое приглашаются заявитель, должник, регулирующий орган и саморегулируемая организация арбитражных управляющих. В том случае если в ходе судебного заседания арбитражным судом будет установлена обоснованность требований заявителя, то суд выносит определение о признании требований заявителя обоснованными и о введении процедуры наблюдения (п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 Закона).

Окончание процедуры связано с принятием арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным и введении конкурсного производства над имуществом должника при невозможности улучшить финансовое состояние должника либо определения о введении финансового оздоровления или внешнего управления при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника или определения об утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на основании ст. 75 действующего Закона.

В целом содержание процедуры наблюдения включает в себя следующие основополагающие принципы:

1. Юридическое лицо-должник продолжает осуществлять свою хозяйственную деятельность и участвовать в гражданском обороте.

2. Органы управления должника, к числу которых относятся общее собрание участников, генеральный директор и другие, продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями.

3. Арбитражный суд, временный управляющий, руководитель должника уведомляют о введении наблюдения заинтересованных лиц.

4. Органы управления должника вправе улучшить финансовое состояние должника.

5. Временный управляющий в процессе процедуры наблюдения:

– осуществляет действия, направленные на обеспечение сохранности имущества должника;

– проводит анализ финансового состояния должника и подготавливает заключение о возможности восстановления его платежеспособности. При этом, действия арбитражного управляющего по проведению финансового анализа могут быть обжалованы участниками производства по делу о несостоятельности (банкротстве)[17];


– ведет работу с кредиторами должника, в том числе выявляет кредиторов, ведёт реестр требований кредиторов, созывает и проводит первое собрание кредиторов.

6. Кредиторы, желающие участвовать в первом собрании кредиторов, заявляют свои требования. При этом, кредиторы вправе предъявить требования к должнику в пределах 30-дневного срока с момента опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения. Они направляют требования должнику, временному управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности должника.

7. Судья арбитражного суда осуществляет подготовку дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Окончание процедуры наблюдения возможно в связи с введением последующей процедуры несостоятельности (банкротства), заключением мирового соглашения между должником и кредиторами.

2.2. Финансовое оздоровление

Легальное определение процедуры финансового оздоровления дано в абз. 12 ст. 2 Закона о несостоятельности. В определении выделена цель введения процедуры: восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

Выделим признаки процедуры финансового оздоровления.

Во-первых, процедура регулируется Законом о несостоятельности в качестве судебной процедуры, вводимой на основании определения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным Законом о несостоятельности. Контроль за ходом процедуры осуществляет арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности должника. Арбитражный суд при введении процедуры утверждает график погашения задолженности перед кредиторами.

Во-вторых, процедуру финансового оздоровления в Законе о несостоятельности можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

Платежеспособность должника – юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника.