Файл: Понятие и критерии конкурентоспособности предприятия.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и критерии конкурентоспособности предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
1.3. Методы повышения конкурентоспособности предприятия
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЛЕЯ МЕБЕЛИ»
2.1. Организационная характеристика ООО «Аллея мебели»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЛЕЯ МЕБЕЛИ»
Для достижения высокой конкурентоспособности фирмы необходимо:
1) обеспечить конкурентоспособность продукции предприятия на целевых сегментах рынка, то есть свойство товара, на основе которого этот товар или услуга превосходят в данный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналог в соответствующем сегменте рынка без ущерба для его производителя;
2) повысить потенциал конкурентоспособности предприятия, а значит, и его подразделений, до степени мировых производителей в этой отрасли. Этот показатель определяет возможность эффективной работы фирмы в будущем.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЛЕЯ МЕБЕЛИ»
2.1. Организационная характеристика ООО «Аллея мебели»
ООО «Аллея мебели» – предприятие по изготовлению корпусной мебели из ЛДСП, торгового оборудования (прилавки, стеллажи и т.д.) и иной мебельной продукции.
Общество с ограниченной ответственностью «Аллея мебели», создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими действующими нормативными актами Российской Федерации.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счет в банке, круглую печать со своим наименованием и эмблемой, другие реквизиты.
Общество функционирует в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом РФ и другими действующими нормативными актами РФ.
Общество имеет полное фирменное наименование на русском языке - Общество с ограниченной ответственностью «Аллея мебели», сокращенное фирменное наименование на русском языке - ООО «Аллея мебели», и использует это наименование во всех необходимых случаях, в любых незапрещенных законом формах.
Целью создания являются оказание качественных услуг населению и организация рабочих мест. Предприятие обеспечивает работников полным социальным пакетом.
Компания «Аллея мебели» работает на рынке производства мебели 15 лет и особое развитие получила в последние годы.
В соответствие с Уставом организации, основными видами деятельности предприятия являются:
- Производство мебели для офисов и предприятий торговли.
- Производство кухонной мебели.
- Производство прочей мебели.
- Различного рода коммерческая деятельность.
Миссия ООО «Аллея мебели» - это стать лидером в производстве мебели, превращая производство мебели в общественно – полезные блага для большого количества людей.
Соответственно миссии формулируется стратегическое видение - ООО «Аллея мебели»:
- использовать новые технологии по производству и изготовлению мебели;
- увеличить объем предоставляемой продукции для широкого спектра населения;
- оказывать дополнительные услуги по дизайну интерьера.
Кроме того, предлагать своим клиентам очень выгодные условия: интересные скидки и бонусы на все товары и услуги.
Производственные площадки оснащены новейшим оборудованием ведущих немецких и итальянских фирм. Партнерство с мировыми лидерами мебельной индустрии позволяет предложить продукт наивысшего качества в соответствии со стандартами лучших европейских фабрик.
Стоимость мебели зависит от пожелания клиента. ООО «Аллея мебели» занимается изготовлением как стандартной корпусной мебели, так и по индивидуальным заказам.
Как видно из схемы (рисунок 2) организационная структура ООО «Аллея мебели» является линейно-функциональной, то есть, основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляет генеральный директор. Как видно из представленной организационной структуры, основными этапами работы руководят: главный дизайнер, коммерческий директор, финансовый директор, технический директор.
Рис. 3. Организационная структура предприятия ООО «Аллея мебели»
Данная структура является линейно-функциональной, так как исполнительному органу подчиняются все имеющиеся структурные подразделения общества, каждое из которых работает в одном из определенных направлений. Каждый из отделов возглавляет директор, который руководит работой всех входящий в него функциональных подразделений, подотчетен лично генеральному директору.
Приведем показатели рентабельности предприятия (таблица 3).
Таблица 3
Показатели рентабельности ООО «Аллея мебели»
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклонение 2016 г. от 2014 г. |
Уровень рентабельности продаж по прибыли от продаж |
0,046 |
0,091 |
0,082 |
+0,036 |
Уровень рентабельности активов по чистой прибыли |
0,071 |
0,171 |
0,203 |
+0,132 |
Уровень рентабельности основных фондов по чистой прибыли |
0,415 |
2,108 |
2,612 |
+2,197 |
Уровень рентабельности собственного капитала по чистой прибыли |
0,404 |
0,190 |
0,228 |
-0,176 |
По данным таблицы 3 показатели рентабельности в целом являются достаточно низкими. Однако в течение анализируемого периода они постепенно увеличиваются, что является положительной тенденцией финансового состояния ООО «Аллея мебели» и свидетельствует о возможности дальнейшего его развития. Лишь рентабельность собственного капитала сократилась по причине опережающего темпа роста суммы собственного капитала в 2014-2016 гг.
Итак, предприятие ООО «Аллея мебели» - объект исследования, является прибыльным и рентабельным.
2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Аллея мебели»
В рамках анализа предпринимательской среды проведем PEST-анализ.
Анализ политических факторов.
Нестабильность политической ситуации снижает возможность предприятий прогнозировать изменения, а также значительно повышает вероятность риска несения убытков из-за геополитических факторов и предстоящих выборов.
Изменения в законодательстве затрагивают, прежде всего, сферу налогообложения и страхования. В настоящее время можно отследить регулярные изменения законодательства в данной сфере, что сказывается на работе предприятий отрасли.
Анализ экономических факторов.
Общее повышение цен на продукцию отрасли в 2018 года.
Нестабильность курсов иностранных валют.
Анализ социальных факторов.
Ухудшение покупательной способности населения и предприятий ведет к снижению спроса на продукцию отрасли в связи с ухудшением экономической ситуации.
Анализ технологических факторов.
Ускорение темпов научно-технического прогресса способствует появлению современных технологий производства, повышению эффективности оборудования. Для сохранения конкурентоспособности предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, внедрения новых технологий, приобретения нового оборудования, а также подбирать качественный персонал.
PEST-анализ позволяет сделать вывод о преимущественно негативном влиянии политических, экономических, социальных факторов на деятельность в ООО «Аллея мебели».
Рассмотрим преимущества ООО «Аллея мебели» перед другими мебельными компаниями:
- Фабрика обладает патентами на авторские модели, промышленные образцы, технологии.
- Стабильная репутация на рынке.
- Фабрика предлагает полный ассортимент корпусной мебели - кухни, столовые группы, офис, кабинеты руководителей.
- Индивидуальные дизайн-проекты кухни: современный и классический стиль, хай-тек и др.
- Разнообразие материалов фасадов кухни: натуральный массив собственного производства, шпон ценных пород дерева, глянцевая эмаль, МДФ, пленка ПВХ.
- Современные технологии производства.
- Инновационные технологии интерьерной печати, аэрографии, фрезеровки на фасадах.
- Широкий выбор встраиваемой техники, аксессуаров, элементов, механизмов, комплектующих изделий.
- Квалифицированный персонал.
- Гарантия - 2 года.
- Срок эксплуатации - 25 лет!
Данные преимущества помогут предприятию не только сохранить стабильное финансовое положение, но и выйти на новый уровень развития.
Учитывая ситуацию на рынке производства и изготовления мебели, руководством был разработан план развития компании на период с 2017 по 2019 год. В процессе разработки стратегии управления были определены основные направления развития:
- производство мебели остается основным видом деятельности предприятия;
- расширить спектр оказываемых услуг.
SWOT-анализ, приведенный в таблице 4, позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны компания, а также возможности и угрозы.
Результаты анализа показывают, что предприятию стоит направить усилия на совершенствование рекламной политики и методы стимулирования спроса, а также повысить мотивацию труда сотрудников. Это позволит сгладить угрозы.
Проведем анализ конкурентоспособности нашего предприятия.
Выбор конкурентов фирмы осуществлялся на основе информации, полученной из открытых источников:
1. ООО «LAR&T- МЕБЕЛЬ» - производство, продажа корпусной мебели.
2. Московская мебельная фабрика корпусной мебели - современное высокотехнологичное мебельное предприятие, успешно работающее на рынке уже более 8 лет. Новейшее итальянское оборудование, передовые технологии, квалифицированный и опытный персонал позволили нам занять ведущие позиции на мебельном рынке региона. Фабрика изготавливает мебель для государственных и муниципальных учреждений, крупнейших частных организаций, сети аптек и т.д. Одним из основных направлений деятельности фабрики является изготовление мебели на заказ по индивидуальным проектам.
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа
Внешняя среда |
|||
Возможности |
Угрозы |
||
1. Поддержка со стороны органов власти при осуществлении значимых бизнес-проектов 2. Повышение требований стандартов качества продукции 3. Обновление программного обеспечения. |
1. Агрессивная политика крупных конкурентов и усиление их позиций на рынке 2. Усложнение налогового законодательства 3. Рост темпов инфляции 4. Снижение доходов и покупательной способности организаций и населения. |
||
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
||
1. Известность предприятия на рынке, положительная репутация. 2. Квалифицированный персонал 3. Высокое качество реализуемой продукции 4. Коммуникативный опыт, хорошие деловые связи с основными поставщиками сырья и материалов. |
Использование преимуществ удачного расположения привлечет клиентов, а высокие качество повлечет за собой положительную оценку потребителей. Участие в государственных и муниципальных заказах Обновление программного обеспечения повысят эффективность менеджмента |
Высокие квалификация персонала и качество позволят удержаться на рынке. При снижении уровня покупательной способности или агрессивной ценовой политике конкурентов придется снизить цены, чтобы удержать клиентов. |
|
Слабые стороны |
|||
1. Недостатки в рекламной политике 2. Изношенность основных производственных фондов 3. Низкий уровень мотивации персонала |
Эффективная реклама и развитие сбытовой сети способствует улучшению имиджа и распространению информации о нем. Обновление основных средств позволит увеличить долю рынка |
Недостатки в рекламной политике и стимулировании сбыта могут привести к потере доли рынка. Эффективное стимулирование труда повысит производительность и снизит себестоимость |
3. Компания Mix - один из ведущих производителей нестандартной корпусной мебели в регионе. В данном сегменте на протяжении 10 лет работает для клиентов, учитывая самые разнообразные требования и пожелания. Благодаря огромному ассортименту материалов, который используется в производстве, могут предложить как мебель среднего класса, так и vip мебель из натуральных пород дерева, таких как ясень, дуб и других, а также декор-отделку, удовлетворяющую требования самого требовательного клиента. В компании «Mix» работает слаженный коллектив вот уже на протяжении нескольких лет, поэтому все заказы выполняются в точно оговоренный срок, а качество сборки и установки находится на высшем уровне.
В таблице 4 приведены основные характеристики исследуемой фирмы и конкурентов.
Таблица 4
Характеристика исследуемой фирмы и конкурентов
Факторы |
Наша фирма |
Конкуренты |
||
LAR&T- МЕБЕЛЬ, ООО |
Московская мебельная фабрика корпусной мебели |
Компания Mix |
||
Качество товаров |
Высокое, сертификаты качества, патенты |
Среднее, сертификаты |
Высокое и среднее, сертификаты |
Высокое, сертификаты |
Салоны |
Сеть салонов |
Сеть салонов |
Один салон |
Один салон |
Уровень цены, акции, скидки, условия оплаты |
Выше средней, распродажа, Новогодняя акция – до 50%, кредит |
Выше средней, есть подарочные сертификаты, распродажа |
Средняя, рассрочка, распродажа: выставочные образцы со скидкой 30-50% |
Средняя цена При единовременном заказе 2х и более изделий - 10% скидка! Кредит, возможна рассрочка |
Дизайн |
По каталогу, кухни возможны по инд. заказу |
По каталогу |
По каталогу, по индивидуальному заказу |
По каталогу, по индивидуальному заказу |
Ассортимент |
Кухни, столовые группы, офис, кабинеты руководителей, спальни, гостиные. Широкий выбор встраиваемой техники |
Диваны Комплекты Корпусная мебель |
Шкафы-купе |
Кухни Гостиные Шкафы-купе Кровати Столы компьютерные Шкафы распашные Комоды Гардеробные Офисная мебель |
Гарантия |
2 года |
2 года |
2 года |
1 год |
Материал |
Материал на выбор, фурнитура - Европа, Россия |
Материал на выбор, фурнитура - Европа, Россия |
ЛДСП, МДФ, фурнитура – пр-во в основном Россия |
Материал на выбор, в том числе и нат.дерево – в основном Россия фурнитура - Австрия, Германия |
Репутация фирмы у населения |
Высокая |
Средняя |
Высокая |
Средняя |