Файл: Понятие и критерии конкурентоспособности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика определяет конкретные требования к повышению уровня конкурентоспособности:  необходимо оперативное реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования организации деятельности в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

При этом усиливается многоаспектное значение показателей конкурентоспособности компаний.

Конкурентоспособность является критерием,  наиболее полно отражающим эффективность деятельности экономического субъекта. Практика показывает, что решение задачи анализа конкурентов и повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в сегодняшних экономических условиях оно стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев. 

Отсутствие понимания целей, сложность ориентации в современных условиях приводят к тому, что решение проблемы анализа конкурентов и повышения конкурентоспособности отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих вопросов. Кроме того, существующие форма и содержание информации о конкурентной позиции предприятия и оперативность ее представления часто не позволяют использовать последнюю для целей управления. Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного совершенствования всех детерминантов конкурентоспособности, включая анализ конкурентов. 

Все это предопределяет актуальность темы исследования курсовой работы.

Целью исследования является анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности предприятия ООО «Аллея мебели».

Для достижения данной цели были поставлены  следующие задачи:

  1. проанализировать понятие конкурентоспособности предприятия и ее критерии;
  2. охарактеризовать методы оценки конкурентоспособности;
  3. рассмотреть пути повышения конкурентоспособности на современном предприятии;
  4. провести анализ конкурентов и конкурентоспособности предприятия ООО «Аллея мебели»;
  5. разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Аллея мебели».

Объект исследования - предприятие ООО «Аллея мебели».

Предметом исследования являются социально-экономические отношения на рынке, которые складываются в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.


В процессе написания работы использованы труды известных авторов, таких как М.И. Кныша, Д. Кревенса, М.И. Лифица, М. Ромашовой, Р.А. Фатхутдинова и др. Их исследования можно считать надежными и проверенными временем. Часть учебных пособий изданы издательствами вузов, они тоже надежные.

Менее надежными можно считать журнальные публикации, однако, большинство изданий издаются давно, являются цитируемыми, например, «Маркетинг в России и за рубежом», «Стандарты и качество», «Менеджмент в России и за рубежом», «Актуальные проблемы экономики современной России» и др. Также есть журналы, издаваемые в вузах.

Наименее надежными можно считать Интернет-источники. Однако среди них известный деловой портал http://delovoymir.biz, сайт интернет-издания http://research-journal.org, а также сайт, посвещенный автоматизации бизнеса.

В целом источники можно считать надежными.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и критерии конкурентоспособности предприятия

Конкуренция – широко известная фундаментальная экономическая категория. Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Риккардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др. 7, с.21 .

Конкуренция – (от лат. «Concurrentia» – столкновение, состязание) – это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами 3, с.89 .


Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны (см. таблицу 1). Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка 6, с.53 .

Таблица 1

Положительные и отрицательные стороны конкуренции составлено по 11.

Положительные стороны

конкуренции

Отрицательные стороны конкуренции

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

1) при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

2) многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Основными показателями являются:

  1. количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  2. дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  3. свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  4. доступность информации;
  5. контроль над рыночной ценой;
  6. неценовая конкуренция;
  7. сектор экономики, в котором преобладает данная структура 30, с.5.

Рассмотрим теперь определение конкурентоспособности предприятия, приведенные в литературе.

Ожегов С.И. в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность определяет как возможность держать конкуренцию, противодействовать конкурентам. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И. 5, с.59 характеризует конкурентоспособность как степень притягательности.


Некоторые авторы дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Так конкурентоспособность понимается как комплекс свойств, определяющий отличие от аналога 10, с.58.

Рассмотрим определение конкурентоспособности организации. Далее перечислены наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации (таблица 2).

Таблица 2

Определения термина «конкурентоспособность организации» 25, с.63

Автор

Определение

Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А.

Способность компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей

Киперман Г.Я.

Способность противодействовать изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Перцовский Н.И.

Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы

Фатхутдинов Р.А.

Возможность фирмы производить конкурентоспособную продукцию, приоритет фирмы по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами

Хруцкий В.Е., Корнеева И.В.

Способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг

Однако, на наш взгляд, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации 33, с.19.

В данной дефиниции учтены два ключевых момента, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно сочетаться с устойчивым финансовым положением предприятия.


Конкурентоспособность предприятия во многом определяется возможностью фирмы приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени 26, с.124.

Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества 21, с.56.

Рассмотрим факторы (критерии), которые определяют конкурентоспособность организации у различных авторов.

Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд  в ходе разработки стратегии организации (компании) на основе анализа отрасли и конкуренции определяют следующие ключевые моменты:

  • качество и характеристики продукции;
  • репутация (имидж);
  • производственные мощности;
  • использование технологий;
  • дилерская сеть и возможности распространения;
  • инновационные возможности;          
  • финансовые ресурсы;
  • издержки по сравнению с конкурентами;
  • обслуживание клиентов 13, с.31.

Девид Кревенс предлагает группировку компетенций (факторов) осуществлять согласно направленности функциональных процессов - внешние (направленные из внешнего окружения внутрь организации), внутренние (идущие изнутри организации) и двусторонние. Внешние процессы связывают организацию с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ней связь и формируя внешние связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают также направленность компетенциям организации, определяемым внутренними  и двусторонними функциональными процессами. Данный подход, не много отличаясь от предыдущего, позволяет малому предприятию строить свою структуру управления, ориентируясь на межфункциональное взаимодействие 9, с.152.

Голубков Е.П. для оценки конкурентоспособности предприятия предлагает рассматривать 16 факторов ее результативности деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности 2, с.154.