Файл: Реформа электроэнергетики в России (РАО «ЕЭС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Реформа электроэнергетики в РФ

1.1. Цели и задачи реформирования электроэнергетики РФ

1.2. Концепции реформирования естественных монополий

1.3. Реформирование электроэнергетики в России

1.4. Электроэнергетика России: жизнь после реформы

1.5. Оптовый рынок электроэнергии

2. Состояние электроэнергетики России после реформы РАО «ЕЭС»

2.1. Электроэнергетический потенциал

 Производство электроэнергии

 Потребление электроэнергии

2.2 Реформа РАО «ЕЭС»

2.3.  Потенциал развития гидроэнергетики

2.4.  Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.

2.5. Энергорынок РФ в 2016 году

Параллельная работа с энергосистемами других стран

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20 марта 2013 года).

Указ Президента РФ от 28.04.1997 N 426 (с изм. от 23.07.2001) "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий"

Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ ( с дополнениями и изменениями от 28.12.2016 N 508- ФЗ).

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в отечественной электроэнергетике продолжаются процессы построения эффективного оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), как основы рыночной системы в важнейшей отрасли промышленности. Связано это в первую очередь с тем, что масштабы и специфика построения технологической структуры ЕЭС России значительно отличаются от ряда развитых и развивающихся стран мира. Причем, осуществлялся более быстро и равномерно в части реализации отдельных этапов этого процесса при иной технологической электросетевой инфраструктуре, переход к эффективному конкурентному рынку в сфере электроэнергетики.

В то же время общепризнанные во многих странах мира экономические принципы использует Российская электроэнергетика, т.е. модели и механизмы управления и работы рынков виртуальных товаров, к которым относятся оптовые и розничные рынки электроэнергии и мощности.

Одновременно сферу обращения особых товаров – электроэнергии и мощности ОРЭМ представляет собой. И в результате в совпадении процессов производства и потребления электроэнергии, невозможности складирования, невозможности определения электростанции, которая физически произвела электроэнергию, потребляемую потребителем, невозможность планирования объемов генерации и потребления продукции заключается эта особенность. На сегодняшний день, ОРЭМ работает в рамках единого экономического пространства РФ. Причем его участниками являются крупные производители, крупные потребители и обеспечивающие организации. Кстати на основе правил, утвержденных Федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» действуют все субъекты оптового рынка.

Не позволяет по целому ряду технических, технологических и экономических соображений разрешить все проблемы одновременно в то же время современное состояние рыночной инфраструктуры электроэнергетики России, а именно, так называемый «сетевой фактор». Однако существуют определенные предпосылки, которые дают возможность найти научно-обоснованные решения по ускорению развития рыночных отношений в российской электроэнергетике.

Не является технологически и, соответственно, экономически однородной на сегодняшний день электросетевая инфраструктура оптового рынка электроэнергии и мощности в РФ. В этой ситуации рынок делится на две ценовые зоны и целый ряд зон свободного перетока электрической энергии (мощности) (ЗСПЭМ). Причем в каждой из зон действуют собственные механизмы ценообразования с ограниченным уровнем конкуренции среди генерации и не оптимальными ценами для потребителей. В результате ограниченной конкуренции внутри таких зон, путем административного регулирования тарифов на электроэнергию и на величину электрической мощности электростанций, подлежащей обязательной покупке на ОРЭМ государственные органы регулирования вынуждены вмешиваться в механизм рыночных отношений.


В этом случае формируется однородное рыночное пространство при ликвидации проблемных участков электрической сети, снятии ограничений и, следовательно, ликвидации раздробленности. И тогда происходит рост уровня конкуренции на ОРЭМ за счет участия большего количества электростанций с лучшими технико-экономическими характеристиками и меньшей себестоимостью производства в конечном итоге. Интересен тот факт, что это может привести к снижению темпов роста тарифов, повышению надежности электроснабжения и стимулирует модернизацию основных средств на электростанциях с устаревшим оборудованием.

Целью выполнения работы является рассмотрение реформы российской электроэнергетики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать цели и задачи реформирования электроэнергетики РФ;

2. изучить концепции реформирования естественных монополий;

3. провести анализ реформирование электроэнергетики в России;

4. изучить оптовый рынок электроэнергии;

5.рассмотреть состояние электроэнергетики России после реформы РАО «ЕЭС»

1. Реформа электроэнергетики в РФ

1.1. Цели и задачи реформирования электроэнергетики РФ

Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 « О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» [1].

Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии.

Следовательно, как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе, стратегическая задача реформирования определена. К основным задачам реформы также относятся:

• создание конкурентных рынков электроэнергии в тех регионах России, где организация таких рынков технически возможна; 


• создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли; 

• поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии; 

• стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики; 

• создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии; 

• создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения; 

• сохранение и развитие единой инфрастуктуры электроэнергетики,

включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление; 

• демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций; 

• создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях; 

• реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике; 

• уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа [7].

И тогда будут стимулировать предприятия к повышению эффективности в свою очередь, конкурентные условия, создаваемые в ходе реформы: заставят развивать современные технологии, более эффективно использовать топливо, точнее планировать производственную деятельность и т.д.

Причем повысив эффективность загрузки генерирующих мощностей, реформа создаст условия для оптимизации работы Единой энергосистемы России. Причем будут более загружены те компании, чьи цены окажутся ниже на конкурентном рынке электроэнергии. Тогда обеспечат более низкие совокупные затраты на производство, передачу и распределение энергии по сравнению с действующей системой, определяемые в ходе конкурентных торгов объёмы продажи электроэнергии. Как правило, при реформе происходит увеличение и централизация государственного контроля над инфраструктурой электроэнергетики – передачей электроэнергии по магистральным сетям, функциями и активами оперативно-диспетчерского управления. Модернизация систем учета и контроля энергопотоков происходит одновременно (в рамках развития рынка). В результате мы имеем повышение управляемости энергосистемы, надежность энергоснабжения.

При этом, инвестиционную привлекательность сетевой инфраструктуры создание рынка повысит. Затем, развитие сетевого комплекса создаст дополнительные возможности для перетоков электроэнергии, который увеличит их объемы. Вследствие этого расширится и усложнится география торговли электроэнергией, включая экспортно-импортные операции.


Объединенное управление разрозненными активами возможно при разделении прежней монополии на отдельные компании по видам деятельности. Это может получиться, только при создании операционных компаний на месте холдинговых. И конечно повысит управляемость новых субъектов отрасли, упростит реализацию единой стратегии, позволит консолидировать и привлекать со стороны значительные финансовые ресурсы такая реструктуризация.

В таких условиях будет способствовать росту оборотов не только самой электроэнергетики, но и отраслей, связанных с производством энергетического оборудования, строительством, металлургией, газовой промышленностью и др., инвестиционная привлекательность эффективных объектов и технологий электроэнергетики. К необходимому увеличению заказов на новое, более эффективное оборудование, строительно-ремонтные, проектно-конструкторские работы приведет всеобъемлющая модернизация существующих и ввод новых основных производственных фондов в электроэнергетике. Это обязательно приведет к стимулированию роста инвестиций в основной капитал, как со стороны электроэнергетики, так и со стороны перечисленных отраслей. Появляются стимулы к развитию энергосберегающих технологий и схем потребления энергии, что существенно снизит энергозатраты на единицу производимой продукции.

В результате, на поведение потребителей начнет оказывать существенное влияние конкурентный рынок. Ну и конечно, не надо сводить это воздействие исключительно к ценовому давлению. Ведь в условиях развитого конкурентного рынка у потребителей появляются новые возможности оптимизации графика и стоимости потребления, компенсации рисков.

Также, решить проблему надежности электроснабжения потребителей

и ликвидировать локальные дефициты электроэнергии, характерные для ряда регионов России реформа даст возможность.

Наконец, конкуренция, внедряемая в отрасли, неминуемо стабилизирует цены на электроэнергию для потребителей на определенном уровне. Причем, означает снижение расходов на электроэнергию для ряда их категорий (например, некоторых крупных промышленных предприятий) формирование конкурентного оптового рынка.

Рыночные преобразования естественных монополий нужно проводить только после учета трансформационных издержек. Повышение экономической эффективности - это основная цель реформирования электроэнергетики. В этой ситуации, имеется ввиду, минимизация издержек предложения электричества и соответствие цен издержкам. Создание конкуренции на этом сегменте рынка - преобладающий способ достижения цели. Критерием реформирования может быть рост оцененной стоимости отрасли до и после трансформации.


Электроэнергетика – базовая инфраструктурная отрасль практически любой экономики, продукцией которой пользуются все остальные отрасли и население. В России ее фундамент - Единая электроэнергетическая система (ЕЭС).

Во многом определялись нерыночными факторами в плановой экономике размещение электростанций и пропускная способность линий электропередачи. Кардинальная трансформация, произошедшая в стране в последние годы, сопровождалась и реформированием энергетики. В этих целях учреждено РАО «ЕЭС России» как холдинг с контрольным пакетом акций у государства, владеющий АО-энерго (региональные электроэнергетические системы) и АО-электростанциями. На основе объектов, принадлежащих холдингу, создан федеральный рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), разделенный на семь тарифных зон в соответствии со структурой диспетчерского управления. Его участниками являются АО-энерго, АО-электростанции, АЭС и ограниченное число крупных потребителей. На данном уровне реализуется около 30% электроэнергии. Остальная ее часть продается на региональных рынках, образованных АО-энерго. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию и мощности на ФОРЭМ осуществляется Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональных рынках – аналогичными

местными структурами (РЭК).

1.2. Концепции реформирования естественных монополий

В основном две альтернативные концепции реформирования естественных монополий в настоящее время в стране сложились. Отделить транспортные сети, сохранив их монопольное положение, от производителей газа, электро- и теплоэнергии и транспортных услуг, которые должны поставляться в условиях конкуренции предлагают сторонники первой альтернативы. Заключается в том, что подобные преобразования нужно проводить только после учета трансформационных издержек. Это объясняется тем, что разукрупнение крупнейших компаний, таких как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», может привести не к появлению здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту трансакционных издержек в экономике, повышению тарифов при снижении инвестиций - вторая альтернатива [7].

Последний подход, на мой взгляд, в большей степени отвечает современным требованиям. Даст мощный импульс развитию отечественного производства, активизировать конкурентные отношения в отраслях естественных монополий его претворение в жизнь, позволит сохранить крупнейшие вертикально интегрированные компании, известные во всем мире. При этом роль государственного регулирования возрастет, поскольку законодательно будут определяться условия не дискриминационного доступа к инфраструктурным сетям.