Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Реформа электроэнергетики в РФ
1.1. Цели и задачи реформирования электроэнергетики РФ
1.2. Концепции реформирования естественных монополий
1.3. Реформирование электроэнергетики в России
1.4. Электроэнергетика России: жизнь после реформы
1.5. Оптовый рынок электроэнергии
2. Состояние электроэнергетики России после реформы РАО «ЕЭС»
2.1. Электроэнергетический потенциал
2.3. Потенциал развития гидроэнергетики
2.4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.
2.5. Энергорынок РФ в 2016 году
Параллельная работа с энергосистемами других стран
*К неценовым зонам относятся регионы Дальнего Востока ( Приморский и Хабаровский край, Алтайский край, Еврейская автономная область, Южно-Якутский край, Республика Саха ( Якутия, Республика Коми, Калининградская и Архангельская области).
Средневзвешенные оптовые цены на электрическую энергию в 2016 году
Секторы рынка |
Средневзвешенная цена в 2015 году, руб/МВт-ч |
Средневзвешенная цена в 2016 году, руб/МВт-ч |
Первая ценовая зона Регулируемые договоры (РД) Рынок на сутки вперед (РСВ) Балансирующий рынок (БР) |
657,4 1150,78 1079,0 |
624,48 1128,72 1056,80 |
Вторая ценовая зона Регулируемые договоры (РД) Рынок на сутки вперед (РСВ) Балансирующий рынок (БР) |
267,7 913,06 652,8 |
246,60 1092,50 753,21 |
Индекс равновесных цен РСВ в 2015–2016 годах, руб./мВт·ч (без НДС)
Зоны рынка |
2015 |
2016 |
Две ценовые зоны Первая ценовая зона Вторая ценовая зона |
1083,7 1163,4 789,0 |
1100,9 1153,3 914,3 |
Таким образом, пока российская электроэнергетика в целом недостаточно ориентирована на учет требований потребителей, в то время как они повышают требования к качеству и доступности товаров и услуг отрасли, прозрачности ценообразования и доступности информации.
Динамика задолженности по оплате за электроэнергию и мощность по зонам оптового рынка, млрд руб.
Зоны рынка |
1 января 2015 г. |
1 января 2016 г. |
1 января 2017 г. |
Ценовые зоны |
45,63 |
51,01 |
11,8 |
Неценовые зоны |
0,86 |
1,65 |
91,9 |
Всего |
46,49 |
52,66 |
13,3 |
В целом регулирование в отрасли остается нестабильным, изменчивость «правил игры» дестимулирует инвесторов и вынуждает потребителей активней развивать свою собственную генерацию. При этом развитие распределенной электроэнергетики идет без стимулов со стороны государства, а также мало учитывается при развитии централизованной системы электроэнергетики и теплоснабжения. Это повышает неопределенность и увеличивает сроки окупаемости проектов для инвесторов в секторе централизованной электроэнергетической системы и может привести к негативным последствиям для ее потребителей, на которых будут перераспределены издержки производства.
Важнейшим направлением государственной энергетической политики становится создание институциональной системы, включая формирование частно-государственного партнерства, формирование рыночной среды, развитие конкуренции, правовое регулирование недопользования и других важнейших с точки зрения государства видов энергетической деятельности, в том числе при освоении арктического шельфа, новых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, стимулирование инвестиционной активности в России и на мировом рынке в зоне интересов российских компаний. Энергетическая дипломатия должна быть направлена на сохранение ведущей роли России на мировом рынке не только с точки зрения экспортных поставок, но и создания необходимой глобальной инфраструктуры, новых
принципов международных энергетических отношений, зафиксированных, в
частности, в проекте Евразийской энергетической доктрины и в рамках энергодиалога Россия — ЕС, а также приоритетного развития принципиально новых технологий энергетики будущего и устойчивого развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электроэнергетика во всем мире была регулируемой и оставалась практически единственным кусочком плановой экономики и регулируемых цен даже в странах со зрелой рыночной экономикой в течение многих десятилетий. Только лишь в последние 15-20 лет многие пришли к тому, что электроэнергетика совсем необязательно должна быть естественной монополией.
Рынки электроэнергии существенно отличаются от рынков других товаров ввиду особенностей производства электроэнергии. Надо сказать, что конструкции рынка электроэнергии имеют значительно более сложный характер, т.к. в процессе торговли необходимо учитывать многочисленные физические ограничения, которые присущи производству и передаче электроэнергии.
Реформы, связанные с построением рынка электроэнергии, очень противоречивы, что можно объяснить следующим. У энергетиков имеются серьезные опасения, что при переходе к рыночным отношениям не будет возможности управления электроэнергетикой как единой технологической системой и естественно, снизится ее надежность. В противовес энергетикам, авторы реформы электроэнергетики, стараются применить для рынков электроэнергии универсальные модели, используемые для других товарных рынков. И конечно скептически относятся к разговорам об особенностях электроэнергетики. В зависимости от того, какая из этих групп преобладает при создании рынка, акценты в его проектировании сдвигаются в ту или иную сторону. Например, на Востоке США, где традиционно существовали энергетические пулы, технологические особенности электроэнергетики были достаточно жестко отражены в правилах рынков электроэнергии, а на Западе
США вначале пошли по пути максимальной либерализации торговли
электроэнергией.
История российской Единой энергетической системы насчитывает более 50 лет, ее формирование и развитие осуществлялось в условиях советского планового хозяйствования, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. По существу, реформа электроэнергетики в России проводится в той отрасли, которая досталась современной России в наследство от Советского Союза. Мы все знаем, что все вводимые за последние 15 лет объекты и мощности проектировались и строились еще в Советском Союзе. Проще говоря, единственной актуальной формой функционирования ЕЭС России является форма естественной монополии.
Несомненно, что состояние российской электроэнергетики в 1998 г. оставляло желать лучшего, и она нуждалась в серьезных преобразованиях. Также, правильно и то, что такие преобразования должны осуществляться очень осторожно и с большими перспективами в ближайшие деятилетия. Процесс реформы в электроэнергетики близится к завершающей стадии, и наши современники были свидетелями тому, что авторы реформы провели немалую работу, в ряде случаев прислушались к мнению оппонентов и внесли изменения в концепцию реформы. Это было сделано, например, в отношении Гидро-ОГК – вместо планировавшихся к созданию четырех компаний была создана одна объединенная. Разумеется, что недостатки и противоречия реформы, о которых предупреждали оппоненты, могут привести к трудностям и проблемам в энергоснабжении в ближайшие 3-5 лет. Естественно, этими проблемами вновь придется заниматься государству. Единственным утешением в этой ситуации может быть то, что новыми собственниками постреформенных компаний будут, в основном, государственные компании и бизнесмены, с которыми легче найти общий язык.
Помимо вопросов системного реформирования для ЕЭС России актуален вопрос стратегии горизонтального развития и евразийской интеграции. Известно, что ЕЭС в советские времена явилась основой создания объединенной энергосистемы «Мир», куда входили страны, члены существовавшего тогда Совета экономической взаимопомощи, и Финляндия. Восстановить «Мир» не составит особых технических сложностей при наличии доброй воли у бывших участников этой системы. В их числе были Польша, Чехословакия, Германия и Венгрия, чьи энергосистемы связаны сейчас с сетями стран Евросоюза. Поэтому российская ЕЭС по инициативе России могла бы стать ядром формирования будущей евразийской объединенной энергетической системы, куда помимо стран Евросоюза и СНГ вошли бы постепенно Китай, обе Кореи, Турция, Иран, Ирак, возможно Япония, Афганистан, Индия, Пакистан.
Таким образом, речь идет о значимом факторе обеспечения долгосрочных геополитических и геоэкономических интересов России, который позволит начать ей развивать новые, взаимовыгодные экономические отношения с внешним миром. Так, создание евразийской объединенной энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии положит начало новой международной энергетической политике, основанной на управлении межнациональными топливно-энергетическими балансами и энергосбережении. Вместе с тем, восстановление и развитие российской ЕЭС в рамках евразийской объединенной энергосистемы повлияет на темпы роста экспорта российских нефти и газа и ограничит дорогостоящее строительство трубопроводов для их транспортировки. Ведь стоимость трубопровода и его эксплуатации в два-три раза дороже строительства и обслуживания мощной линии электропередачи такой же длины, что часто делает предпочтительным крупное производство электроэнергии вблизи мест добычи того же газа. Рост при этом экспорта электроэнергии, который выгоднее экспорта углеводородного сырья, позволит привлечь инвестиции, как в российскую электроэнергетику, так и в обслуживающие ее отрасли промышленности, включая топливную. Все это инициирует развитие внутреннего российского рынка, рост занятости населения и его платежеспособного спроса, а следовательно, увеличение отечественного производства разнообразных потребительских товаров – конечной продукции промышленного сообщества в любой нормальной стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти
Постановление Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20 марта 2013 года).
Указ Президента РФ от 28.04.1997 N 426 (с изм. от 23.07.2001) "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий"
- Постановление правительства РФ № 411 от 10 мая 2009 г. «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»
Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ ( с дополнениями и изменениями от 28.12.2016 N 508- ФЗ).
Книг одного автора
- Карпов Ю.С. Реформирование электроэнергетической отрасли России: результаты, проблемы, перспективы / Ю.С. Карпов // Проблемы управления – 2012: материалы 20-й Всероссийской студенческой конференции. – М.: ГУУ, 2012
- Карпов Ю.С. Развитие сетей как важнейший фактор роста конкуренции на оптовом рынке электроэнергии и мощности / Ю.С. Карпов // Вестник университета. – 2014. – №21. – С. 77-79.
- Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. - М.: Издательство «Бослен», 2008.- 528 с.
- Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: Учебное пособие. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 411с.
- Розанова Н.М. Микроэкономика. Практикум6 учебное пособие-Люберцы.: Издательство «Юрайт», 2015. – 690 с.
- Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – 608с.
- Федорова А.Ю. Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное / А.Ю. Федорова; под ред. проф. С.Б.
Смирнова. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.
Книг двух и трёх авторов
- Баркин О. Г., Волкова И. О., Кожуховский И. С. Проблемы выбора модели развития : аналит. докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1–4 апр. 2014 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 45.
- Гительман Л., Ратников Б. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса // «Энергорынок", 2009 №1 с. 10-14
- Дранаева А.А., Русинов А.А. Проблемы модернизации электроэнергетики в РФ // Бизнес в законе . - № 6. – 2012.
- Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: Издательство «Проспект», 2016. – 448 с.
- Теория отраслевых рынков : учебное пособие / под общ. ред. И.А.Стрелец, М.И.Столбова. – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2013. – 156 с.