Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ МИМИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
1.1 Мимика и особенности эмоционального состояния человека
1.2 Психология невербального общения
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.2 Поза, экспрессия лица, проксемика и характер социально-психологического взаимодействия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения неречевых выражений эмоциональных состояний человекаобусловлена практическими требованиями к применению психологических инструментов оптимизации неречевого взаимодействия, не имеющимина данный момент иного адекватного психологического обоснования.
Изучение системы несловесных выражений эмоциональных состоянийпредставляет ценность и диагностическую, потому чтовыступает одним из показателей личного развития, в каком-то смысле продуктом этого развития, а также фактором дальнейшего роста человека как личности. Данные от науки по этому вопросу необходимы и для профессионального развития людей, ввиду своей профессии вовлеченных в общение и осуществляющих психологический контакт с другими личностями. Поскольку при общении происходит не только обмен информацией, знаниями, способами действия, но и совместное обсуждение и отработка гипотез, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение, сужение зоны поиска, фокусирование усилий и направленности внимания участников общения на анализе точек зрения и зон наивысшей вероятности. Таким образом, результатом общения являетсяоптимизация информационного процесса. А умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как в профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах.
К настоящему времени накоплено большое количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов названной тематики. Так, различным аспектам невербальнойкоммуникации посвятили свои работы такие авторы, как Аверкина Л.А., Ахьямова И.А., Белякова Н.В., Григорьянц Т.А., Екинцев В.И., Иванов В.Д., Кривых Л.В., Лабунская В.А., Ларионова А.С., Михеева Г.А., Оналбаева А.Т., Орлова М.А., Плетнева Е.Г., Ренц Т.Г., Романова М.В., Самохина М.А., Чиркова Е.И., Чуганская А.А., Эм Е.А. и др.
Целью настоящей работы является исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Изучить сущность невербального общения как коммуникативного процесса;
2) Дать описание и проанализировать невербальные средства общения;
3) Изучить особенности невербальныхпроявлений эмоциональных состояний человека.
Практическое значение. Результаты данного исследования могут быть использованы для оптимизации различных видов невербального общения (например, профессионального, межличностного) при решении практических задач.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ МИМИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
1.1 Мимика и особенности эмоционального состояния человека
Исследование непосредственного взаимодействия людей, важную роль в котором играет обмен эмоциональными состояниями, необходимо предполагает изучение средств эмоциональной связи, к числу которых в первую очередь относится мимика.
В истории изучения восприятия эмоций по мимике можно выделить четыре периода. Первый из них связан с работами Аристотеля, Ч. Белла, Дюшена, пытавшихся описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между мимическими выражениями и теми или другими эмоциональными состояниями. [9]
Второй период в изучении восприятия эмоционально-выразительных мимических проявлений связан с именем Ч. Дарвина, охарактеризовавшего ряд мимических выражений и объяснившего их происхождение с эволюционно-биологической точки зрения. Сформулированный им принцип первоначальной биологической целесообразности выразительных движений сохраняет свое значение до наших дней. Дарвину принадлежит также первое межкультурное исследование распознания мимических проявлений. Его работы могут рассматриваться как первая попытка объективного изучения экспрессии.
Третий период характеризуется интенсивным экспериментальным изучением восприятия человеком различных мимических выражений. Однако до 60-х годов ХХ в. вопрос о возможностях восприятия эмоций человека по его мимике не имел более или менее однозначного решения. Ряд исследователей сходились на том, что эти возможности ограничены узким кругом эмоциональных состояний, однако каждый включал в него различные эмоции. Так, А. Фелеки пришла к выводу о возможности восприятия по мимике по крайней мере трех эмоций - горя, радости и удивления. По мнению Н. Ракмик более успешно опознаются «первичные» эмоции (любовь, ненависть, радость, печаль), менее успешно - «вторичные» 9 отталкивание - отвергание, удивление, сомнение, пренебрежение). К. Лендис установил, что единственной эмоцией, в оценке которой испытуемые обнаруживают высокую степень согласованности, является радость. Другие авторы считали, что по мимике человека возможно опознание широкого спектра эмоций. Однако согласованность оценок испытуемых в их опытах была невысокой. [9]
Такая разноречивость данных в немалой степени была связана с тем, что фотографии мимических выражений, использовавшиеся в этих эмоциях в качестве стимульного материала, не были стандартизированы, что приводило к несопоставимости полученных результатов. Например, К. Лендис, который пришел к выводу о невозможности опознания эмоций по мимике, в качестве стимульного материала использовал фотографические снимки мимических реакций испытуемых в ответ на различные эмоциогенные стимулы. Однако в условиях эксперимента, целью которого было формирование определенных эмоциональных реакций, у испытуемых могли возникать эмоции, не соответствовавшие ожиданиям экспериментатора. Уже сама ситуация предварительного трехчасового пребывания испытуемых в экспериментальной камере, предусматривавшая крайнее ограничение двигательной активности, могла вызвать у них различные переживания, начиная от страха и кончая гневом. Кроме того, в ряде случаев К. Лендис использовал сложные стимулы, такие как музыкальные произведения, картины и пр., воздействие которых не могло быть однозначным. [12]
Наиболее убедительные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека были получены П. Экманом с соавторами и К. Изардом, с именами которых связан четвертый этап разработки проблемы восприятия экспрессии человека. Усилия этих исследователей были направлены на выявление мимических паттернов, характерных для так называемых основных эмоций. По мнению П. Экмана, таких эмоций шесть: радость, горе, отвращение - презрение, удивление, страх и гнев; по мнению К. Изарда, - девять: интерес, удовольствие - радость, удивление, горе - страдание, отвращение, гнев, стыд, страх и презрение. Описав мимические паттерны в терминах сокращения или растяжения определенных групп лицевых мышц, П. Экман и К. Изард независимо друг от друга сконструировали фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Кросскультурные исследования показали, что данные эталоны опознаются с высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий. [12]
1.2 Психология невербального общения
Некоторым общение видится весьма упрощенно — как обмен словами и стоящей за ними информацией. На самом же деле общение протекает как контакт[23]. Варианты видов контакта в ходе общения приведены в Приложении 1.
Люди в общении — не подобия акустических снарядов, издающих и воспринимающих звуки. Они не только передают—принимают информацию, но вступают во взаимодействие, взаимоотношения, изучают, воздействуют друг на друга, проводят свою линию поведения, отстаивают свои интересы. Весь этот клубок психологических факторов сказывается на процессе обмена информацией в ходе общения, и успех обеспечивается умением инициатора общения принять их во внимание, использовать для решения стоящей задачи.
Слово действует не только своим содержанием и смыслом, но и всем комплексом обрамляющих его неречевых средств. Психотехника использования невербальных средств сопровождения речи связана с их использованием при разговоре, что существенно усиливает силу слов, а игнорирование ее может ослаблять и даже сводить действие слова на нет. Общее правило таково: сообщать не только ушам, но и глазам слушающих.
В жизнедеятельности каждого человека встречается огромное количество коммуникативных ситуаций, в которых значимым фактором выступает использование возможностей мимики. В широком смысле под мимикой понимаются выразительные движения мышц лица. В ней отражаются психическое состояние человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям. В профессиональной психотехнике мимика используется для усиления речевого высказывания, воздействия на собеседника, установления психологического контакта, формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре, маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему и даже для улучшения самочувствия. Умение контролировать свою мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение любого работника социальной профессии.
Огромное значение имеет способность владения психотехникой использования жестов и умение их «читать». Все жесты, условноможно поделить на группы (Приложение 2). [7]
Поза говорящего оказывает психологическое влияние на собеседника и выдает отношение к нему, отношение к себе, уровень культурности и этичности, психическое состояние, намерение и др. Она сказывается и на восприятии слов, может соответствовать их реальному смыслу или противоречить ему; правильные и красивые слова могут восприниматься как лживые, как пустая формальность. Потому разумно принимать ту позу, которая точно рассчитана на психологический эффект, соответствующий целям речи. В общем случае она призвана свидетельствовать о культуре, ответственности, требовательности к себе, уважительности к собеседнику, внимательности к его словам. Признаки ее: строгая прямая посадка, наклоненный чуть вперед корпус.
Походка может немало сказать о человеке и определенным образом характеризует его психологию. Достаточно четко различается походка людей, уверенных в себе и неуверенных, обладающих большим самомнением и нетребовательностью к себе, распущенных и расхлябанных и получивших хорошую школу в армии, находящихся в состоянии расслабленности и отдыхающих, взволнованных и озабоченных, настроенных решительно и трусливо, чего-то опасающихся и пытающихся не обратить на себя внимание, готовящихся к какому-то действию и др. Ее особенности можно подметить, глядя на человека спереди, сбоку и даже сзади, издали и с небольшого расстояния. Даже не очень наблюдательный человек, заметив движущегося, например, на посту сотрудника милиции или приближающегося к нему, интуитивно угадывает некоторые его особенности, состояния и намерения.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для установления эффективного контакта, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого [14]. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения.
Успех любого коммуникативного контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что он сообщает, сколько от того, как себя держит. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника.
Выводы
Опираясь на результаты исследований, проведенных можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.
1) Различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируются так называемые основные эмоции (страх, удивление, радость, горе, отвращение, гнев); менее успешно - «составные» (например сочетание отвращения и удивления, гнева и страха). Степень успешности идентификации связана с типом лица (мужское или женское).