Файл: Невербальное проявление эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последующих исследованиях было выявлено, что поза и пространство общения позволяют проанализировать три основных вида отношений:

1) аффилиацию (притяжение, любовь - отталкивание, ненависть);

2) статус (доминирование - подчинение);

3) степень включенности, значимости происходящего для партнеров. Для выражения пяти разных уровней аффилиации (сильная антипатия, умеренная антипатия, нейтральное отношение, умеренная симпатия, сильная симпатия) применяется всевозможное совмещение таких параметров позы, как уровень расслабленности, открытость, положение тела, рук, наклон головы (вверх – вниз, вправо – влево). [9]

Особый интерес представляют труды, которые ставили своей задачей установить весомость таких составляющих взаимодействия, как поза и выражение лица. В оригинальном эксперименте Валдрон, используя позы, зафиксированные в других работах, сочетал их с определенными выражениями лица и сделал фотографии, иллюстрирующие три аффилиативные тенденции - симпатию, антипатию, нейтральное отношение. Фотоизображения он показал группе испытуемых и получил данные, указывающие на то, что поза человека может сказаться на оценке выражения его лица. Результаты экспериментов Валдрона говорят о том, что позитивное выражение лица и позитивная поза воспринимаются наблюдателями как выражающие больше симпатии, чем позитивное выражение лица и негативная поза. Поза с наклоном вперед (компонент положительной позы), но совмещенная с нейтральным выражением лица, воспринимается как выражение агрессии, антипатии. [12]

Невербальные шаблоны поведения разнятся у лиц с различными аффилиативными тенденциями. То есть, тем лицам, которые ожидают позитивной поддержки от других и сами стремятся её выразить, свойственно такое экспрессивное невербальное поведение: контакт глаз, приятное выражение лица, умеренная жестикуляция, открытая поза, ориентация на партнера, туловище немного наклонено вперед. Лица с повышенной чувствительностью к отвержению, не ожидающие от других поддержки, показывают закрытые позы, у них также отсутствуют повороты туловища к партнеру. В целом их позы можно назвать «напряженными». Большая степень чувствительности к отвержению, неприятие другого актуализируют соответствующий шаблон невербального поведения, которое приводит к образованию чувства антипатии у партнера и к перестройке его собственного поведения. Позитивные ожидания человека порождают, как правило, изменения в невербальном поведении собеседника, приводят к снятию напряжения, увеличению симпатии и, соответственно, к изменению картины невербальной интеракции. [5]


Очень существенным для осмысления особенностей невербальной интеракции являются исследования, в которых задачей является определение, какие именно движения тела действительно доносят до нас информацию о доминировании, конфликтном поведении, о желании прекратить агрессию со стороны партнера. По данным Камрасс, успешному разрешению конфликта содействует рисунок позы под названием «сделай себя меньше». То есть, если «сделать себя меньше», то есть возможность предотвратить невербальную и вербальную агрессию со стороны партнера. «Сделать себя меньше» обозначает демонстрацию установленного шаблона невербального поведения: втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, сделаться неподвижным. Подобный приём наблюдается в иерархизированных группах, в которых подчиненные и люди более низкого положения, встречаясь с начальником, опускают голову, округляют спину, как бы кланяясь. Этот элемент невербальной интеракции особенно сильно наблюдается в Японии, Китае, где подчиненный практически дотрагивается лбом пола, кланяясь при встрече с лицом высокого статуса. [8]

Эти и многие другие изыскания позволяют сделать общие выводы о том, что кинесико-проксемические шаблоны несут информацию об интерперсональных отношениях, как для наблюдателя, так и непосредственно для участников этих отношений.

2.3 Жесты и прикосновения в структуре невербального общения

Невербальная интеракция реализовывается на основе жестов вступления в контакт, поддержания, усиления контакта и его окончания.

Особая область психологии невербального поведения, проводящая исследования жестов-прикосновений и физических контактов людей, носит название такесика. Не секрет, что тактильно-кинестезическая система позволяет получить менее точную информацию об окружающем мире, о другом человеке, чем зрение. Тем не менее, в определенных ситуациях общения, а в особенности там, где существует сенсорная депривация, данная система отражения создаёт представления о положении тела в пространстве, содержит информацию о присутствии объектов, в том числе и другого человека, содействует формированию схемы тела как определенной структуры. [4]

Таким образом, такильно-кинестезическое отражение дает представление о такесическом строении невербального поведения и входящих в него компонентах – физическом контакте и расположении тела в пространстве.


Как и множество сфер психологии невербального общения, такесика привлекла к себе внимание ученых как фактор формирования личности, метод регуляции отношений, инструмент культурно-нормативного и социально-психологического управления общением. С самых ранних лет, физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний выступает важным средством взаимодействия человека с внешним миром. Посредством разнообразных прикосновений вырабатываются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека. Психологи всего мира анализируют прикосновения как фактор развития первого опыта общения ребенка, предполагая, что благодаря прикосновениям формируется картина мира, обладающая определенной эмоциональной модальностью. Говоря по-другому, такесическому контакту, который предшествует визуальному, отдаётся роль фундаментального инструмента, обусловливающего на долгие годы жизни человека его восприятие мира. [12]

В конкретные этапы жизни, например в подростковом возрасте, избегание прикосновений взрослых, близких людей служит признаком отчуждения ребенка, попытки показать независимую позицию и т.д. Чаще всего, родители, близкие люди переживают нарушение такесического поведения между ними и подростком. В определенных эпизодах может встречаться увеличение прикосновений к подростку родителями, что может служить основанием для формирования еще больших проблем в общении, зачастую до конфликтных ситуаций. [12]

Невербальные интеракции, основой которых служит такесика, могут трансформироваться (разрушаться, возобновляться или продолжаться) под влиянием очень большого количества факторов, основную роль среди которых играет система отношений друг к другу. Не существует более конкретного и яркого индикатора затрудненной коммуникации, изменения отношений между людьми, чем такесика. При внешнем сохранении прежнего визуального контакта, той же улыбки, которая появляется на лице при встрече партнера, но больше нет прикосновений (рукопожатий, объятий, поцелуев и т.д.) - это служит верным признаком, что чувства, отношения изменились. Разнообразные виды прикосновений могут быть проявлениями эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (например, пощечина). Они позволяют превозмочь эмоциональное напряжение. Так, в ходе исследований, было выявлено, что дети, слушая страшную историю, чаще, обычного, дотрагиваются друг до друга, обнимаются, берутся за руки. Взрослые тоже чаще прикасаются к себе (аутоприкосновения) и к своему партнеру в напряженных ситуациях. [12]


По сути, такесика в коммуникации играет роль индикатора статусно-ролевых отношений, обозначая степень близости общающихся. В связи с чем, неправильное использование прикосновений может являться причиной серьезных конфликтов в общении.

Исходя из эмоциональной силы такесики, основанной на том, что она чаще всего сопутствуется нарушением неприкосновенности физического тела человека, в культуре с незапамятных времен имеются различные запреты, коммуникативные табу. Несоблюдение запретов на прикосновение в рамках культурной традиции может приводить к формированию проблемных форм общения.

Психологическое и социально-психологическое содержание прикосновений, их значение для партнеров и наблюдателей будет определяться следующим:

  • кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал;
  • нарастает или уменьшается такесическиое разнообразие в смешанных по возрасту и полу парах;
  • формируются и проявляются одинаковые элементы такесического поведения по отношению ко всем присутствующим, или разнообразие физических контактов изменяется под влиянием отношений участников взаимодействия;
  • каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная схема, физическая активность. По данному параметру рукопожатие может быть охарактеризовано как властное, дружеское, участливое, теплое, холодное, быстрое, короткое, крепкое, вялое, сильное, слабое и т.д.

Выводы

Следовательно, в практике построения качественного коммуникативного контакта необходимо развивать навыки и подвергать анализу кинесико-проксемические формы взаимодействия в группе, уметь расшифровать все проксемические составляющие общения: расстояние между партнерами, направление движения их тел, (вперед – назад, вправо – влево, встать – сесть), позицию расположения в группе (в центре, напротив определенных лиц, по диагонали, на периферии относительно лидера группы), синхронность появления определенных движений тела (их идентичность, гармоничность), скорость смены шаблонов невербального поведения или их постоянство в ситуации диадного и группового взаимодействия, степень расслабленности - напряженности позы, ее открытость - закрытость, «уменьшение себя» - «распространение себя». Ведущим показателем содержания отношений в диаде или в группе является критерий «зеркально согласованных поз» и друпрочих движений, а так же наличие такесического контакта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В понятие невербального поведения, широко известного как «язык тела» или «язык жестов», входят такие формы самовыражения, которые основываются не на словах и других речевых символах, а на поведение человека, которое он выражает своей мимикой, жестами и т.п. в процессе общения.

К невербальным средствам общения относятся:

А) экспрессивно выразительные движения

  • мимика;
  • жесты;
  • походка;

Б) визуальный контакт

  • взгляд;
  • частота контакта;
  • направление;

В) межличностная дистанция (проксемика).

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются определенным уровнем целенаправленности. Поэтому в психологии важно изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу.

В данной работе представлен основной репертуар невербального поведения, т.е. были рассмотрены и проанализированы составляющие неречевой коммуникации: визуальный контакт, жесты, позы, проксемика и т.д. их роль в установлении социально-психологического взаимодействия также была изучена: невербальные средства общения - это основные элементы, с помощью которых человек передает не только свои мысли, но и свое эмоциональное состояние, что является одним из главных критериев отличия homosapiens от остальных млекопитающих.

Таким образом, человек, выступая как субъект невербального общения, может показывать свое отношение (как положительное, так и отрицательное) к собеседникам, что характеризует его как участника затрудненного либо незатрудненного общения.

Также было рассмотрено, что невербальные средства общения могут преломляться сквозь призму межнациональных различий и также могут оставаться неизменными (характерными для всех рас и народов), например, улыбка применяется для демонстрации симпатии у всех жителей планеты. Неречевые сигналы также имеют разное проявление у людей различного возраста и социального статуса. Так, бедность невербальных характеристик общения человека говорит о том, что он чувствует свое высокое положение в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология- М.: Издательство Московского университета, 1980.
  2. Бодалев А.А. Психология межличностного познания - М.: Педагогика, 1981.
  3. Брикман А.Ф. Гений общения - СПб.: Знание, 1993.
  4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980.
  5. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978.
  6. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997.
  7. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  8. Леонтьев А. А. Психология общения - М.: Смысл, 1999.
  9. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998.
  10. Петрова Е. А. Знаки общения - м.: Издательство ГНОМ и Д., 2001.
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: словарь. - М.: Политиздат, 1990.
  12. Сенько Т.В. Психология взаимодействия ч.1 «Базисная структура межличностного взаимодействия»: учеб.пособие - Мн.: Карандашев, 1990.
  13. Смирнова Е.Е. Психология общения - СПб.: КАРО, 2005.
  14. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении - М.: издательство Московского университета, 1992.
  15. Таранов П.С. Приемы влияния на люде» - М.: Фаир-Пресс, 2002.
  16. Уайсайд Р.«О чем говорят лиц» - СПб.: Питер, 1997.
  17. Холл. Э. Как понять иностранца без слов. – М.: «Наука», 1995.