Файл: Невербальное проявление эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Мимические проявления воспринимаются не изолировано, а как система признаков или особенностей элементов и зон человеческого лица.

3) Указанные особенности инвариантны относительно методики исследования.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1 Визуальный контакт

Как правило, под контактом глаз подразумевается обмен взглядами, продолжительность фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На то, как будет проходить контакт глаз, влияет огромное количество факторов (уровень знакомства партнеров, их пол, возраст, личностные особенности, система отношений между ними). Контакт глаз - это самый тонкий показатель отношений и взаимоотношений, вырабатывающихся между людьми.[3]

Вместе с изменением угла ориентации, расположения партнеров в пространстве общения изменяется направление взгляда вплоть до полного исчезновения контакта глаз, если люди стоят рядом или спиной друг к другу. Эти естественные «проксемические препятствия» контакта глаз имеют интерес у исследователей в том случае, если они применяются умышленно, в целях демонстрации отношения, формировании препятствий в общении (повернулся спиной; сел за спиной собеседников, за пределами круга общения и т.п.).

Как мы знаем, обмен взглядами говорит о том, что партнеры введены в систему социального взаимодействия, а прерывание подобных интеракций свидетельствует о том, что совершается «выталкивание» из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих из личного пространства, а как следствие, происходит изменение отношений.[14]

Направление взгляда в общении зависит от содержания общения, индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений и предшествовавшего их развитию. А. А. Леонтьев заостряет внимание на значимость для понимания отношений между партнерами не столько параметров контакта глаз как таковых, сколько их изменения в различные эпизоды общения: не так важно, насколько часто смотрит человек в глаза собеседнику, как то, что он прекращает это делать или, напротив, начинает. При условии, что отношения развиваются нормально, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени их общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга более долго и часто, когда слушают, а не когда говорят.


Контакт глаз увеличивается и с нарастанием расстояния между общающимися. Исследования, проведенные в данном направлении, выявили влияние возраста и пола партнеров на взаимосвязь временных параметров контакта взглядов и расстояния общения. У представителей мужского пола контакт глаз растет пропорционально увеличению расстояния, у представительниц женского пола эта взаимосвязь имеет непрямолинейный характер: наиболее сильный контакт глаз отмечается, когда партнеры на расстоянии 1,5 метра друг от друга, средний – 0,6 метра, минимальный - 3 метра. Некоторые ученые высказывают мнение, что большая дистанция между партнерами блокирует нужную для женщин степень влияния и по этой причине они попросту избегают взаимодействия. [6]

Имеются данные, согласно которых продолжительность взгляда, частота смотрения тоже говорят о статусном неравноправии партнеров. Когда первый партнер в более высоком статусе, то второй, в более низком, смотрит продолжительнее и более часто. Если взгляды партнеров по интеракции направлены на какого-то одного человека, то это означает его явную лидерскую позицию в этой группе. [4]

Динамика направленности взглядов в процессе диалога свидетельствует также о степени интеллектуального напряжения и важности для партнера озвученного вопроса.

Про значение разных типов отношений, представляемых в особенностях визуального контакта, в организации стратегии взаимодействия с окружающими людьми, пишет Э. Мор. Будучи психотерапевтом, она заметила то, что глаза человека выказывают отношение к нам: любовь или ненависть; восхищение или презрение; интерес или безразличие. Зная об этом, Зигмунд Фрейд, например, а за ним и большое количество продолжателей его подхода в психотерапии старались обходиться в беседах с клиентами без контакта глаз, для того, чтобы минимизировать влияние этого контакта на клиента. Они находили себя также более свободными (были самими собой), когда пациенты не имели возможности смотреть на них. [11]

Э. Мор изучала роль зрительного контакта в детско-родительских взаимоотношениях и стремилась выявить феномен детско-материнской привязанности или ее отсутствия. Как мы знаем, в продолжении первых месяцев после рождения мама и ребенок проводят большое количество времени, находясь в зрительном контакте. Ребенок уже начинает сосредотачиваться на материнском взгляде на 5 - 7 неделю жизни и энергично призывает к зрительному контакту, когда мама на него не смотрит. Ребенок может смотреть на свою мать столько, сколько она будет смотреть на него. Что именно видит ребенок, смотря на лицо матери, в ее глаза? Ребенок видит там себя, что делает мать реальной для него. Э. Мор акцентирует внимание на том, что если лицо матери, показывая её собственные чувства, делается жестким, вероятно вырабатывание патологических отношений между ней и ребенком. При нормальном развитии контакта глаз не только создается позитивный образ матери, но также и отношение к ней становится автономным. Говоря по-другому, если ребенок сердится на мать, его хорошие чувства к ней спутываются сплохими, но ее образ остается неизменно любимым. [11]


Эти фундаментальные функции контакта глаз, общения лицом к лицу на начальных этапах развития индивидуума, его отношений с близкими, имеют большое значение в выстраивании отношений с другими партнерами по общению.

Исходя из этого, можно сказать, что особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, недостаток частоты и положительных модальностей становятся причиной различных переживаний, могут вырабатывать враждебную направленность общения, приводить к феномену «отчуждения от индивидуальности». Когда взгляд матери непрерывно выражает злость и агрессию, это может мешать нормальному развитию визуальных контактов ребенка с другими. Большое количество психотерапевтов и ведущих тренинговых групп встречаются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза друг друга, избегают контакта глаз. Одной из причин является то, что человек опасается, что другой «прочитает» у него в глазах истинные намерения, вероятно негативные, по этой причине он не разрешает себе смотреть в глаза другому.

Независимо от того, в чем выражается дефицит каких-либо зрительных контактов в родительско-детских отношениях, освобождение от их воздействия возможно лишь с помощью особой невербальной интеракции, общения лицом к лицу. Данные невербальные интеракции не только дадут информацию практикующему психологу про переживания его пациента, а также поспособствуют осознанию обоими участниками диалога своей представленности как другому, так и себе, то есть удовлетворению нужды в доказательстве, а значит, в любви, принятии, интересе, уважении и т.д. [11]

Этнографы наших дней заявляют, что все культуры можно поделить на две части в зависимости от направленности взгляда: у первых во время разговора взгляд устремлен в глаза собеседника, вторые же смотрят в сторону, потому что считается невежливым смотреть прямо в глаза. Помимо норм зрительного контакта, обусловленных культурными и этническими традициями, есть «неписаные» законы невербального общения. Эти законы влияют на области интимного, доверительного, личностного общения. В тех случаях, когда данные законы преступаются, возникают эффекты затруднённого общения: сбои в коммуникации, уменьшение либо увеличение сенситивности к состояниям другого человека, непонимание, чувство одиночества, отчужденности, отношение недоверия, неприятия и т.д.

Психологический смысл контакта глаз как существенного компонента невербальной интеракции может трансформироваться под воздействием большого числа переменных, но неизменным остается тот факт, что контакт глаз свидетельствует о видах определенных отношений:


1. «Дистанция», положительный полюс - «включенность» (отношения привязанности, заинтересованности, принятия). Ему соответствует частый, интенсивный визуальный контакт, подчиняющийся правилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Отрицательный полюс - «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения). Ему соответствует редкий, слабый либо совсем отсутствующий контакт глаз.

2. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление). Данным отношениям соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность взгляда на партнера, в особенности во время энергичного коммуницирования либо в те моменты, когда собеседник сообщает негативные, но при этом эмоционально важные для него факты. «Позиция» представлена также полюсом «подчинение». Для отношений, образующих этот полюс, присущ «свёрнутый» контакт глаз, частое и быстрое поглядывание на партнера, а также довольно упорный поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при нежелании последнего фиксировать визуальный контакт).

3. «Валентность». На ее положительном полюсе лежат отношения «эмоциональной близости» (доброжелательность, симпатия, дружба, расположение), а на отрицательном - отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, неприязнь). Отношения группы «валентность» передаются с помощью интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, но в первую очередь о данных отношениях говорят модальность взгляда и его психофизиологические параметры. Враждебность представляется не только посредством пристального взгляда, но и с помощью таких его признаки, как холодность, жесткость и т.д., а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз. [9]

2.2 Поза, экспрессия лица, проксемика и характер социально-психологического взаимодействия

В самых общих чертах позы, входящие в невербальный шаблон отношений и взаимоотношений, можно поделить на две значительные группы в зависимости от того, человек стоит либо сидит. Данные положения тела (позы) важны для осознания их психологического смысла как сами по себе, так и зависимо от того, стоит другой человек или сидит. Если оба партнера одновременно сидят либо кому-то из них предоставлена возможность сидеть воспринимается множеством народностей как положительная тенденция во взаимоотношениях. Неравенство положений (поз) трактуется как нарушение отношений, склонность к доминированию, самоутверждению и т.д. [3]


Ученые довольно давно обращают своё внимание на связь между позами участников группы в процессе совместной деятельности и ее микроклиматом. Так как микроклимат формируется в системе отношений между участниками общения, то позы интерпретируются с позиций видов отношений между членами группы. [5]

Ключевой метод анализа поз в невербальной интеракции - это метод «кадр за кадром». Этот метод отличается от остальных способов фиксации невербальной интеракции тем, что он базируется на применении видео - и кинотехники, скрытых камер. Он даёт возможность запечатлеть непосредственные, спонтанные интеракции, а потом рассмотреть их «кадр за кадром». В начале 80-х годов нашего века П. Булл подвел итоги исследования поз участников взаимодействия как показателей их взаимоотношений. Он попытался дать ответ на вопрос, какой именно должна быть динамика поз, их рисунок, чтобы между участниками взаимодействия появлялись определенные отношения. Поставленная цель была им достигнута. Данные и выводы ряда исследований свидетельствуют о существовании феномена интеракционной синхронности (I.S.). Смысл его заключается в том, что в процессе общения, устремлённого к взаимопониманию, возникает все больше и больше элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров. [3]

В отличие от подхода к исследованию проблемы синхронности невербального поведения участников взаимодействия, как показателя их позитивных - негативных отношений А. Шефлен внёс предложение рассматривать в качестве индикатора модальности взаимоотношений между партнерами уровень согласованности их поз. Как он считал, одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их позиций по обсуждаемому вопросу, а несогласованные позы говорят о существенных разногласиях в оценке одного и того же явления, о различном отношении к предмету обсуждения и о несоответствие статусов участников коммуникации. В продолжение исследования Шефлена, Чарни поделил все позы на согласованные и несогласованные. В согласованных позах он отметил те, которые являются «зеркально-согласованными позами» (MISP), и те, что соответствуют «идентичным позам» (IP). Под идентичными позами подразумеваются такие позы участников интеракции, когда левая либо правая сторона первого соответствует по конфигурации позы правой или левой стороне второго. Вид «интеракционной синхронности» преображается в соответствии с содержанием диалога и уровнем согласованности отношения к нему участников диалога. [3]