Файл: Профессиональные и личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вот почему специалисты советуют не отказываться от хобби даже при крайне напряженном расписании, искать интересные дела, никак не связанные с профессией, находить в себе силы для тесного общения с близкими.

Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Другими словами, человеку необходимо иметь помимо работы насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.

Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как в положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником и ее проявления обнаруживаются другими людьми.

Занимаясь трудовой деятельностью, надо знать и представлять:

• возможные последствия этого феномена;

• к своим недостаткам относиться более объективно, стараясь их компенсировать;

• новое место работы определять с учетом своего прошлого профессионального опыта и личностных качеств.

Заключение

Профессиональная деформация представляет собой изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Наиболее сильное влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

Значительную роль в предупреждении профессиональной деформации играет гигиена умственного труда – тщательное планирование своей деятельности, правильное чередование труда и отдыха. Умение активно отдыхать, наличие разнообразных непрофессиональных интересов и увлечений, содержательное общение значительно препятствуют переутомлению и перенапряжению нервно-психической сферы работника правоохранительных органов, уменьшают отрицательное действие стресс-факторов.


Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки. Огромную роль играет критика и самокритика.

Что касается профессиональной деформации работников социальной сферы, то для него, как правило, характерен частный случай профессиональной деформации – эмоциональное выгорание — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Основной причиной профессионального выгорания работников социальной сферы является необходимость проявлять чувство заботы о «клиенте». Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью работника социальной сферы, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей клиентов, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения. Такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению рабочим процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Многие работники социальной сферы отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.

Список использованной литературы

  1. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование, 2000.
  2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.- СПб.: Речь, 2004.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – М.: издательство «Свет», 2000.
  4. Зеер Э.Ф. Профессиональные деструкции личности // Зеер Э.Ф Психология профессий - Екатеринбург, 2014.
  5. Иванова Н.К., Профессиональное выгорание: формирование практических умений и навыков по успешному преодолению стресса // Работник социальной службы. - 2009. - №3.
  6. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург, 2008.
  7. Карпов А.В. Психология труда– М.: Владос – Пресс, 2005.
  8. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М., Выш. школа 2006.
  9. Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы. - 2007. - №2.
  10. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. –2001. – №11.
  11. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания//Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8.
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006.
  13. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал.- 2001. - Т. 22. - №1
  14. Панасюк, А.Ю., Профессиональная деформация, - М.: Юрид. Лит. 2002.
  15. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изд-во СПГУ, 2003.
  16. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ С.А. Боровикова, Т.П. Водолазскова. – СПб.: Изд-во СПГУ, 1991.
  17. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. - СПб.: 2004.
  18. Теперкина М.В Способы предупреждения синдрома «эмоционального выгорания»// Вестник Московского университета. Сер.6. Психология. - 2006. - №6.
  19. Трунов Д.Г. И снова о «профессиональной деформации»… // Психологическая газета. - 2004. - №6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Уровни профессиональной деформации

Уровни деформации

Проявление деформаций

1. Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемым, похожими)

Инвариантные особенности личности:

  • У педагогов – синдром «назидательности» (стремление поучать, воспитывать);
  • У юристов – синдром «асоциального восприятия» (каждый человек воспринимается потенциальным нарушителем);
  • У руководителей – синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм)
  1. Специальный профессиональный

Каждая специальность имеет свой состав деформаций:

    • У прокурора – обвинительность;
    • У следователя – правовая назидательность;
    • У адвоката – правовая изворотливость;
    • У терапевта – угрожающие диагнозы;
    • У хирурга – циничность.
  1. Профессионально-типологический

(особенности темперамента, способностей, характера)

Складываются профессионально-личностные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности:

  • Искажение мотивации деятельности,
  • Перестройка ценностных ориентаций,
  • Пессимизм,
  • Скептическое отношение к нововведениям;

б) деформации на основе каких-либо способностей:

  • Например, интеллектуальных, коммуникативных – возникает комплекс превосходства, самолюбования и др.;

в) деформация на основе черт характера:

  • Например, властолюбие, доминантность и др. порождает равнодушие и др.
  1. Индивидуализированный

(особенности работника)

В результате сращивания личности с профессионально важными качествами развиваются сверхкачества или акцентуации:

  • Сверхответственность;
  • Гиперактивность;
  • Трудовой фанатизм.

Приложение 2

Рекомендации по мерам, препятствующим

профессиональным деформациям

Содержание

Меры

Регулярный отдых, баланс «работа — досуг»

Деформации усиливаются всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин).

Нужно искать такие виды активности, которые больше нравятся (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс.

Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения»

Осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др.

Делегирование ответственности (разделяйте ответственность за результат деятельности с клиентами, подопечными).

Вырабатывайте умение говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».

Наличие хобби (спорт, культура, природа).

Необходимо наличие интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

Активная профессиональная позиция

Принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения.