Файл: Профессиональные и личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Профессиональная деятельность занимает в жизни человека очень большое место, играя одну из главных ролей в социальном формировании человека, его поведении и образе жизни в целом. При этом ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.

Вопрос влияния на личность профессиональной деятельности регулярно рассматривается учеными психологами и социологами, не теряя своей актуальности по причине недостаточной разработанности.

О том, что профессия накладывает свой отпечаток на человека, рассуждали еще философы античности, но особенную популярность данная проблема приобрела в конце XIX и начале XX века. В работах многих выдающихся психологов достаточно полно освещены вопросы связи категорий деятельности и личности. В меньшей степени изучалисьаспекты взаимосвязи отдельных, частных видов деятельности — игры, учения, общения,познания и труда в контекстеотдельных профессий. Существует ряд исследований, посвящённых влиянию труда на свойства личности и множество конкретных исследований этой взаимосвязи в отдельных отраслях. В них раскрыты многочисленные существенные взаимосвязи между содержанием конкретного вида труда и определенными качествами личности.

Положение о том, что профессия человека накладывает в той или иной мере существенный отпечаток на его жизнедеятельность исознание в целом, не опровергалось никогда. Все виды деятельности человека в рамках избранной им профессии могут способствовать гармоничному развитию личности, улучшению ее нравственного и физического облика. Тем не менее,в определённых условиях,специфика профессиональной деятельности может вызвать развитие негативных явлений в психологическомсодержании личности, деформировать ее.

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы профессиональной деформации личности, можно назвать Р.М. Грановскую, В.В. Бойко, Д.Г. Трунова,А.А. Крылова, В.Е. Орла, Е.С. Кузьмина, Е.И. Рогова и других.

Установлено, что профессиональная деятельность способна оказывать более мощное деформирующие воздействие на личность по сравнению с непрофессиональными видами деятельности, приводя, впоследствии, к закономерным,неслучайным различиям в профессиональных типах личности. Профессиональная деформация личности - явление, негативные последствия которого могут быть нивелированы посредством других, непрофессиональных факторов (воспитания,социализации и т.п.). Это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенной профессиональнойдеятельности, на личностные свойства целостной индивидуальности субъекта труда.


Цель работы –изучение профессионально-личностных деформацийсубъектов труда.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1.Раскрыть содержание понятия «профессиональная деформация личности»;

2.Изучить психологические механизмы формирования профессиональных деформаций;

3. Проанализировать последствия профессиональных деформаций личности;

4. Изучить способы профилактики профессиональных деформаций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём суждения и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности –разработке проблем профессиональных деформаций; в практике с целью выявления условий и причин возникновения профессиональных деформаций, а также в учебно-познавательной деятельности студентов.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

1.1 Профессиональная деформация - понятие, виды, причины формирования

Профессиональной деформацией принято называтьвыраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности [5]. В отличие от акцентуаций, профессиональные деформации выступают как вариант нежелательного негативного профессиональной развития.

По мнению Е. И. Рогова профессиональными деформациями личности являются такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.[9]

Анализируя профессиональные деформации в общем виде, Э.Ф. Зеерприходит к следующему: «...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности»[6].


Явления профессиональной деформации субъекта трудатак же можно рассматриватькак прогрессивные, адекватные, и потому эффективные в рамках профессиональной деятельности, но одновременно регрессивные, если анализировать их через призму жизнедеятельности человека в широком смысле, в социуме. Данное понимание опирается на тот факт, что, с одной стороны, профессиональные деформации детерминированы процессом труда, а с другой — имеют внутри субъектные предпосылки. Так, большинство специалистов, изучавших проявления профессиональной деформации субъекта труда, воспринимают эти феномены как негативный вариант развития личности, отмечая при этом, что они являются следствием процесса приспособления к профессиональной деятельности, поэтому являются полезными в ее рамках. В то же время, эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности. В целом, негативная характеристика профессиональных деформаций субъекта труда основана на том, что они ведут к нарушению гармоничности личности, снижают ее адаптивность в общественной жизни и устойчивость в целом.

Существует гипотеза о том, что особенно сильно профессиональная деформация проявляется у тех субъектов труда, для которых выполняемая профессиональная роль непосильна, но они, имея завышенные амбиции, притязания на статус, успех, не склонны отказываться от этой роли[3].

Сам термин «деформация»подразумевает, что происходят изменения некой ранее устоявшейся структуры, а не первоначальное формирование личности и ее особенностей в онтогенезе. То есть имеют место феномены изменений уже сложившихся структурно-функциональных характеристик психики, личности, возникающих вследствиепродолжительного профессионального функционирования. Иными словами, профессиональные деформации могут быть описаны как следствие фиксации (сохранения) трансформированных под влиянием трудовой деятельности ранее сформировавшихся (на отрезке жизни, предшествующем освоению профессии и профессиональной деятельности) психологических характеристик и средств организации поведения человека. Речь идет о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, навыков, знаний и опыта, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала. Но в таком обобщенномконтексте профессиональные деформации — явление повсеместное, нормальное, естественное и широко распространенное, острота проявлений которого обусловлена глубиной профессиональной специализации, степенью специфичности трудовых задач, используемых предметов, условий и орудий труда (у работников, находящихся по возрасту в первой половине периода зрелости). На такие, по сути, нормальные,явления, сопутствующиепрофессиональному развитию в его прогрессивной, восходящей линии, во втором периоде зрелости могут накладываться возрастные ограничения, которые усиливают необходимость избирательности форм активности, компенсаторных проявлений и других описанных выше форм приспособительного поведения.


Профессиональная деформация субъекта труда может носить поверхностный или глобальный, эпизодический или устойчивый, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в манерах поведения, в профессиональном жаргоне, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются «управленческая эрозия»,«административный восторг» и «синдром эмоционального выгорания»[7].

Одна из наиболее популярных причин профессиональных деформаций, по утверждению специалистов, - специфика ближайшего окружения, в которомпроходит общение субъекта труда, а также специфика его деятельности.

Другой не менее существенной причиной профессиональных деформацийвыступает разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Постоянная работа, на протяжении многих лет, по решению однотипных задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные стереотипы, привычки, определяет стилиобщения и стильмышления.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое местоздесь принадлежит таким индивидуальным качествам, как: склонность к следованию жестким стереотипам поведения, ригидность нервных процессов, дефекты нравственного воспитания, узость и сверхценность профессиональной мотивации, самокритичность, относительно низкий интеллект, отсутствие рефлексии[5].

У личностей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек является все более закрытым для новых знаний. Мировоззрение этихлюдейстановится ограниченнымценностями, установками и стереотипами содержания профессии, то есть становится профессионально-ориентированным.

По мнению Е. И. Рогова, профессиональные деформации также могут быть обусловлены особенностями мотивационной сферы субъекта труда, которые выражены в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности на фоне его низких функционально-энергетических возможностях, и относительно низком интеллекте[5].

Известно несколько классификаций профессиональной деформации субъекта труда. Е.И. Роговымвыделены следующие:

1.Общепрофессиональные деформации, типичные для большинства людей, занятых конкретной профессией. Обусловлены ограниченными возможностями использования средств и предмета труда, а также профессиональных установок, задач, форм общения,привычек. Чем более специализированными являются предмет и средства труда, тем в большей мере имеет место дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Так, например, представители профессий социономического типа гораздо лучшеразличают, воспринимают и адекватно отражают особенности поведения конкретных людей в сравнении с профессионалами технономического типа. Так даже в рамках одной профессии педагога можно выделить типичных «физкультурников», «руссистов», «математиков»;


2.Типологические деформации, образованные слиянием особенностей функционального строения профессиональной деятельности и личностных особенностей (так в среде педагогов выделяются педагоги-предметники и педагоги-организаторы, в зависимости от степени проявления у них лидерских качеств, организаторских способностей, экстравертности);

3.Индивидуальные деформации, в первую очередь обусловленные личностной направленностью, а не характером выполняемой трудовой деятельности человека. Есть мнение, что профессия может создавать благоприятные условия для развития качеств личности, предпосылки которых существовали еще до начала периода профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей профессиональной деятельности выступают в качестверуководителя, организатора, имеющего властные полномочияпо отношению к маленьким детям, зачастую не способным защитить себя от агрессии и несправедливого обвинения. В связи с этим, среди педагогов начальной школы зачастую встречаются люди, закрепившиеся в этой профессии в силу того, что у них сильно выражена потребность подавления, власти, управления активностью других людей. Если данная потребность не уравновешивается с другой сторонывысоким уровнем культуры, гуманизмом, самоконтролем и самокритичностью,эти педагоги становятся яркими представителями профессиональной деформации личности[5].

Э.Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

1.Общепрофессиональные деформации, типичные среди работников определенной профессии. Например, среди работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель).

2.Специальные профессиональные деформации, формирующиеся в процессе специализации. Например, среди представителей юридических и правозащитных профессий: у оперативного работника - актуальная агрессивность; у прокурора - склонность к обвинениям; у следователя - правовая подозрительность; у адвоката - профессиональная изворотливость.

3.Профессионально-типологические деформации, связанные с наложением индивидуально-психологических характеристик личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. Как результат - формируютсяличностно и профессионально обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (перестройка ценностных ориентаций, трансформация мотивов деятельности, скептическое отношение к нововведениям, пессимизм);