Файл: Налоги и налогообложение - Акцизы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях внешних рисков и внутренних ограничений в экономической и налоговой сферах, косвенные налоги, занимающие особое место в налоговой системе, оказывая регулирующее воздействие на социально–экономическое развитие экономики, могут способствовать правильной налоговой политике.

Современными видами косвенного налогообложения являются акцизы и налог на добавленную стоимость, которые применяются в Российской Федерации с 1 января 1992 года. Данные налоговые платежи появились в системе налогов Российской Федерации в результате проведения коренной налоговой реформы, обусловленной переходом от плановой экономики к рыночной. Ранее существующие в государстве налоги уже не соответствовали развивающимся рыночным отношениям, поэтому необходимо было пересмотреть источники формирования доходов бюджета, изменить либо отменить действующие налоговые платежи и ввести новые.

Российский опыт в области косвенного налогообложения (особенно акцизного) свидетельствует о наличии противоречий и нерешенных вопросов в данной области. Необходимость системного подхода к изучению акцизного налогообложению, учитывающего особенности, как налоговой системы, так и экономики нашей страны с учётом опыт акцизного налогообложения в других странах, предопределяет актуальность темы исследования.

На сегодняшний день акцизное налогообложение имеет ряд преимуществ среди налогов. В первую очередь, они отличаются быстрым поступлением в бюджет, так как при реализации подакцизных товаров непременно производится и перечисление налога в бюджет. Во–вторых, следует отметить, что акцизы охватывают категорию товаров массового потребления, пользующихся наибольшим спросом, за счет чего их реализация обеспечивает достаточно большой объем поступлений в бюджет. Тем самым акцизы оказывают существенное влияние и на финансовую обеспеченность всего государства, так как объем и реализация подакцизных товаров прямо пропорциональны объему поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ.

Целью данной работы является анализ особенностей акцизного налогообложения в Российской Федерации, выявление основных проблем и направлений его развития. Это обусловило необходимость решения следующих задач:

– изучение сущности акцизов как разновидности косвенных налогов, которая обусловлена единством их экономической и правовой природы;

– выявление специфических особенностей акцизного налогообложения, его роли и места в системе косвенных налогов;


– исследование экономической природы акциза, характеристика его основных элементов;

– выявить проблемы и направления совершенствования акцизного налогообложения в РФ.

Объектом работы является акцизное налогообложение в Российской Федерации. Предметом выступают нормы российского законодательства о налогах и сборах, регулирующее акцизное налогообложение, и практика их применения.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания: системный анализ, сравнительный, исторический, логический, системно–структурный, а также частнонаучные методы, прежде всего, сравнительно–правовой, формально– юридический и статистический.

1 Теоретические аспекты развития акцизного налогообложения

1.1 Понятие и функции акцизов в системе косвенных налогов

Система налогов государства представляет собой совокупность установленных законом налогов, сборов и пошлин на территории страны, которые действуют в единстве и взаимосвязи. Многообразие налоговых платежей приводит к необходимости их классификации, которая может быть осуществлена по различным основаниям. Основным критериальным признаком налогов в большинстве систем классификации являются источники уплаты налогов. По данному признаку происходит деление налогов на прямые и косвенные[1].

Одним из главных представителей косвенных налоговых платежей является акциз, который взимается с определенного перечня товаров путем установления надбавок к их цене. Как и НДС, акцизы являются косвенным налогом, который включается в цену товара и поэтому оплачивается потребителем.

Обязательным элементом налога являются ставки, которые установлены законодательством по каждой категории не только акцизов, но и подакцизных товаров. Ставки установлены единые по всей территории России. Существуют три вида ставок, которые представлены на рисунке 1[2].

Рисунок 1 Виды ставок налогов в РФ

Косвенные налоги, по мнению ряда исследователей, уплачиваются до стоимостного распределения общественного продукта на уровне организации. Связано это с тем, что объектом косвенного налогообложения является уже сформированная цена товара, услуги. Хотя изначально суммы от косвенного налогообложения и поступают на счета различных организаций в банках, они не являются их доходами и должны быть внесены в бюджет до распределения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, косвенные налоги принимают участие в стоимостном распределении общественного продукта «вне хозяйствующего субъекта», на уровне обществ.


Экономическая сущность косвенных налогов проявляется через выполняемые ими функции. Приведем данные функции в таблице 1, а также рассмотрим каждую из них подробней [3].

Таблица 1 – Функции косвенных налогов

Наименование функции

Краткая характеристика

Фискальная

Налоги являются составляющей государственного бюджета

Регулирующая

Ограничение производство и потребление товаров, без которых, без ущерба для собственных нужд можно обойтись.

Социальная

Перераспределение общественных доходов в пользу более социально незащищенных категорий граждан.

Контрольная

Возможность отслеживания налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства.

Фискальная функция является основной функцией, которая присуща всем налогам. Изначально, косвенные налоги были введены только с целью увеличения доходов государства. Взимание косвенных напрямую не подвержено влиянию экономического спада, поскольку не связано с эффективностью деятельности хозяйствующего субъекта, а зависит от потребления, объем которого доминирует над накоплением налогов. Таким образом, фискальная функция выполняется даже в условиях спада в динамике производства, в условиях убыточной работы организации.

Второй функцией, которая проявляется при косвенном налогообложении является регулирующая. Косвенные налоги влияют на экономические процессы, тенденции, спрос, предложение и потребление, экспортно–импортные отношения, тем самым сдерживая или стимулируя производство отдельных товаров, работ и услуг.

Косвенным налогам присуща и социальная функция, обеспечивающая решение некоторых социально–экономических задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования. Данная функция направлена на сглаживание тенденций социального расслоения нашего общества, а также затрагивает проблемы, касающиеся справедливого налогообложения, которые реализуются за счет:

– пониженных налоговых ставков по налогу на добавленную стоимость на продукты питания, лекарственные средства, товары для детей;

– применения повышенных акцизов и пошлин на товары, не являющиеся первой необходимостью;

– увеличения доли косвенного налогообложения (большее обложение тех лиц, которые имеют больший объем потребления);

– введения акцизов на предметы роскоши[4].


Контрольная функция также относится к косвенным налогам. По акцизам данная функция реализуется через контроль государства над выпуском и реализацией подакцизных товаров, посредством применяемых ставок.

Существуют цели, которые преследует государство при установлении акцизов:

– недопущение получения сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции, не обусловленной эффективностью деятельности производства;

– создание, в некоторой степени, идентичные экономические условия для проведения своей деятельности и для организаций и ИП[5].

Целевая функция акциза двойственна: он призван ограничить потребление подакцизного товара и способствовать устранению негативных последствий его потребления. То есть акциз используется не только в целях ограничения спроса на определенные товары, но и для финансового обеспечения мер по предотвращению отрицательных последствий от потребления подакцизных товаров.

Потребности индивидов и общества объективно обусловливают необходимость производства специфических по своей полезности и ценности товаров, которые к жизненно важным не относятся, но их потребление чревато отрицательными последствиями финансового и социального характера. Поэтому в практике налогообложения важно реализовать социальную составляющую акциза, поскольку потребность в подакцизных товарах устранить невозможно в силу невозможности прекращения потребления.

1.2 Зарубежный опыт акцизного налогообложения

Зарубежной юридической науке также известна классификация налогов на прямые и косвенные. В законодательстве некоторых зарубежных стран данная классификация налогов имеет юридическое значение. Так, во Франции от принадлежности налога к прямому или косвенному зависит система судов, которая будет рассматривать дело между налогоплательщиком и налоговыми органами. В Швейцарии федеральные власти могут устанавливать принципы гармонизации только в отношении прямых налогов

В целом мировой опыт раскрывает значение акцизов в следующих значениях:

- как правительственный сбор, взимаемый при производстве или продаже некоторых видов товаров, произведенных или импортированных для внутреннего потребления;

- как налогов, взимаемых правительством с производства, продажи и потребления определенных товаров;

- как аналог внутренних доходов;

- как налогов, взимаемых за право или разрешение заниматься определенным видом деятельности, торговли или услуг[6].


В зарубежной литературе наряду с термином «косвенные налоги» встречается понятие «налоги на потребление». В странах Европейского союза (ЕС) принята классификация налогов по их источникам: налоги на потребление, налоги на трудовые доходы и налоги на доходы с капитала. Можно выделить две группы налогов на потребление: общие налоги на потребление и налоги на потребление отдельных товаров и услуг. К общим налогам на потребление относятся НДС, налоги с продаж, налог на товары и услуги, а ко второй группе относятся акцизы, таможенные платежи, налоги на отдельные услуги, например на страховые премии и финансовые услуги.

В зарубежных государствах встречается достаточно разнообразный состав косвенных налогов. Для большинства стран типичными представителями косвенных налогов являются НДС, акцизы, различные разновидности налога с продаж. Эти же косвенные налоги установлены и российским налоговым законодательством. Налог с продаж в Российской Федерации вводился дважды – с 1991 года и до начала 1992 года и в качестве регионального налога с 1998 года и был отменен в 2004 году[7].

Кроме этого, современными налоговыми законодательствами зарубежных стран установлены такие косвенные налоги как:

– налог с оборота;

– регистрационный налог (сбор), который взимается при государственной регистрации сделки, например, сделок по переходу права собственности на движимое или недвижимое имущество, создание или реорганизацию юридического лица и др.

– гербовый налог (сбор), взимаемый с продажи гербовых видов продукции (марок, бумаги и т.д.). Зависит этот налог от вида документа и составляет фиксированную сумму;

– таможенные пошлины (сборы)6.

В некоторых странах можно встретить и специфические косвенные налоги. Например, в США есть специальный профессиональный налог (СПН). Его уплачивают наряду с акцизами все предприятия страны, занятые в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Аналогичный налог взимается с предприятий, занятых в табачном бизнесе.

В зарубежных странах сочетание косвенных налогов также различно. Наиболее распространенным является взимание НДС и акцизов, но может иметь место и отказ от взимания НДС в пользу налога с продаж или сочетание всех этих трех косвенных налогов. Так, например, особенностью налоговой системы США является отсутствие НДС, а из косвенных налогов взимаются только акцизы, таможенная пошлина и налог с продаж. Последний применяется наиболее широко и является основным налогом на потребление в стране. В Японии взимаются все три указанных налога.