Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач, встающих перед промышленностью на современном этапе, является эффективное применение инновационных решений. Переход к новым методам хозяйствования требует усиления инновационной активности и изменения подхода к нововведениям, соединения инноваций с рынком. Исходя из современной расстановки действующих сил в экономике, приоритет её развития должен быть отдан активизации инновационной деятельности в её базовых наукоёмких отраслях, являющихся источником динамичного движения.
Целью курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ создания инновационного проекта, проведение анализа инновационного проектирования на предприятие и формулирование рекомендаций по внедрению инновационного проекта на предприятие.
Данная цель предопределила определение сущности решения следующих задач:
- определить понятие и сущность инновационного проекта;
- рассмотреть этапы создания инновационного проекта;
- провести анализ условий разработки и внедрения инновационного проекта;
Объектом данного исследования является механизм формирования и реализации инновационной стратегии предприятия.
Предметом исследования является ООО "Мастер Гамбс", г. Санкт-Петербург.
Методика исследования базируется на диалектическом системном подходе при использовании преимущественно методов логического, структурного и сравнительного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию инновационных стратегий в мебельной отрасли, а также при изучении курса стратегического и инновационного менеджмента.
1. Теоретические основы создания инновационного проекта
1.1 Понятие и сущность инновационных проектов
Инновация (нововведение) – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Понятие инновация применяется ко всем новшествам в производственной организационной, финансовой, научно-исследовательской и др. сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Управление любыми нововведениями представляет собой сочетание различных функций, каждая из которых (маркетинг, планирование, организация, мотивация, учет, контроль, координация) направлена на решение специфических вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого спектра мероприятий. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационным процессом или инновационной деятельностью. Базовым элементом структуры инновационной деятельности является инновационный проект.
Инновационный проект представляет собой систему взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта, которая приведена в приложении А, имеет свои цели и задачи.
Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем получения грантов (Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по экономике Министерства общего и профессионального образования; Российская программа экономических исследований и др.).
Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается сроки объем финансирования в расчете на год, сроки выполнения и число участников. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.
Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Основные участники проекта
Заказчик - будущий владелиц и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.
Инвестор - физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.
Проектировщик - специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер.
Поставщик - организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) - юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся ИП, производственные предприятия, вузы и т.п.
Научно-технические советы (НТС) - ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком. Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта.
Поддерживающие структуры проекта - это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т.п.
В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа. Далее следует содержание проекта. Так же должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта. В общем виде смета расходов может быть оформлена с выделением прямых и накладных расходов.
1.2 Классификация инновационных проектов
Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предполагает громадное разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Целесообразно классифицировать инновационные проекты по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.
В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижения его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на:
1) долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет;
2) среднесрочные с периодом реализации от трех до пяти лет;
3) краткосрочные - менее трех лет.
С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т.е. отражать цель решения инновационной проблемы в целом и промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов решения сложных проблем.
По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых.
Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление их на:
1) введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта;
2) введение нового или усовершенствованного метода производства;
3) создание нового рынка;
4) освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
5) реорганизация структуры управления.
По уровню принятия решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на:
1) федеральные (межгосударственные) и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы;
2) отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ;
3) инновационные проекты отдельных ИП, задания которых включаются в планы ИП.
1.3 Этапы разработки инновационного проекта
Разработка инновационного проекта состоит из трех этапов:
1) подготовка инновационного проекта;
2) составление бизнес - плана проекта;
3) учитывание рисков, а так же их особенностей.
Подготовка инновационного проекта включает:
а) определение проблемы и цели инновационного проекта;
б) создание рабочей группы;
в) осмысление проекта, разработку плана и этапов реализации проекта, а так же их сроков;
г) определение ожидаемых результатов;
д) составление календарного плана выполнения работ по проекту.
Составление бизнес - плана инновационного проекта включает:
а) определение требований к бизнес-плану инновационного проекта;
б) составление содержания бизнес-плана;
в) оценку эффективности инвестиций в инновационном проекте
Этап учитывания рисков инновационных проектов состоит из определения классификации инновационных рисков и создания основных приемов управления рисками инновационных проектов.
Рассмотрим первый этап создания проекта - подготовка инновационного проекта. Общим для всех проектов является выявление проблемы и постановки цели. Для разработки и реализации инновационного проекта создается рабочая группа. Подготовительная стадия проекта имеет важное значение для всех участников, особенно для инвестора или заказчика, принимающих решение о целесообразности выполнения проекта и перспективности его реализации.
Для исследователя она начинается с выявления проблемы и инициации идей. Под проблемой понимается либо любое существенное отклонение от установленных норм, требований и стандартов, либо наиболее важная задача, не имеющая однозначного решения. Проблемы решаются путем подготовки и реализации инновационных проектов. Одно из важнейших условий успешности проекта - наличие четко определенных реально достижимых, перспективных и текущих целей, которые непосредственно порождаются проблемами. Описание целей проекта определяет его сущность.
Для выполнения и осуществления создается команда, состоящая из руководителей и специалистов-исполнителей. Команду формирует руководитель или менеджер проекта. При подборе команды наряду с профессиональными, учитываются факторы совместимости и личностные качества.
Одновременно с подготовкой документов на выполнение НИР и ОКР - заявок, договоров на создание научно-технической продукции, согласования цены на нее, осуществляется осмысление проекта, как системы взаимоувязанных, взаимообусловленных элементов, находящихся в единстве и выполняющих различные (конкретные) функции в отличие от проекта в целом.