Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Анализ деятельности сетевой компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В последние десятилетия ответом организации во всём мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компании («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.

Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для её неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочёты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.

Цель. Определить сетевую организацию бизнеса как современную форму деятельности организаций.

Задачи.

  1. определить сетевую организацию как новый тип отношений
  2. выявить свойства сетевых организаций
  3. провести анализ сетевых организаций косметики
  4. провести исследование основных аспектов хозяйственной деятельности сетевой компании

Объект - сетевая форма организаций.

Предмет - деятельность в сетевой организации.

Методы исследования: опрос, анкетирование.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1. Основы сетевой организации деятельности

1.1.Сетевая организация как новый тип отношений в современных условиях

Сети и сетевые сообщества - историческое явление, существующее всегда в более или менее явном виде, предполагающее взаимодействие субъектов в процессе решения конкретных вопросов.

Сетевые организации возникали в разные исторические эпохи и в различных уголках планеты Земля.[1]

Так горизонтальные связи имели большое значение в средневековых городских и сельских коммунах, которые формировались как добровольные объединения горожан или сельских жителей. Для них была характерна не только кооперативная организация труда, но и коллективные спортивные состязания, праздники народного искусства, коллективный досуг. Подобные коммуны до сих пор существуют в Швейцарии.[2]

В философии историю сетевой организации рассматривает только биополитика (политическая наука и философия). [3]

Авторы, работающие в рамках данного направления, указывают на множество доказательств того, что набор черт, характеризующих метод структуризации общества, названный сетевым, был первоначально присущ организации сообщества первобытных людей.

В постиндустриальную эпоху цели качественно изменили принципы организации, и именно это является основанием, чтобы говорить о том, что сетевые организации возникли именно в нашу эпоху, хотя сами принципы существовали всегда. За счет своей гибкости и подвижности они соответствуют требованиям современной жизни.

Сетевая организация – это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети – значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.[4]


Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений.[5]

Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства ; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой.[6]

Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

1.2.Создание сетевых организационных структур

Переход к современным методам управления связан с сетевыми организационными структурами.

Первые работы по сетям применительно к вопросам управления организациями связаны с анализом поведения индивидов и значения неформальных связей, которые играют сегодня не последнюю роль в России. В последних разработках рассматриваются влияние межфирменного сотрудничества на стратегию предприятий, а также основы формирования сетей предприятий.[7]

Первым этапом движения традиционного предприятия к сетевой структуре должно быть переосмысление ориентиров: кто мы? что делаем? куда идем? куда хотели бы идти?

Процедуры являются по своей природе межфункциональными, межотдельскими и даже внутриотдельскими атрибутами деятельности. Предприятие должно проявить новаторский подход, изобретательность для принятия на вооружение революционных по содержанию методов работы на базе новых технологий.[8]

Иногда реинжиниринг связывают с радикальным пересмотром рабочих процедур с целью резкого улучшения таких параметров, как издержки, качество, услуги и оперативность. Речь, следовательно, идет о средстве повышения эффективности организационной структуры.[9]


Организация в форме сети - гибридное решение, объединяющее три предыдущие типа структур (функциональной, дивизиональной, матричной), обеспечивающее более эффективный вариант разграничения деятельности и связей, а также пропорций между автономией и контролем.[10]

Изучение форм организации предприятий позволяет сделать вывод о том, что постепенно находит признание принцип разнообразия. Поиск единой концепции, идеальной структуры, адаптированной к любой организации, заменяется стремлением к многообразной концепции, применительно к которой идея оптимальной модели полностью отсутствует.

Операцию формирования сетевой структуры нельзя представить в виде последовательно осуществляемых этапов. Это итеративный и непрерывный во времени процесс. Переход к сетевой организации происходит только после проведения соответствующих процедур (рис.2).[11]

Глобально описан феномен трансформации оргструктур. Страна добивается успеха уже не только в отдельных отраслях, а в развитии “гроздей” промышленных секторов, объединенных вертикальными и горизонтальными связями. Россия именно так была организована в течение длительного времени. Почему бы не попытаться извлечь выгоду из этих исторически существовавших связей между прежними производственными структурами?

Если сетевая структура является стратегическим выбором, необходимо рассмотреть вопрос о типе решений. Эволюция организационной структуры начинается со стратегического решения. Необходимо переосмыслить организационную структуру с точки зрения эффективности ее стратегических приоритетов. Затем в увязке с проведенным анализом принимаются некоторые тактические решения, касающиеся реинжиниринга. В последнюю очередь предприятие занимается реструктурированием (опять же в увязке с результатами предшествующих преобразований), затрагивающим политику в различных областях деятельности предприятия, рабочие процедуры, оперативные решения, ролевые функции и полномочия. Предприятие, которое хочет создать систему управления в форме сети, обязательно должно пройти все эти этапы (см. таблицу 1).

Мы живем в эпоху предприятий-сетей и сетей из предприятий, фирм, исповедующих новые принципы менеджмента. Вызов со стороны организационных структур необходимо принять, чтобы обеспечить их выживание. В конечном счете речь идет о вызове управленческой науке, в первую очередь стратегическому менеджменту. Особенно это касается России, которая способна доказать, что она все лучше овладевает тонкостями рыночной экономики.[12]


Таблица 1. Характеристики этапов перехода российских предприятий к сетевой организационной структуре

Этап 1
Переосмысление

Этап 2
Реинжиниринг

Этап 3
Реструктурирование

Основной подход

Стратегический

Тактический

Оперативный

Природа похода

Концептуальный

Технический

Организационный

Доминирующие цели

Стратегические преимущества

Тактика достижения конкурентоспособности

Оперативная гибкость

Показатели

Эффективность (по намеченным целям)

Эффективность (по производственным нормам)

Численность персонала

Работа с сетевой организационной структурой

Стратегический выбор:
сохранить
отложить
полностью переделать виды деятельности

Виды деятельности - внешние, внутренние, оперативные процедуры

Действующие лица, компетенции, опыт, процедуры принятия решений

1.3.Успешная сетевая организационная структура управления розничного предприятия

Создание успешной сетевой структуры розничного предприятия требует поиска баланса между положительной и отрицательной сторонами "эффекта масштаба". Решение было найдено в форме франшизы на уровне бизнес-процессов. О том, как и в какой последовательности следует воплощать эту идею в жизнь, читайте в статье.

Сетевые магазины (далее, иногда, просто Сети) появились в России относительно недавно. Они имеют несколько отличительных структурных особенностей по сравнению с привычной розницей:

Физическое расположение точек продажи действительно напоминает сеть, у которой в узлах находятся супер- и гипермаркеты самообслуживания. Формат точки продажи зависит от площади магазина и представленного ассортимента. География распространения Сети – города, страны, континенты.[13]

Наличие у Сети централизованного менеджмента является обязательным условием. Помимо централизованного менеджмента точки продажи Сети могут быть объединены общими поставщиками, одинаковым ассортиментом товаров, брэндом, программами обучения продавцов, применением одинаковых ноу-хау и т.д.[14]