Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Развитие и поддержка конкуренции – одно из приоритетных направлений современной экономической политики развитых стран. Именно проведение антимонопольной политики является залогом развития малого и среднего бизнеса. В нашей стране в отличие от зарубежных стран становление крупных предпринимательских структур основано на концентрации и централизации производства и капитала, а также возможности снижения издержек и повышения эффективности преимущественно в условиях крупномасштабного, крупносерийного производства.
В свою очередь, развитие малого и среднего бизнеса в полной мере оправдано потребностями производства, так как наряду с крупными компаниями необходимо существование огромного количества мелких и средних предприятий с целью гибкого реагирования на все потребительские изменения, а также конъюнктуры рынка. Именно на базе малого и среднего предпринимательства происходит значительная часть технических открытий и инноваций.
Действуя в широкой конкурентной среде малого и среднего бизнеса, обладающих мобильностью, динамичностью, свободой поиска и выбором способов экономических действий, под значительным нажимом антимонопольного законодательства и политики, крупные современные корпорации во многом «свернули» негативные потенции своей рыночной мощи. Следует отметить, что современный отечественный монополизм характеризуется не столько высоким уровнем концентрации и большим размером предприятий, сколько узкой предметной специализацией производства.
Цель работы – исследование государственного регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности в России и за рубежом.
Задачи работы:
- исследовать теоретические аспекты государственного регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
- проанализировать развитие антимонопольного законодательства в России;
- рассмотреть особенности антимонопольного регулирования в США, странах ЕС, странах Азиатско-Тихоокеанского региона;
- определить направления совершенствования государственного регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности в России с учетом зарубежного опыта.
Предмет исследования – государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Объект исследования – антимонопольное регулирование в России и зарубежных странах.
Теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, антимонопольное законодательство РФ и зарубежных стран.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных стран, информация периодических изданий, сети Интернет.
Глава 1. Назначение государственного регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности
1.1 Содержание и цели государственного регулирования конкуренции
Эффективность функционирования любого общества определяется результативностью деятельности отдельных отраслей и эффективностью государственной политики[1]. В свою очередь результативность отраслей экономики во многом определяется состоянием товарных рынков, количеством участников, наличием хозяйственных и иных отношений между ними, свободой предпринимательской деятельности, состоянием конкуренции[2].
В конкурентных экономических условиях предприниматели и фирмы свободны в своих действиях, самостоятельно определяют объемы производства товаров и услуг, самостоятельно ищут потребителей своего товара, самостоятельно формируют и назначают цену на свой товар, свободно вступают в экономические отношения с другими лицами. Именно конкуренция является главным условием свободного предпринимательства[3]. В свою очередь свободное предпринимательство обеспечивает наличие конкурентных отношений на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей и фирмы к эффективным действиям на рынке, заставляет их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Важнейшим условием эффективной конкуренции является свободная торговля и обмен товарами на всем экономическом пространстве, которое включает как российские, так и иностранные рынки. При таких условиях ответная реакция от потребителей без искажений и оперативно через продавцов доходит до поставщиков и производителей товаров, что позволяет им самостоятельно и своевременно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы[4]. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.
Конкуренция способствует прогрессу экономики за счет повышения эффективности производства, создания условий для концентрации ресурсов в наиболее развитых и привлекательных секторах экономики, насыщения товарных рынков разнообразными товарами и услугами, снижения уровня издержек производства и обращения, росту потребления товаров и услуг и, соответственно, обеспечивает рост валового внутреннего продукта (ВВП). Конкуренция среди товаропроизводителей побуждает участников рынка активно внедрять инновации, совершенствовать технологии, рационально использовать ограниченные природные и иные ресурсы. Свобода потребительского выбора способствует оздоровлению экономики, не позволяя действовать неэффективным фирмам и предпринимателям. Любое искусственное ограничение свободы входа на рынки, перемещения товаров между территориями, введение запретов и ограничений для свободного обращения товаров на рынке будет иметь негативные последствия для конкуренции и национальной экономики, а также приведет к ограничению свободы выбора товаров и услуг потребителями[5].
В то же время любой хозяйствующий субъект – участник товарного рынка объективно стремится к получению и укреплению рыночной власти, вытеснению конкурентов с рынка, расширению сферы своей деятельности, увеличению своей доли на рынке[6]. То есть для участника рынка характерно объективное стремление стать монополистом хотя бы на каком-либо, пусть и небольшом, сегменте рынка. В целях приобретения, сохранения и усиления своей рыночной власти предприниматели и фирмы стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими их деятельность на рынке. Для этого они могут совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, совершать иные действия, результатом которых может быть ущемление интересов других участников и, самое главное, ограничение свободы потребительского выбора гражданами[7].
Ограничение конкуренции, злоупотребление своим исключительным положением на рынке отдельными участниками, монополизм в разных формах существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества, ведет к расслоению общества по уровню доходов, к росту цен, как на потребительские товары, так и на продукцию производственно-технического назначения[8]. Результатом таких действий неизбежно будет рост инфляции и ухудшение всех экономических показателей государства[9].
1.2. Ограничения монополистической деятельности и антимонопольное законодательство
В целях защиты общественных интересов, пресечения злоупотреблений рыночной властью существующих монополий, недопущения создания новых монополий, искоренения негативных проявлений монополизма и создания условий для развития конкуренции во всех сферах экономической жизни возникает необходимость выработки единых правил поведения предпринимателей и фирм на рынке, ограничения рыночной власти, устранения административных и технологических барьеров для выхода на рынок новых участников. Достижение таких целей возможно за счет выработки и реализации специальной конкурентной политики, основанной на положениях антимонопольного законодательства[10].
Антимонопольное законодательство и осуществляемое с его помощью антимонопольное регулирование направлены на достижение следующих результатов, характеризующих эффективность рыночной системы хозяйствования:
- рациональное использование всех видов ресурсов для выпуска востребованной рынком продукции, отвечающей количественным и качественным требованиям потребителей;
- справедливое распределение полученных доходов и прибыли, оптимизация затрат на производство и реализацию продукции;
- оптимизация деятельности субъектов рынка, достигаемой за счет использования преимуществ науки, техники, технологий;
- достижение экономической и социальной стабильности в обществе[11].
С учетом достижения этих стратегических результатов антимонопольное законодательство направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение единства экономического пространства на всей территории государства;
- обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории государства;
- обеспечение свободы экономической деятельности;
- устранение административных барьеров для развития предпринимательства;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
- защита конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- обеспечение равного доступа участников рынка к бюджетным средствам, природным и иным ресурсам[12];
- создание условий для эффективного функционирования товарных и финансовых рынков;
- контроль за рыночной концентрацией, пресечение антиконкурентных картельных и иных соглашений[13].
Выводы
Антимонопольное законодательство и осуществляемое с его помощью антимонопольное регулирование направлены на достижение следующих результатов, характеризующих эффективность рыночной системы хозяйствования: рациональное использование всех видов ресурсов для выпуска востребованной рынком продукции, отвечающей количественным и качественным требованиям потребителей; справедливое распределение полученных доходов и прибыли, оптимизация затрат на производство и реализацию продукции; оптимизация деятельности субъектов рынка, достигаемой за счет использования преимуществ науки, техники, технологий; достижение экономической и социальной стабильности в обществе.
Глава 2. Анализ государственного регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности в России и зарубежных странах
2.1. Развитие антимонопольного законодательства в России
Российское антимонопольное законодательство является сравнительно новым. Оно начало создаваться только с 1991 г., когда государством был взят курс на становление в стране рыночных экономических отношений. Практика применения аналогичного законодательства в зарубежных странах насчитывает более 100 лет в США (с 1890г.), более 50 лет в Германии и Японии (1947г.), в странах Европейского союза (1957г.) [14].
Российское антимонопольное законодательство не является консервативным, оно постоянно совершенствуется, изменяется в соответствии с изменением экономической ситуации в стране.
Стержнем российского антимонопольного законодательства является федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[15]. Система антимонопольного законодательства основывается на нормах и положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации. Она включает в себя как специальные законы, так и иные законы и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, содержащие положения по защите конкуренции и ограничению рыночной власти хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим исключительным положением на рынке[16].