Файл: Государственное  регулирование  конкуренции и ограничения монополистической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Китай как развивающаяся страна уделяет значительное внимание формированию системы конкурентного права в условиях построения и совершенствования системы социалистической рыночной экономики. Система государственного антимонопольного регулирования разработана на основе успешного зарубежного и китайского опыта законотворчества, отображает как мировую практику; так и национальные особенности.

Японское антимонопольное регулирование представляет собой экономически обоснованную гибкую систему, ориентированную на особенности национальной рыночной экономики. И хотя Япония выбрала англо-саксонский вариант, при общих нормах антимонопольной политики акцент делается преимущественно на отраслевое регулирование.

Наряду с Японией Южная Корея является примером страны, где государство использует монополии (и даже насаждает их) в качестве инструмента структурной политики и стимулирования экономического роста.

Результаты сравнения антимонопольного регулирования стран — «драконов» Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют переход от жёсткой антимонопольной политики запретов и предписаний к более широко понимаемому антимонопольному регулированию.

Системы антимонопольного регулирования Китая, Японии и Кореи переживают очередной этап реформирования, призванного повысить конкурентоспособность экономик. Поправки в антимонопольном законодательстве направлены в Японии на регулирование слияний и поглощений, в Китае — на совершенствование принципов.

Глава 3. Пути развития государственного регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности в России

Трудности, связанные с реализацией антимонопольной политики вызваны тем, что регулирование монополистической деятельности по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений. Именно этим объясняется зависимость антимонопольной политики от всех других видов экономической деятельности.

Несмотря на положительные моменты, в России до сих пор сохраняются ограничения для развития конкуренции и одновременно применения антимонопольной политики на российских рынках, таких как:


– сырьевая направленность отечественной экономики;

– экспортная ориентация крупнейших компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке;

– наличие административных барьеров для входа новых участников на рынки во многих секторах российской экономики[65].

Данные обстоятельства осложняют реализацию антимонопольной политики. Таким образом, сегодня в целях развития отечественного предпринимательства и преодолении монополизма необходимо совершенствование антимонопольного регулирования. Государственная политика преодоления монополизма как инструмент развития предпринимательской деятельности должна способствовать:

– соблюдению здоровья и безопасности, чтобы гарантировать, что продукт не представляет собой опасность для потребителя, рабочего, его производящего, или окружающей среды;

– защите рыночных субъектов от недобросовестной, или мошеннической, или «беспринципной» конкуренции;

– защите от деятельности монополистов – пресечение монополистических соглашений между конкурентами, слияний компаний, злоупотреблений доминирующей позицией на рынке – гарантия того, что все виды бизнеса действительно находятся в условиях свободной конкуренции.

Только соблюдение и осознание всего вышеперечисленного создает условия для свободной конкуренции на рынке[66].

В современных условиях развитие предпринимательства в России и преодоление монополизма невозможно без:

– создания организационных, правовых и экономических предпосылок;

– ограничения деятельности монополистов, пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках;

– формирования конкурентного предпринимательского сектора экономики;

– пресечения недобросовестной конкуренции;

– использования приватизационного процесса.

В целях осуществления полноценной, масштабной конкурентной политики необходимо установить четкие цели, то есть разработать своего рода модель конкуренции, на достижение которой будут направлены усилия антимонопольных органов. В этих целях необходимо провести реконструкцию существующей системы, одним из таких направлений должно стать тесное взаимодействие отечественных и зарубежных антимонопольных органов[67].

Для достижения задач государственной конкурентной политики, направленных на стимулирование и развитие конкуренции, нам необходимо использование модели интегрированной системы управления поддержанием конкуренции и обеспечения условий для развития предпринимательской деятельности (рис. 1).


Рисунок 1 – Механизм государственной интегрированной защиты конкуренции[68]

На сегодняшний день в целях развития предпринимательской деятельности необходимо развитие антимонопольного регулирования:

– совершенствование конкурентного законодательства как набора предписаний относительно запрещенных и разрешенных действий хозяйствующих субъектов;

– совершенствование существующих механизмов применения норм антимонопольного законодательства;

– создание условий для применения норм антимонопольного законодательства предпринимательскими структурами и органами власти;

– разработка комплекса мер по борьбе с коррупцией;

– усиление ответственности за нарушения антимонопольного законодательства путем применения экономических санкций[69].

Кроме того, необходимо четко регламентировать вопросы, связанные с предоставлением и использованием государственной помощи, так как безграничное предоставление государственных средств, прав и привилегий оказывает непосредственное влияние на состояние конкуренции и ведет к нерациональному использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию структурных изменений в экономике за счет искусственного поддержания неконкурентоспособных производств, что отрицательным образом отражается на развитии предпринимательства в нашей стране[70].

Для устранения необоснованных административных барьеров, снижающих стимулы входа на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки и создающих условия для коррупции, необходимо:

– разграничить функции по контролю и надзору в органах власти; упростить процедуру лицензирования;

– расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

– усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов.

С целью снижения барьеров на входе в отрасль новых субъектов экономических отношений необходимо:

– выявление приоритетных направлений по расширению географических границ рынка. Степень концентрации на монополизированных рынках может быть снижена за счет расширения географических границ рынков путем повышения конкурентоспособности продукции, развития соответствующей инфраструктуры, снижения тарифов на перевозки грузов, способствующих продвижению товаров к потребителям;


– разработка и реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции[71].

Одним из средств антимонопольного регулирования, применяемых с целью пресечения вышеуказанных правонарушений, является рассмотрение антимонопольными органами дел и выдача решений и предписаний об обязательном прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью дальнейшего формирования благоприятной предпринимательской среды в национальной экономике необходимо:

  • ограничить вмешательство государства в конкретную деятельность предпринимательских фирм;
  • оптимизировать функции органов исполнительной власти;
  • сформировать механизм противодействия коррупции и формированию новых монополистических образований на рынках;
  • ужесточить антимонопольное законодательство;
  • обеспечить прозрачность процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам.

Выводы.

В целях формирования благоприятных условий предпринимательской деятельности необходимо проведение следующих антимонопольных реформ.

1. Трансформация экономического статуса предприятий, стимулирующего их к занятию антиконкурентных позиций; в качестве инструментов следует использовать более эффективную демонополизацию, структурирование доминирующих фирм и запрещение на их слияния, увеличение числа продавцов и покупателей, штрафы за деформацию рыночных отношений (сговор, ценовое соглашение, демпинг), защиту потребителей от несправедливой торговли и ложных рекламных методов.

2. Устранение необоснованных барьеров на входе в отрасль с целью активизации конкурентной среды. В качестве инструментов следует использовать безвозмездную помощь, финансовую поддержку для предприятий малого и среднего бизнеса; преодоление административных барьеров; улучшение условий деловой окружающей среды; обеспечение свободного доступа новым предпринимательским структурам.

3. Борьба с административными барьерами: укрепление судебной власти и связанных с ней учреждений для более эффективного судебного решения и разрешения коммерческих споров; установление однородных, основанных на демократических правилах процедур для лицензирования, регистрации и контроля; борьба с коррупцией; оказание адресной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что государственное регулирование процессов монополизации может и должно выполнять функцию силы удержания экономики в равновесном состоянии системой, адекватной конкурентной политике, направленной не на разрушение монополий, а на ограничение их стремлений к самоуничтожению путем уничтожения других участников рыночных отношений, способствуя развитию предпринимательской деятельности.


Заключение

Антимонопольное законодательство и осуществляемое с его помощью антимонопольное регулирование направлены на достижение следующих результатов, характеризующих эффективность рыночной системы хозяйствования: рациональное использование всех видов ресурсов для выпуска востребованной рынком продукции, отвечающей количественным и качественным требованиям потребителей; справедливое распределение полученных доходов и прибыли, оптимизация затрат на производство и реализацию продукции; оптимизация деятельности субъектов рынка, достигаемой за счет использования преимуществ науки, техники, технологий; достижение экономической и социальной стабильности в обществе.

Стержнем российского антимонопольного законодательства является федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По своему содержанию, характеру действия и целевому назначению нормы антимонопольного законодательства можно условно подразделить на три направления: ограничение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение монополистической деятельности, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Все эти направления антимонопольного законодательства сформировались в ходе длительной эволюции способов реализации антитрестовской политики в США. В настоящее время они в разной степени содержатся в национальном законодательстве о конкуренции и ограничении монополизма ряда государств.

Сегодня контроль за исполнением антимонопольного законодательства в ряде промышленно развитых стран осуществляют органы с самыми различными наименованиями: Генеральный директорат по справедливой торговле в Великобритании, Федеральная служба картелей в ФРГ, Комиссия по конкуренции во Франции, но все они осуществляют государственную конкурентную политику, способствуя решению социально-экономических задач. Таким образом, тот или иной вариант осуществления государственной политики в области конкуренции, объем и характер антимонопольного регулирования определяются спецификой условий исторического и экономического развития страны, особенностями ее социокультуры. Межгосударственные отличия выражаются, прежде всего, в степени централизации административного аппарата, ответственного за проведение антимонопольной политики, а также согласованности действий государства и предпринимательских структур.