Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Цели и задачи аудита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. Возникновение и развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось, прежде всего, характером развития рынка капитала.

Аудит возник уже достаточно давно. Впервые независимый аудит появился еще в 19 веке в акционерных компаниях Англии, затем в Америке, Германии, Франции. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, руководства предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В России это явление достаточно новое и связано оно переходом страны к рыночной экономике в начале 90-х годов ХХ века. При централизованно управляемой, плановой экономики надобности в независимом финансовом контроле не было. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на Функции выявления нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, ошибок и отклонений в отчетности, нахождение и наказание виновных на тот момент осуществлялись сферой государственного контроля и ведомственными ревизионными службами.

Развитие же рыночных отношений привело к необходимости принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие экономические субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и вложений. Важным моментом таких отношений является наличие достоверной финансовой информации.

Поэтому возникла необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг.

Собственникам и, прежде всего коллективным собственникам, для правильного оценивания и прогнозирования последствий принимаемых экономических решений стало необходимо владеть независимым подтверждением информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства, поэтому они стали нуждаться в услугах аудиторов.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.


Поэтому выбранная тема курсовой работы говорит об её актуальности и важности.

Цель курсовой работы - изучение аудиторской деятельности как вида предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

– определить понятие аудита;

– охарактеризовать основные виды аудита и аудиторской деятельности;

– рассмотреть сопутствующие аудиту услуги.

Вопросы, посвященные организации аудиторской деятельности изучаются довольно давно. Можно выделить результатах исследований ученых, среди которых зарубежные; авторы А Арене, К Адаме, Р. Додж, Дж. Лоббек и российские ученые Адборов-РА, Барышников. МП., Белов Н.Г., Белобжецкий И. А., Бычкова С.М., Бурцев В В., Данилевский Ю.А., Лабынцев Н.Г., Лисович Г.М., Нитецкий В.В., Пизенгольц М.З., Суйц ВТЕ, Терехов A.A. и другие.

Объект исследования – аудиторская деятельность как вид предпринимательства.

Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе [13, с. 22].

Аудит в своем понятии несколько шире, чем ревизия или другие формы контроля, поскольку является не только проверкой достоверности финансово-экономических показателей, но и также предполагает разработку предложений по совершенствованию экономической деятельности предприятий с целью рационализации расходов, оптимизации налогов и более эффективного использования финансовых средств.

Понятие аудиторской деятельности определяется правилами аудиторской деятельности в РФ [14, с. 34].


Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является представление мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [14, с. 34].

Таким образом, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверности отчетов или выявление их неверности;

- проверки полноты, достоверности и правильности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регламентирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление источников более эффективного использования собственных основных и оборотных средств и финансовых резервов [8, с. 28].

Основными принципами аудита являются:

– независимость – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не имеет право проверять организацию, одним из собственников которой он является, либо, если его связывают родственные отношения с высшими должностными лицами проверяемой организации;

– честность – приверженность аудитора профессиональному долгу, соблюдение принятых норм морали;

– профессиональная компетентность – для проведения качественного и квалифицированного аудита, такой деятельностью должны заниматься компетентные, профессионально подготовленные специалисты с большим объемом знаний и опыта работы;

– объективность – неподвластность аудитора при решении любых вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, и формировании мнений, выводов и заключений;

– добросовестность – оказание профессиональных услуг с надлежащими тщательностью, вниманием, оперативностью и должным применением своих знаний и навыков;

– конфиденциальность – обязанность обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых в ходе аудиторской деятельности; аудитор не имеет права, передавать, показывать либо разглашать устно содержащиеся в таких документах сведения каким бы то ни было третьим лицам без разрешения проверяемого субъекта;


– профессиональное поведение – соблюдение высокой репутации профессии и воздерживание от совершения действий, способных нанести ущерб общественному имиджу аудиторской профессии [8, с. 28].

Проверку достоверности финансовой отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу осуществляет независимый аудитор либо аудиторская организация, требования и определяющие принципы деятельности этих лиц регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности, которая закреплена и регулируется Федеральным законом № 307 от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности», вступившим в силу с 1 января 2009 года. Аудиторы несут ответственность за добросовестное и качественное выполнение своих функций [16, с. 11].

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.;

- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации";

- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

- Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;

- Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.) [25, с. 48].

В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово - хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.


К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). До их принятия действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм [25, с. 48].

Есть несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:

1. свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;

2. договорные отношения между аудитором и клиентом, которые позволяют аудитору самому избирать своего клиента и быть свободным от указаний каких-либо государственных органов;

3. аудитор вправе отказать клиенту в предосталении аудиторского заключения до устранения выявленных недостатков;

4. невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

5. аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не имеют права заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, регламентированных законом.

1.2. Цели и задачи аудита

Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций принятым нормативным актам [22, с. 56].