Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Цели и задачи аудита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последнее время особое внимание уделяется развитию консультационных услуг, задачей которых является составление рекомендаций по совершенствованию ведения бухгалтерского учета, оценке целесообразности учетной политики, обоснованию перспектив развития производства. Такие услуги все чаще называют управленческим аудитом, или аудитом эффективности деятельности организации.

2.3. Проблемы развития аудита в России

Следует отметить, что деятельность аудиторов и аудиторских компаний должна быть направлена на обеспечение экономического эффекта своим клиентам. Во-первых, это эффект в управлении налоговыми рисками. Данное направление предполагает соблюдение контроля над достоверностью подсчёта налоговой базы, правильностью формирования налоговых обязательств и осуществления налоговых процедур. Во-вторых, это анализ эффективности организации бизнеса в разных аспектах, который связан с аудитом бизнес-процессов, управленческого учёта и информационных систем с точки зрения их полезности и эффективности.

Немало важную роль также играет аудит различных активов, материальной и интеллектуальной собственности и аудит эффективности управления по различным направлениям организации бизнеса. В связи с этим нельзя не отметить одну из самых серьёзных проблем — недостаток специалистов, человеческого капитала, способных приносить пользу. К тому же в настоящее время на экономическом рынке, в условиях сильной конкуренции, как правило, побеждает сильнейший поставщик или производитель.

То есть, лидерами обязательно становятся организации, которые имеют в своём штате профессионалов или работают с ними. Очевидно, что компании, которые воспользуются помощью высококвалифицированных специалистов в области аудиторских услуг, останутся в выигрыше перед своими конкурентами, так как смогут получить бухгалтерскую, финансовую, налоговую и управленческую оценку всей деятельности, имеющую независимый экспертный статус [24, с. 89].

В настоящее время в работе аудиторских компаний существует множество важных проблем, касающихся их регулирования и развития. Проведённые реформы в стране по-прежнему держат аудиторские компании в напряжённом состоянии. Многие руководители компаний-аудиторов ждали от проведённых реформ положительных изменений, но, к сожалению, можно констатировать, что проблемы в их деятельности лишь нарастают.


Одним из наиболее важных моментов по итогам проведённых реформ является повышение критериев обязательного аудита. Как следствие, это привело к значительному уменьшению базы клиентов. Государство установило для организаций определённый минимум по выручке, отчёт по которому обязательно нужно подтверждать у аудитов. Данная норма была принята с целью снижения нагрузки на компании, но нашла своё отражение также и на аудиторском рынке.

Следует заметить, что крупные компании пострадали меньше, нежели маленькие частные аудиторские фирмы, которые потеряли значительную часть своих постоянных клиентов. Ещё одной не менее важной проблемой на рынке аудиторских услуг является переход на основную аттестационную деятельность. Правительство Российской Федерации установило срок переход на единый аттестат аудитора до января 2013 года. Так, именно до января 2013 года представителям отрасли необходимо было пройти аттестацию, чтобы иметь право на предоставление аудиторских услуг, а значит, иметь возможность проводить проверки в тех или иных секторах экономики. И, как выяснилось, подобная система является непреодолимой для многих компаний.

Как обозначили законодатели, целью экзамена является проверка профессиональных знаний претендента в тех отраслях, где он как аудитор не имеет опыта работы. К числу таких знаний были отнесены бухгалтерский учёт и отчетность в банковской и небанковской сферах, а также аудит в части профессиональной этики, контроля качества в аудите, противодействия легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма, противодействия коррупции.

Законом не установлено, что все без исключения аудиторы должны проходить упрощённые испытания, но при этом отсутствие единого аттестата у аудитора ведёт к ограничению участия его в аудиторской деятельности. Слегка оправившись после этого шока, аудиторы попытались обрисовать круг возникших проблем.

К числу основных относятся проблемы необоснованного объединения всех видов аттестатов в один, завышенной стоимости экзамена, непрозрачности процедуры тестирования. Таким образом, реформы в сфере аудита назрели, но весь вопрос в том, как они были реализованы. Объединение всех видов аудита в один блок и введение единого аттестата сложно объяснить. Каждый аудитор уделяет много лет изучению своей области, а сейчас получается, что за несколько месяцев подготовки к экзамену аудиторы должны стать специалистами в других областях. При этом вызывает огромное сомнение тот факт, что аудитор, который сейчас является профессионалом во внебанковском секторе, в дальнейшем начнёт работать в сфере банковского аудита [18, с. 21].


На наш взгляд, рынок аудиторских услуг переживает сегодня достаточно серьёзные перемены, которые вызваны его адаптацией к международным стандартам, что связано с усилением процессов интеграции нашей страны в мировую экономику. Если учитывать, что во всём мире огромное внимание сегодня уделяется таким проблемам, как укрепление доверия к профессии аудитора и повышение качества аудиторских услуг, то, по нашему мнению, введение в национальном законодательстве требования о едином аттестате аудитора также можно отнести к одной из попыток повышения уровня профессиональной компетенции аудиторов.

При оценке плюсов и минусов получения единого аттестата аудитора можно сказать, что он имеет больше плюсов при трудоустройстве, за счёт чего компенсируются минусы процесса получения самого аттестата.

Таким образом, работодатели всё чаще будут нуждаться в универсальных аудиторах, которые успешно сдали экзамен, а значит, те специалисты, которые намерены продолжать заниматься своей профессиональной деятельностью, рано или поздно перейдут на новый формат. И, наконец, аудиторский аттестат — это важный, если не решающий, фактор конкурентоспособности. И, наконец, одной из самых серьёзных, так до конца и нерешённых проблем в развитии аудиторской деятельности, остаётся демпинг.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время на рынке по-прежнему действует множество небольших компаний, которые предоставляют аудиторские услуги по весьма заниженным ценам и при этом качество данных услуг оставляет желать лучшего. Также необходимо отметить, что, осуществляя некачественный аудит, эти компании не только наносят вред своим клиентам, снижая уровень развития отрасли в целом, но и подрывают доверие к аудиторской деятельности. На наш взгляд, бороться с такими компаниями должны сами участники рынка. В связи с этим можно выделить два варианта решения проблем в отрасли.

Во-первых, необходимо повлиять на сознание самих клиентов, убедить их в том, что дешёвого и притом качественного аудита не бывает. Необходимо заметить, что в последнее время происходят некоторые изменения в отношении данной ситуации. Серьёзный подход к выбору аудитора со стороны клиента и рост профессионального уровня заказчиков оказывают огромное влияние на уровень компетентности сотрудников аудиторских фирм.

Во-вторых, осуществить решение проблем с помощью саморегулируемых организаций, которые осуществляют введение единых подходов к формированию цены, отстаивают интересы аудиторов через законодательные инициативы и, что самое важное, способствуют развитию качественного контроля за деятельностью компаний, предоставляющих аудиторские услуги.


В настоящее время, к сожалению, на практике саморегулирование практически не работает. Можно заметить, что замена государственного регулирования на регулирование самими профессионалами не решила таких наиболее актуальных и важных проблем отрасли, как устранение демпинга, недобросовестной конкуренции и повышение качества услуг. Государство по-прежнему осуществляет регулирование рынка в лице Министерства финансов РФ, в связи с чем отсутствует должное влияние на рынок со стороны саморегулируемых организаций. Намерение Правительства с помощью комплекса мер, направленных на деофшоризацию российской экономики, расширить круг предприятий, в которых будет проводиться обязательный аудит, может косвенно подтверждать тот факт, что российские власти всё же видят необходимость в развитии реального независимого аудита [18, с. 22].

Не менее принципиальным остаётся вопрос наличия законов, предусматривающих ответственность за уклонение от прохождения обязательного аудита. Это и есть необходимое условие усиления роли аудита. Но не стоит предаваться иллюзиям. Ведь принятие законов и их вступление в силу может обозначать лишь количественный, но никак не качественный сдвиг. По-прежнему достаточно высоким остаётся риск проведения проверок формального характера. Также можно выделить и достаточные условия усиления роли аудита. Во-первых, как представители власти, так и деловая общественность должны воспринимать аудитора в качестве объективного и непредвзятого арбитра, слову, а, точнее сказать, документу которого можно и нужно верить. Во-вторых, аудиторы должны осознавать свою ответственность, а также быть преданны своей профессии и принципам деловой этики. В заключение хотелось бы добавить, что ситуация на отечественном рынке аудиторских услуг в целом вполне вписывается в общемировые тенденции. Следует лишь учесть небольшие поправки на наш особый российский путь развития во всём: как в нормотворчестве, так и на пути становления саморегулирования.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что аудит в России за последние годы получил широкое распространение. В настоящее время аудит является не только формой финансового контроля, который устанавливает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, но он также способствует процессу совершенствования ведения бухгалтерского учета и управления самих предприятий, предоставляя им помощь в виде аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультаций в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит необходим как государству, так и экономическим субъектам.


Сегодняшний этап развития аудита можно охарактеризовать достаточно важными событиями. Так в частности, принят Закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», в основу которого была положена правительственная концепция совершенствования аудита. Практически закончены разработка и формирование российских правил и стандартов аудиторской деятельности, разработанных на базе международных стандартов аудита.

Мир аудита весьма многосторонен и интересен. Это и постоянно сложные и интересные задачи, и масса совсем непохожих друг на друга проектов, и возможность в полной мере реализовать свои возможности, а также реально увидеть результаты своих усилий, а также, очень быстрое обучение и развитие.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные виды аудита. Следует отметить, что в настоящее время понятие "аудит" не ограничено только финансовыми аспектами. Любая деятельность может быть проаудирована не только с точки зрения израсходованных финансовых средств, но и с точки зрения самой этой деятельности. Контролю может подлежать также эффективность осуществления деятельности и достижение ею своих целей. Общество способствует развитию контроля, и все больше предпринимателей и предприятий, деятельность которых осуществляется в различных областях, подвергаются детальной экспертизе. Это связано с политическими намерениями в области учета и контроля. На нынешнем этапе контроль играет важную общественную роль. Деятельность предпринимателей и организаций все более формализуется и становится аудируемой. Новые требования и ожидания аудита могут быть обеспечены его операционными возможностями.

Таким образом, можно сказать, что на современном этапе аудит является основополагающим способом организации контроля в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ. – 2000. - №32. – Ст. 3340.
  3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. - 2009. - N 1. - Ст. 15.
  4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"  // СЗ РФ. - 2002. - N 39. - Ст. 3797.
  5. Приказ Минфина РФ от 20.05.2010 N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" от 20 мая 2010 № 46н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2010 N 17736) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. - N 30.
  6. Аудит: теория и практика : учебник для вузов / [Карагод В. С., Воропаева О. А., Голубев Ф. В. и др.] ; под ред. В. С. Карагода ; Рос. ун-т дружбы народов, Рос. акад. естествознания. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 666 с.
  7. Баханькова Е.Н. Аудит: учебник. — М.: РИОР, Инфра-М, 2018. — 208 с.
  8. Бычкова, С. М. Аудиторская деятельность. Теория и практика / С.М. Бычкова. - М.: Лань, 2018. - 320 c.
  9. Баринов А. М., Бушев А. Ю., Городов О. А. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник. В 2-х томах. Том 2 / под ред. Попондопуло В. Ф. М: Проспект, 2020. - 640 с.
  10. Бычкова, С. М. Практический аудит / С.М. Бычкова, Т.Ю. Фомина. - М.: Эксмо, 2019. - 160 c.
  11. Внутренний аудит. Словарь терминов. - М.: Фемида-аудит, 2018. - 321 c.
  12. Еленевская Е.О. Учет, анализ, аудит: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2019. — 352 с.
  13. Ерофеева В.Н., Пискунов В.И., Битюкова Т.М. Аудит: учебник. - М.: Юрайт, 2018. — 208 с.
  14. Ершова И. В., Аганина Р. Н., Козина Е. А. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров. М.: Проспект, 2020. - 848 с.
  15. Заббарова О.Л. Аудит: учебник. - М.: Инфра-М, 2019. - 224 с.
  16. Казакова Н.Е. Аудит. Теория и практика: Учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 400 с.
  17. Кеворкова Ж.Э. Международные стандарты аудита: учебник. - М.: Юрайт, 2019. — 464 с.
  18. Крышкин О.Н. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы: учебник. - М.: Альпина Паблишер, 2018. — 478 с.
  19. Макарова Л.Ю., Штефан М.И., Ковина А.М. Основы аудита. Самоучитель: учебник. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. - 408 с.
  20. Митрофанова Е.Н., Софиенко А.Т. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал: учебник. - М.: Проспект, 2018. - 78 с.
  21. Недбайлюк Б.Ю. Аудит качества: учебник. - М.: КноРус, 2019. - 200 с.
  22. Парушина Н.Б., Кыштымова Е.С. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие. - М.: Инфра-М, Форум, 2018. - 560 с.
  23. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин. - М.: Юстицинформ, 2019. - 664 с.
  24. Предпринимательское право: учебник для бакалавриата и специалитета; отв. ред. Ершова И.В. М.: Проспект, 2020. - 688 с.
  25. Подольский В.В., Савин А.И. Аудит: учебник. — М.: Юрайт, 2018. - 592 с.
  26. Рогуленко Т.И. Аудит: учебник. - М.: КноРус, 2019. - 432 с.
  27. Савин А.С., Савин И.С. Аудит: учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 с.
  28. Сажин Ю.И. Аудит качества: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2019. -112 с.
  29. Ситнов А.А. Аудит: учебник информационных систем. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 240 с.
  30. Терехов, А.А. Аудит: перспективы развития / А.А. Терехов. - Москва: Машиностроение, 2017. - 560 c.
  31. Тютюрюков В.Н. Международные стандарты аудита: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 200 с.
  32. Федоренко И.Ф. Аудит: учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 272 с.
  33. Чернова М.Д. Аудит и анализ при банкротстве. Теория и практика: учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 208 с.
  34. Штефан, М.А. Аудит в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под редакцией М. А. Штефан. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 404 с.