Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Цели и задачи аудита).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности
ГЛАВА 2 ВИДЫ АУДИТА И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. Услуги, сопутствующие аудиту
2.3. Проблемы развития аудита в России
Цель аудита обусловливается законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и хозяйствующего субъекта.
Под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в существенных отношениях понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать верные выводы о степени эффективности хозяйствования экономического субъекта и принимать основывающиеся на этих выводах обоснованные решения.
В аудите под финансовой (бухгалтерской) отчетностью понимаются следующие документы бухгалтерской отчетности:
– бухгалтерский баланс;
– отчет о прибылях и убытках;
– приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами;
– пояснительная записка [22, с. 56].
Аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности лишь в тех случаях, когда обязательность аудиторской проверки в отношении конкретного экономического субъекта определена действующим федеральным законодательством. Российским Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» назначение аудиторского заключения установлено следующим образом:
- аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет собой, выраженное в установленной форме, мнение аудиторов о достоверности отчетности.
Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторов в плане соответствия во всех существенных сторон бухгалтерской отчетности принятому нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности дает возможность лицам, заинтересованным в информации об экономическом субъекте, пользоваться этой отчетностью с большей степенью доверия.
Цель аудита будет считаться достигнутой, если мнение аудитора содержит объективную оценку достоверности, всесторонности и правильности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств, финансовых результатов деятельности экономического субъекта и его эффективности за установленный период, проверку соответствия учетной политики принятым нормативным актам [19, с. 8].
Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» включает в себя следующие разъяснения по поводу цели аудита:
– несмотря на то, что мнение аудитора способствует росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как доказательство эффективности дел руководства данного лица.
– аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.
– аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от ответственности за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности [19, с. 8].
Для достижения цели аудита устанавливаются правильность составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним.
При этом устанавливается:
- полнота отражения активов и пассивов;
- полнота использования в отчете финансово-хозяйственной документации;
- наличие либо отсутствие отклонений фактического метода оценки активов от принятой в утвержденной учетной практике [25, с. 16].
Для определения правильности расчета балансовой прибыли проверяется отчет о прибылях и убытках.
По налогам, исчисляемым непосредственно на основании данных бухгалтерского учета, устанавливается соответствие показателей бухгалтерской документации содержанию соответствующих налоговых деклараций.
Введение в действие с 01.01.2002 г. главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации поставило отдельной задачей аудита установление преемственности документов бухгалтерского учета и документов налогового учета, имеющих своим предназначением исчисление налоговой базы по налогу на прибыль.
Для предоставления обоснованного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом аудитор должен составить аргументированное мнение по следующим основным вопросам:
1.Общая приемлемость отчетности - соответствует ли в целом отчетность предъявляемым к ней требованиям, не содержит ли двойственной информации;
2.Обоснованность - имеются ли основания для включения в отчетность отраженных в ней сумм;
3.Законченность - отражены ли в отчетности все должные суммы, все ли активы и пассивы принадлежат экономическому субъекту;
4.Оценка - все ли статьи подсчитаны правильно и безошибочно;
5.Классификация - верно ли отнесены конкретные суммы на тот счет, в которых они отражены, проверяется учет сумм согласно действующей классификации;
6.Разделение - отнесены ли финансово-хозяйственные операции, проведенные до даты составления баланса или непосредственно после нее, именно к тому периоду, в котором они были проведены;
7.Аккуратность – совпадают ли суммы конкретных операций с данными, показанными в регистрах аналитического учета, а также с данными, показанными в регистрах синтетического учета, оборотно-сальдовой ведомости, главной книге;
8.Раскрытие - все ли статьи отражены в финансовой (бухгалтерской) отчетности, верно ли показаны в отчетных документах и соответствующих приложениях к ним.
ГЛАВА 2 ВИДЫ АУДИТА И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Виды аудита
Цели и задачи аудиторской деятельности всесторонни. Классификация видов аудита представлена в Приложении 1.
Основными видами аудита являются внешний и внутренний аудит [6, с. 13].
Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором). Цели внешнего аудита обусловливаются интересами самого экономического субъекта, в качестве которого выступают как предприятия, так и кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, биржи, инвестиционные фонды и др. Отчет об аудиторской проверке в данном случае предназначен главным образом вышестоящим органам, кредиторам, акционерам и т.д.
Внешний аудит проводится периодически, внешние аудиторы не работают в данной организации или на данном предприятии, которые подвергаются аудиту, они не должны иметь родственных связей с представителями руководства, не участвуют в ее экономической деятельности (например, не являются кредиторами). Главные задачи внешнего аудиторского контроля: оценка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, составление о них мнения заказчику, защита прав собственности [14, с. 34].
В процессе проверки оценивается система внутреннего контроля. По результатам проверки контрольных систем внешние аудиторы определяют, насколько верно соответствуют реальности представленные отчеты и балансы аудируемой организации, объективно оценивают ее финансовое положение и результат хозяйственной деятельности за определенный период, после чего руководству предприятия предоставляются отчеты, в которых дается качественная оценка деятельности предприятия, экономичности и эффективности его работы, а также указываются слабые стороны этих систем, даются рекомендации по их устранению.
Исполнителями внешних аудиторских услуг являются аудиторские фирмы. Помимо аудита, они оказывают клиенту широкий спектр иных услуг [14, с. 34].
Внутренний аудит имеет другой смысл, назначение и организацию по сравнению с внешним. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение: внутренний аудит – организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля. Объекты внутреннего аудита могут быть разными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица [20, с. 41].
Потребность во внутреннем аудите возникает на больших предприятиях поскольку высшее руководство не имеет возможности вести ежедневный контроль за деятельностью всех связующих звеньев организации. Внутренний аудит осуществляет такой контроль и подтверждает достоверность отчетов различных структур предприятия. Внутренний аудит нужен для предупреждения потери ресурсов, их неэффективного использования и дает возможность вовремя произвести необходимые изменения внутри предприятия.
Функции внутреннего аудита выполняют специальные службы или отдельные аудиторы, которые состоят в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы. Служба внутреннего аудита обеспечивает управление организации информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, финансовые прогнозы о проверяемых объектах, рекомендации, советы. Служба внутреннего аудита сотрудничает с внешними аудиторами.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, так как это содействует оптимизации и совершенствованию деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
По своему характеру и внешний и внутренний аудит имеют много общего, но есть и различия. Сравнительные характеристики приведены в Приложении 2.
Анализ законодательства об аудите показывает, что существует две формы аудита по степени обязательства: обязательный и инициативный [31, с. 5].
Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов, и проводится ежегодно.
В п.1 ст.5 Федерального закона № 307 установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит ежегодной аудиторской проверке. Согласно этого пункта обязательный аудит проводится в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
4) в иных случаях, установленных федеральными законами [15, с. 16].
Обязательная аудиторская проверка может проводиться также по поручению государственных органов: органа дознания, прокурора, следователя, суда, арбитражного суда.
Необходимость в обязательном аудите возникла не только в связи с установлением контроля за соблюдением требований законодательства, он также является источником сбора данных для принятия важных управленческих решений.
Обязательный аудит позволяет:
- составить достоверное представление о соответствии фактической финансовой и бухгалтерской отчетности;
- выявить факты некомпетентности работников и намеренного искажения отчетности;
- исполнить обязательные требования закона, банка, контрагента;
- получить представление о соответствии бухгалтерского и налогового учета нормативным требованиям;
- оценить систему внутреннего контроля клиента на соответствие нормативным требованиям, размеру и характеру его деятельности;
- выявить существенные риски в налоговой сфере и во взаимоотношениях с другими предприятиями и физическими лицами;