Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 381
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей дружеских взаимоотношений
Проблема формирования дружеских взаимоотношений у детей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений
2.1 Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений
2.2 Создание педагогических условий формирования у детей дружеских взаимоотношений
Введение
За всю многовековую историю человечество выработало мораль, то есть совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и межличностного общения, предъявляемых обществом каждому своему члену.
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности [29].
Именно в этом возрасте начинают формироваться нравственные качества и чувства: взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и многие другие. Формирование дружбы, дружественных взаимоотношений - своеобразного морального опыта ребенка, содействующего развитию позитивных чувств, формированию устойчивых форм поведения - также происходит в дошкольном детстве.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Объектом исследования выступает процесс формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
-
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
- Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
- Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психолого- педагогической литературы;
- эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, опрос, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются: культурно- историческая концепция Л.С. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева; теория отношений В.Н. Мясищева; теоретические положения о взаимоотношениях личности и коллектива Н.К. Крупской и А.С. Макаренко; учение об онтогенезе общения М.И. Лисиной.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные и экспериментальным путем апробированы нами педагогические условия могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций на этапе формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.
Экспериментальная база исследования: «Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, «Детский сад № 19» г.о. Сызрань. В исследовании принимали участие 17 детей 6-7 лет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей дружеских взаимоотношений
Проблема формирования дружеских взаимоотношений у детей в психолого-педагогической литературе
Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста исследовалась многими отечественными педагогами и психологами.
Изучение взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально-психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. Во-первых, потому что именно в этом возрасте находятся истоки формирования личности человека. Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад у него меняется «социальная ситуация» его психического развития. С этого момента, когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка со сверстниками [3].
Исследования отечественных психологов Я.Л. Коломинского, Л.С. Славиной и других, проведенные с детьми школьного возраста, показали, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. Если таких взаимоотношений нет, то ребенок чувствует себя в группе сверстников не уютно, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучные отношения порождают у него состояние напряженности и тревоги. Это состояние требует выхода, и ребенок находит его либо в агрессии по отношению к сверстникам, либо в подавленности и чувстве неполноценности. У ребенка формируются отрицательное отношение к людям: неприязнь, враждебность, агрессивность и отрицательные черты личности [21].
У истоков изучения проблемы взаимоотношений детей в группе детского сада стояли такие педагоги как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко [25, 26, 31, 32].
В период с 50-х годов 20 века отечественная психолого-педагогическая наука начала развиваться бурными темпами. Появляется много работ по проблемам взаимоотношений, но среди них единичны исследования взаимоотношений детей в группе детского сада. Это исследования А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, В.П. Залогиной, Л.В. Артемовой, Д.Б. Эльконина, А.И. Аржановой, А.В. Булатовой и других, указывающие на факт сложности детских взаимоотношений в игре, как особой форме детской деятельности и наличие в ней реальных взаимоотношений детей и взаимоотношений, связанных с игрой. Отмечая наличие разных типов взаимоотношений в игре, исследователи чаще всего имели дело с собственно игровыми взаимоотношениями, а реальные взаимоотношения специально не исследовались. В других случаях изучали реальные взаимоотношения в игре, а игровые опускались [ 7].
Л.В. Артемова, занимаясь вопросом организации взаимовлияния детей в игре, рассматривала условия оптимального взаимодействия активных и пассивных сверстников. Она показала, что степень взаимовлияния детей друг на друга зависит от положения ребенка в группе сверстников [4].
Учитывая важность и не разработанность проблемы, а также тот факт, что «изучение личности и поведения ребенка, изолировано вне его взаимодействия с детской массой, всегда будет односторонним» [4, с. 29], сотрудниками лаборатории «Формирование личности ребенка» в 60-ые годы 20 века было проведено социально-психологическое исследование взаимоотношений детей на разных возрастных этапах. Из широкого круга вопросов, связанных с изучением поставленной проблемы, усилия сотрудников лаборатории были направлены на разработку комплекса экспериментальных методик и на изучение таких вопросов как:
- структура взаимоотношений детей на разных возрастных этапах дошкольного детства;
- влияние на формирование взаимоотношений совместной деятельности детей;
- особенности общения и взаимооценок детей в группе детского сада;
- а также на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.
Важным направлением в научных исследованиях лаборатории было изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и ее влияние на взаимоотношения детей. Т.А. Репина, А.А. Рояк в своих работах большое внимание уделяли изучению особенностей взаимоотношений детей в условиях игровой деятельности.
Разработку вопроса о различиях, проявляющихся у детей во взаимоотношениях с окружающими сверстниками можно проследить в работах А.И. Аржановой, Р.И. Ибраимовой, в которых можно увидеть связь между содержанием общения детей между собой и формированием у них нравственных чувств, а также влияние степени развития у детей организаторских умений в игре и труде на их общение [2, с. 55]. В исследованиях Л.В. Артемовой анализируется структура взаимоотношений детей, изучаются связи и зависимости, складывающиеся между ними в ежедневном общении [4]. Этому вопросу также посвящены работы Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной, Л.П. Бухтиаровой. Их исследования показали, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменить положение «непопулярного» ребенка можно с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, улучшая «микроклимат» вокруг него, а также включая его в «ситуацию успеха» в деятельности, где он сможет показать себя с лучшей стороны. Положительные взаимоотношения возникают также тогда, когда дети выполняют задания не для себя лично, а для других людей.
По мнению В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева хорошие отношения со сверстниками формируют у ребенка такие качества как доброту, отзывчивость, а конфликтные отношения - отчужденность, грубость, скрытность, агрессивность в поведении. Все эти черты, сложившиеся в дошкольном возрасте, имеют тенденцию в последствии сохраняться и трудно поддаются перестройке [35, с. 5].
В.П. Залогина выдвигает положение о значении для дружеского единения детей общности их интересов и коллективных переживаний в игре. Основное внимание автор уделяет рассмотрению проблемы развития сюжетно-ролевой игры и значение этой деятельности для формирования коллективных игр. Изучая и формируя дружеские взаимоотношения детей, автор обратила внимание на то, что в ролевой игре есть два плана взаимоотношений. Во-первых, изображаемые, возникающие в связи с сюжетом, ролью, во-вторых, реальные, имеющие место в период, когда дети затевают игру, сговариваются между собой. Она не разграничивает понятие дружбы и товарищества, так как рассматривает отношение дружбы в широком смысле этого слова [15].
Процесс развития личности, формирование черт характера находится, как известно, в прямой зависимости от существующих взаимоотношений. По мере того как симпатии и антипатии детей в отношении сверстника приобретают устойчивость, они оказывают все большее влияние на отдельные черты его личности и в конечном итоге определяют их (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.) [35, с. 13].
Группа детского сада - это более или менее постоянное объединение людей, представляющее собой какое-то целое, малую группу в социально- психологическом смысле этого слова. Внутренней причиной, заставляющей людей вступать в межличностные взаимоотношения, является потребность в общении. Эта основная социальная потребность возникает на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке [12].
Наступает момент, когда ребенок устремляется к другим детям. Исследование общения детей со сверстниками показало: собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго, в начале третьего года жизни. До этого ребенок относится к другим детям, как к игрушке, как к интересному, но неодушевленному предмету, не видя в нем такого же, как он сам, человека, не обращая внимания на его протесты, когда ненамеренно делает ему больно (что часто принимается за «жестокость»).
Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит, как и общение со взрослым, ряд этапов. Воспитатель детского сада должен их знать, организуя совместную деятельность детей в группе [30].
Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Оно осуществляется на первых этапах в форме эмоционально-практического общения (два-четыре года жизни ребенка). Третий и четвертый год жизни ребенка - время существования самой простой формы коммуникативного взаимодействия между детьми. Содержание потребности в общении со сверстником выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах. Ребенку необходимо и достаточно, чтобы товарищ присоединился к его шалостям и, действуя с ним заодно (вместе или попеременно), поддержал и усилил общее веселье. Детей радует сам процесс действий с игрушками и собственные выдумки. В два-три года и позднее сам процесс совместных действий: манипуляции, переодевания, подползание, убегание. Процесс заключает в себе и главную цель их практической деятельности, к совместному участию в процессе, к соучастию, а результат легко трансформируется по ходу дела и часто вообще исчезает из виду.
Побуждают малыша к контактам с ровесником и деловые качества последнего. Разумеется, так назвать их можно только с большими оговорками. Никакого дела малыши не совершают. Они ценят в товарище готовность вместе развлекаться и шалить. Но общение их все же связано с совместными практическими (не теоретическими) занятиями: общим весельем, раскованными играми [30].