Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей дружеских взаимоотношений
Проблема формирования дружеских взаимоотношений у детей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений
2.1 Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений
2.2 Создание педагогических условий формирования у детей дружеских взаимоотношений
В общении описанной формы выделяется еще одна особенность: каждый участник взаимодействия, прежде всего, озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Будучи типичной чертой всех ровесников, указанная особенность приводит к тому, что дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу. Вот почему их взаимодействия нуждаются в постоянной и тщательной коррекции взрослого.
Особенности этой формы общения со сверстниками способствуют развертыванию инициативы детей, так как в контактах они чувствуют себя свободными и действуют на равных; благоприятствуют резкому расширению диапазона эмоций - и положительных и отрицательных - за счет включения самых ярких, крайних экспрессий. Общение этого рода серьезно помогает становлению самосознания и формированию основ личности - позволяет ребенку увидеть свои возможности [30, с. 44].
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками начинает складываться в четыре-пять лет. Ситуативно-деловое общение - наиболее типично для дошкольного детства. Примерно в четыре года у детей, посещающих дневные группы детского сада, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером. Роль общения со сверстниками у детей старше четырех лет заметно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Эпоха ее расцвета - четыре-шесть лет. Сюжет приобретает четкость, в нем выделяются законченные эпизоды, тесно связанные между собой, определяются роли и т. д. Но самое главное: с четырех лет сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной.
Одному ребенку теперь не справиться с драматизацией замысла. Требуется участие двух, трех, а иногда и более детей, и нужно, чтобы каждый разыгрывал свою партию проникновенно и полнокровно [30].
В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно-деловой формы общения дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Прежде всего подчеркнем отличие сотрудничества от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой. Такие контакты М.И. Лисина обозначила термином «соучастие» [30]. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и, хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели. Такие контакты обозначают термином «сотрудничество». Переход от соучастия к сотрудничеству - заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности ребенка со сверстниками.
Конечно, в общении со сверстником сотрудничество отличается от сотрудничества со взрослым: там участие взрослого придавало целенаправленный характер совместной деятельности, тут основное значение сдвигается с результата на процесс. Но все же сюжетно-ролевая игра теряет бесцельность процессуальных манипуляций и потому наполняет контакты детей зримым содержанием.
Применительно ко второй форме общения возможно уже говорить о деле, хотя и с оговорками. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают в процессе: игры, выполнения бытовых работ, овладения приемами познавательно-исследовательской деятельности. Это деловое общение. Вопросы, ответы, разъяснения, иронические реплики, насмешки свидетельствуют о внимании дошкольников к умениям и поступками товарищей и еще более - об их желании привлечь внимание к себе в этом плане.
Деловые качества ребенка и его товарищей, служащие причиной их обращений друг к другу, отличаются чрезвычайной ситуативностью. «Сейчас» и «здесь» - вот что принимается в расчет.
Как и на предыдущем уровне, в рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих сверстников. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе. И настолько занят этим, что не успевает хорошенько всмотреться в своих товарищей. Стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретает в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М.И. Лисиной феноменом «невидимого зеркала» [30]. В сверстнике в это время дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки. «Невидимость» сверстника в дошкольном возрасте совершенно особая - она сочетается с ревнивым интересом ко всему, что тот делает. После четырех лет дети постоянно спрашивают, каковы были успехи их товарищей; просят скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Эту манеру поведения дошкольников иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции, желанием утвердить себя. Но корень ее, видимо, в естественном желании ребенка познать себя в своих лучших качествах и утвердиться в них. Это связано со вторым по значению - для детей этого возраста - содержанием потребности в общении со сверстником, потребностью в признании и уважении ровесника.
Отставание в развитии общения с товарищами в рамках ситуативно- делового общения оказывает уже заметное неблагоприятное воздействие на психическое развитие. Дети тяжело переживают свою отверженность, что связано с невозможностью осуществить игру (ведущую деятельность этого возраста). Это порождает пассивность, замкнутость, а порой и недоброжелательность. Вторая форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях ее задержки.
В самом конце дошкольного возраста у некоторых детей складывается новая форма общения, которую можно назвать внеситуативно-деловой формой общения детей со сверстниками (шесть - семь лет). Но тенденция к ее развитию намечается довольно ясно, и элементы ее формирующегося контура вырисовываются отчетливо у всех старших дошкольников.
Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, - жажда сотрудничества. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер - развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией, приходят игры с правилами. Для детей 6-7 лет это как бы упражнения в отношениях с другими людьми: они помогают им осознавать свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил.
Не все дети хорошо чувствуют себя в группе детского сада. Сверстники по-разному относятся друг к другу: с одними они играют, с удовольствием отдают особо понравившиеся игрушки, других активно избегают, а третьих просто не замечают. Можно увидеть таких детей, которые сами уходят от товарищей и предпочитают играть в одиночестве [20, с. 40].
Так, хорошие отношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, вплоть до элементов агрессии в поведении. И все эти черты, сложившиеся в дошкольном возрасте, имеют тенденцию в последствии сохраняться.
Неблагополучие во взаимоотношениях детей со сверстниками проявляется по-разному. Есть малообщительные дети, которые с трудом включаются в игровую деятельность и оказываются в стороне от коллектива, и дети, открыто конфликтующие с товарищами.
У малообщительных детей количество контактов со сверстниками минимальное, круг общения сужен.
У открыто конфликтующих при довольно широком круге общения, достаточном количестве контактов со сверстниками, сам характер общения остается отрицательным.
Одни малообщительные дети первоначально стремятся к общению со сверстниками, но позже уходят от него. Другие с момента перехода в группу не испытывают потребности в общении с детьми и предпочитают играть в одиночестве.
Сопоставление различных случаев малообщительного поведения позволило обобщить их и выделить три подгруппы малообщительных детей:
К первой относятся дети, которые первоначально стремятся к общению, а позже уходят от него.
Дети второй подгруппы сначала стремятся к общению, но потом все- таки уходят от него, несмотря на доброжелательное отношение сверстников.
К третьей подгруппе причисляются те, кто с момента прихода в группу (возраст детей четыре-пять лет) не стремятся к общению со сверстниками, хотя последние относятся к ним доброжелательно.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в основе взаимоотношений детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в игровой или в конструктивной деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению.
Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений - это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому, необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его потребность в помощи, развивать эмоционально- положительную направленность на сверстника.
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений
В своем исследовании мы опирались на следующее понятия дружбы А.И. Аржановой: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов - с одной стороны, а с другой - своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения [2].
Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отношения, которые носят интимный, избирательный характер, охватывают ограниченный круг детей 2 - 4 человека.
У детей 6-7 лет проявления чувств становятся более яркими и относительно устойчивыми. Им доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. У детей намечается понимание дружбы как особой формы взаимоотношений. Большое значение в этом возрасте имеют нравственные качества сверстников, дети начинают оценивать друг друга по поступкам, особо ценится умение играть в коллективе. Дети ценят и берегут дружбу, готовы защищать свои отношения, ревниво следят за своим сообществом.
Но дружба в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности: с одной стороны, это крайняя эмоциональность и искренность переживаний, а с другой - недостаточная осознанность мотивов дружбы. Чаще всего дружба возникает в результате внешних обстоятельств: внешний вид ребенка, наличие у него интересных игрушек, проживание в одном доме и тому подобное. Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготение друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам [2].
Между детьми 6-7 лет проявляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроение. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел [19].
У детей 6-7 лет условно можно выделить несколько форм дружеских взаимоотношений.
Высокий уровень развития дружеских отношений характеризуется чувством взаимной симпатии, общим устойчивым интересом к играм определенного содержания. Дети самостоятельно договариваются в процессе игры, проникаются интересами товарищей, а поэтому не конфликтуют, умеют самостоятельно решать спорные вопросы. В повседневной жизни такие дети внимательны к настроению и состоянию товарища, умеют ограничивать свои желания, чтобы сделать приятное другу. Их представления о дружбе совпадают с реальными фактами их поведения и поступков.
Другие дети, дружба которых также основана на взаимной симпатии, общем интересе к книгам, умеющие помогать друг другу, готовые даже отказаться от чего-то важного для себя ради товарищей, все же иногда стремятся уединиться, обособиться, что затрудняет их отношения с коллективом.
Некоторые дошкольники, интересуясь друг другом и испытывая желание быть вместе, в то же время ссорятся между собой и с другими детьми. Ссоры чаще всего обуславливаются особенностями характера и темперамента.
Дети или равны в дружбе, или один из них подчиняется другому, причем подчинение это может обижать ребенка - тогда будут часто возникать конфликты. Но подчинение может быть добровольным и принятым для ребенка. Чаще всего это бывает тогда, когда один ребенок более активный, а другой более пассивный и во всем старается подражать первому.