Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оля А. играла в паре с Олесей Т. Девочки быстро нашли общее правильное решение. Они были довольны результатом.

Ярослав Е. играл в паре с Олей Г. Когда возникла проблема, Оля Г.предложила Ярославу Е. подумать, но тот сказал: «Не хочу», тогда Оля Г. предложила путь решения проблемы. Ярослав Е. не проявил инициативу и подчинился Оле Г.

Саша С. играла в паре с Дашей К. По решению проблемы Даша К. всю инициативу взяла на себя. Саша С. только с ней согласилась. Но обе девочки были довольны результатами.

Результаты оценивались по критериям, выделенным в педагогических ситуациях констатирующего эксперимента.

Таблица 7

Уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о

содержании реальных поступков (контрольный срез)

Кол-во детей

ВУ

СУ

НУ

17

9

6

2

100%

52%

36%

12%

Методика 4 «Изучение навыков культуры общения во взаимодействии со сверстниками» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Результаты зафиксированы в таблице 8

Таблица 8

Уровень развития навыков культуры общения со сверстниками

Кол-во детей

ВУ

СУ

НУ

Конст. эксп.

Контр. срез

Конст. эксп.

Контр. срез

Конст. эксп.

Контр. срез

17 100%

2 12%

7

30%

4

24%

8

48%

11

64%

2 12%

Среднегрупповой качественный показатель составил 3,33 балла, что соответствует уровню выше среднего (4 балла - ВУ). И на 1,08% выше, чем на констатирующем этапе.

Так же хочется сравнить результаты по каждому выделенному нами навыку культуры общения.

Таблица 9

Качественный показатель по навыкам культуры общения

Навыки культуры общения

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

1. Приветливость

10 (60%)

17 (100%)

2. Внимательность

10 (60%)

13 (78%)

3. Уступчивость

8 (48%)

11 (66%)

4. Доброжелательность

10 (60%)

15 (90%)

В данной группе 100% детей достигли ВУ развития такого навыка как «приветливость», о чем свидетельствуют постоянные приветствия детьми друг друга, употребление вежливых слов, обращение к сверстникам по имени.


Также хорошие показатели получены по навыкам «доброжелательность» и «внимательность».

Несколько ниже показатель навыка «уступчивость». Это может объясняться присущим детям эгоцентризмом, характерным для психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Итак, по результатам, полученным после проведения методик на этапе контрольного среза, мы можем сделать вывод о степени сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста по окончанию проведения формирующей работы.

Таблица 10

Уровень сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений (контрольный срез)

Кол-во детей

ВУ

СУ

НУ

17

9

6

2

100%

52%

36%

12%

Графически результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 . Уровень сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений (контрольный срез)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирующая работа, а именно - специально созданные педагогические условия, оказалась эффективной: у детей была выявлена положительная динамика формирования дружеских взаимоотношений. Количественные результаты можно увидеть в таблице 11 и на рисунке 3.

Таблица 11

Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений

Кол-во детей

ВУ

СУ

НУ

Конст.э.

Контр.э.

Конст.э.

Контр.э.

Конст.э.

Контр.э.

17

2

9

9

6

6

2

100%

12%

52%

52%

36%

36%

12%

Мы видим, что показатель высокого уровня сформированности дружеских взаимоотношений увеличился на 40%, а показатель низкого уровня снизился на 24%.

Рисунок 3 - Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений

Таким образом, мы можем сделать вывод, что реализация обоснованных нами педагогических условий:

  • постоянное уточнение и расширение представлений детей о нормах взаимоотношений со сверстниками в процессе чтения и обсуждения литературных произведений и бесед нравственного содержания;
  • обогащение способов общения и поведения детей путем создания специальных игровых ситуаций;
  • развитие у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе взаимодействия в ходе выполнения упражнений и творческих заданий, -

эффективно влияет на формирование чувства дружбы и уровень сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно дошкольный возраст является сенситивным для формирования чувства коллективизма, дружбы. На основе сформированных в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений в дальнейшем дети будет строить отношения с окружающими людьми. Это доказано в работах В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, А.В. Булатовой, З.В. Лиштван и других отечественных педагогов и психологов.

Проведенное исследование подчеркнуло необходимость использования средств и способов обогащения взаимоотношений между детьми 6-7 лет. Основой детских взаимоотношений является воспитания у них внимательности друг к другу, доброжелательности, способности замечать состояние и затруднения других; развитие содержательной, нравственно направленной коллективной трудовой и игровой деятельностей, добиваясь общей цели.

Для формирования дружеских взаимоотношений оказались важными: опора на имеющийся положительный опыт взаимоотношений со сверстниками, развитие эмоциональной восприимчивости к образам художественной литературы, эмоционально-положительная атмосфера в группе, создание обстановки радости от общения детей друг с другом, создание специальных игровых ситуаций, способствующих доброжелательной направленности на сверстника. Все выделенные факторы явились основой для обоснования разработанных нами педагогических условий формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений:

  • первое условие - постоянное уточнение и расширение представлений детей о нормах взаимоотношений со сверстниками в процессе чтения (восприятия) и обсуждения литературных произведений и бесед нравственного содержания;
  • второе условие - обогащение способов общения и поведения детей путем создания специальных игровых ситуаций;

- третье условие - развитие у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе взаимодействия в ходе выполнения упражнений и творческих заданий.

Результаты констатирующего этапа нашего исследования подтверждают необходимость обогащения педагогического процесса новыми условиями и формами работы, что позволит повысить эффективность формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.

На 1 этапе формирующей работы мы реализовывали первое педагогическое условие в процессе чтения (восприятия) и обсуждения литературных произведений.


На 2 этапе мы продолжали реализацию первого условия, проведя с детьми 6-7 лет цикл бесед нравственного содержания.

На 3 этапе при реализации второго педагогического условия: обогащения способов общения и поведения детей, мы создавали специальные игровые ситуаций. В ходе разыгрывания игровых ситуаций, выполнения упражнений и творческих заданий мы также реализовывали и третье педагогическое условие - развитие у детей эмоционально- положительной направленности на сверстника в процессе взаимодействия.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, результаты которого позволили выявить положительную динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений: показатель высокого уровня сформированности дружеских взаимоотношений увеличился на 40%, а показатель низкого уровня снизился на 24%.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что реализация специально разработанных педагогических условий способствуют формированию у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений

.Список используемой литературы

    1. Антонова, Т. Воспитание приветливости в общении со сверстниками [Текст] / Т. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 14.
    2. Аржанова, А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института [Текст] / А.И. Аржанова. - Т. 6. - М., 2014. - С. 55.
    3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. - М.,1968. - С. 180-210.
    4. Артемова, Л. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 29.
    5. Бариленко, Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н.Б. Бариленко // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 24
    6. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 122.
    7. Булатова, А.В. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной группе детского сада [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Булатова. - Л., 1965. - 186 с.
    8. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. - М. : Просвещение, 2013. - 246 с.
    9. Воспитание дружеских чувств у детей [Текст] / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев : Педагогическая школа, 2007.-С. 84-116
  1. Воспитание детей в игре [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М. : Просвещение, 1983.-144с.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година,
    1. Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - С. 164-174.
  3. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. Т.4.- М. : Педагогика, 2014. - С. 129-130.
  4. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. - 180 с.
  5. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 20.
  6. Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : «Академия», 2016.-163с.
  7. Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина [и др.]; под ред. И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986. - 256 с.
    1. Елагина, М. О преодолении трудностей в общении [Текст] / М. Елагина, Х. Шерьязданова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4.-С. 47-52
    2. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 21-29.
    3. Запорожец, А.В., Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - М. : Просвещение, 1986. - 254 с.
    4. Злобина, Е.Г. Общение как фактор развития личности [Текст] / Е.Г. Злобина. - Киев : Наукова Думка, 2016. - 115 с.
    5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] : Учебное пособие / Я.Л. Коломинский. - Минск : Тетра Системс, 2016. - 432 с.
    6. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 45.
    7. Комиссаренко, Т. О контактах со сверстниками [Текст] / Т. Комиссаренко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 19.
    8. Кравцова, Е.Е. Игры в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Е. Кравцова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М. : Педагогика, 2016. - № 2. - С. 44.
    9. Крупская, Н.К. Дети - наше будущее [Текст] / Н.К. Крупская. - М., 1958. - С. 102.
    10. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. - М., 1989. - С. 82.
    11. Кульчицкая, Е. Формирование взаимоотношений детей [Текст] / Е. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 36.
    12. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г.П. Лаврентьева. - Киев : Рад.шк., 2015. - 128 с.
    13. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - Тарту, 1974. - С. 125.
    14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - С. 30-44.
    15. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1958. - Т. 4. - С.358.
    16. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1958. - Т.7. - С. 299-300.
    17. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 1989. - 248с.
    18. Миронов, В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы [Текст] / В. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 52.
    19. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М. - Воронеж, 2017. - С. 5-13.
    20. Надежина, Р. К вопросу о взаимоотношениях детей [Текст] / Р. Надежина // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 12. - С. 27.
    21. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская [и др.]; под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М. : Просвещение, 1984. - 326 с.
    22. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2016. - С. 118.
    23. Петровский, В.А. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / В.А. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Котова. - Ростов-на-Дону, 2003.-288с.
    24. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] - Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 1998. - С. 231.
    25. Репина, Т.А. Проблема межличностных отношений и ее изучение [Текст] / Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 10. - С. 26.
    26. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) [Текст] / Т.А. Репина. - М., 1978. - 200 с.
    27. Репина, Т.А. От трех до семи [Текст] / Т.А. Репина. - М. : Знание, 1985. - 184 с.
    28. Рузская, А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками [Текст] / А. Рузская // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 2. - С. 49.