Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На 1 этапе мы реализовывали первое педагогическое условие - постоянное уточнение и расширение представлений детей о нормах взаимоотношений со сверстниками в процессе чтения (восприятия) и обсуждения литературных произведений и бесед нравственного содержания.

Для достижения цели данного этапа мы организовали чтение (восприятие) художественной литературы, предполагающие последующие беседы по содержанию.

При подборе художественных произведений учитывались следующие требования, предложенные А.М. Виноградовой:

    1. В литературном произведении материал должен излагаться доступно.
    2. Содержание литературного произведения должно способствовать решению поставленных задач, развитие гуманных качеств личности.
    3. Литературное произведение должно быть художественно ценно.

Учитывая требования к подбору художественной литературы для

нравственного развития детей 6-7 лет, мы использовали следующие произведения:

      1. В. Шевченко «Одинокий ребенок»,
      2. В. Осеева «Синие листья»,
      3. В. Осеева «Три товарища»

С целью воспитания чувства дружбы, доброжелательного отношения к сверстникам провели с дошкольниками беседу по рассказу В. Шевченко «Одинокий ребенок».

Внимательно выслушав рассказ, дети эмоционально переживали за мальчика. На вопросы отвечали заинтересовано, ребята искренне сочувствовали не принятому ребенку. Точно определили настроение Владика: «Он был расстроен», «Обижен», «Огорчен», «Ему было одиноко». Ребята решили, что дети поступили не правильно: «Надо было принять», «Нельзя отказывать в помощи, а то тебя тоже не будут принимать в игру». «Мы обязательно бы приняли в свою игру».

После обсуждения вопросов предложили детям вспомнить и рассказать о том, был ли у них такой случай, когда другие дети не принимали их в игру, и как они себя при этом чувствовали. Ребята делились своими историями, заново переживали то, что когда-то с ними произошло. В заключении вместе с детьми вывели правило: «Не отказывай в игре товарищу».

Далее детям предлагался рассказ В. Осеевой «Синие листья». Рассказ вызвал эмоциональный отклик в душе детей. Дошкольники прониклись симпатией к Лене, переживали, что она никак не могла закончить свой рисунок. В беседе обсуждали поведение Кати: Света В.: «С друзьями надо делиться», Марина Я.: «Нельзя быть жадным», Вова К.: «Катя поступила плохо», Оля А.: «С тобой тогда тоже не будут делиться».

Дети отметили, что никогда так не поступят со своими товарищами, что обязательно поделятся. Вспомнили вместе с детьми пословицу «Друг познается в беде».


С целью дать дошкольникам положительный пример провели беседу по рассказу В. Осеевой «Три товарища», направленную на воспитание чувства дружбы, сочувствия, доброжелательности. В ходе беседы дошкольники правильно и активно отвечали на вопросы, что показало

понимание смыслового содержания рассказа. Дети правильно ответили на вопрос, кто настоящий друг из мальчиков и почему: Даша К.: «Володя - настоящий друг», Ярослав Е.: «Володя поступил как настоящий товарищ», Маша А.: «Так поступают настоящие друзья».

Вместе с детьми мы сделали вывод: «Нужно всегда помогать в беде, быть отзывчивым и внимательным».

На 2 этапе мы продолжали реализацию первого условия, проведя с детьми 6-7 лет цикл бесед нравственного содержания.

Первая беседа на тему «Что значит хорошо дружить?» была проведена с целью уточнения и расширения представлений детей о дружбе, обобщения положительных представлений детей о формах взаимопомощи в коллективе.

Мы обращались к детям: «Ребята, вам часто говорят, что нужно быть дружными, дружно жить. Подумайте и скажите, что такое дружба; объясните, как каждый из вас дружит в детском саду, дома; что делает, чтобы дружба была хорошая». Дети активно вступили в обсуждение:

Марина Я.: «Дружить - это значит быть вместе, не драться. Я всегда делюсь игрушками с подружками. Надо не обзываться, не сориться»,

Олеся Т.: «Я еще думаю, что дружба - это когда люди нравятся друг другу, не ссорятся. Надо всем делать хорошо»,

Даша К.: «Я думаю, что дружба - это когда люди нравятся друг другу. Нельзя ссориться, обижать друг друга, надо всем делиться», Света О.: «Надо помогать друг другу», Дима К.: «Надо принимать в игру»,

Вова К.: «Чтобы хорошо дружить, надо вместе играть и все делать по справедливости»,

Света В.: «Если ты был в главной роли, то пусть будет кто-нибудь другой»,

Оля А.: «Нельзя нарушать правила, тогда тебя будут брать в игру».

Далее мы дополнили ответы детей и сделали выводы: «Правильно, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать для друга что- нибудь хорошее и не только своему близкому другу, но и всем ребятам в группе. Тот, кто дружит, не ссорится, старается по-доброму договориться с товарищами, во что играть, кто кем будет, делиться с друзьями игрушками. Он спокойно объясняет товарищу, что тот поступил неправильно (нарушил правило), а не жалуется воспитателю и сам обижается на замечания товарищей. Если товарищ не знает, как правильно поступить, вести себя, что- нибудь сделать, показывает ему. Сам тоже учится у друзей хорошо и интересно играть, трудиться, разговаривать».


Затем мы подвели итоги: «Когда дети дружат, они обязательно заметят, что друг заплакал или грустит, придумают, как развеселить его, поиграют с ним. Каждый из вас должен стараться дружить хорошо, делать для товарищей, брата, сестры что-нибудь приятное, не обижать их. Я буду наблюдать, как вы дружите».

Следующая беседа на тему «О правилах дружбы» проводилась с целью закрепления у детей представлений о правилах дружбы; побуждения их узнать новые правила.

Детям давалось задание на дом: обсудить правила дружбы с мамой, папой, со старшим братом или сестрой, с бабушкой, дедушкой. На следующий день мы обсуждали правила дружбы по небольшим подгруппам, заслушивая рассказы детей. Беседа вызвала живой интерес у детей. Ребята слушали и дополняли друг друга:

Марина Я.: «Мама мне вчера рассказала, что когда дружишь нельзя обижать товарища»,

Оля Г.: «А мне мама рассказала, что интересно играть, трудиться, разговаривать»,

Даша Р.: «А мне мама рассказала, что нужно помогать друг другу», Ярослав Е.: «Мне папа сказал, что не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Э: «Как ты думаешь, что это значит?». Дети, подумав, ответили:

Ярослав Е.: «Я думаю, что лучше друга ничего нет», Коля Б.: «Мне сестра, вчера сказала, что нужно быть добрым, вежливым и справедливым, нельзя драться»,

Света В.: «Если другу грустно, то придумай, как развеселить его», Оля А.: «Для друзей ничего не должно быть жалко», Ксюша М.: «Надо все делать вместе, помогать друг другу», Даша К.: «К другу надо быть внимательным»,

Света О.: «Нельзя брать на себя всегда главные роли, надо предлагать их другим»,

Маша: «Надо делать все по справедливости», Олеся Т.: «Нужно другу улыбаться», Вова К.: «Нужно, чтобы все было по справедливости». Э: « Ребята, как вы думаете, что значит: «Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь»?».

Дети, подумав, ответили, что это значит:

Оля А.: «Если друга будешь обижать, то он не будет с тобой дружить»,

Саша С.: «Это значит, что дружба хрупкая»,

Аня Д.: «Ее надо беречь»,

Марина Я.: «Ты можешь остаться один».

Э: «Правильно, ребята, не оставляйте друга в беде. Быть верным дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Нельзя отвернуться от друга в тяжелую для него минуту».

Далее мы прочитали стихотворение И. Мазнина:

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица - с небом,

Как поле - с плугом,

Как ветер - с морем, Трава - с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами!..


На 3 этапе при реализации второго педагогического условия: обогащения способов общения и поведения детей, мы создавали специальные игровые ситуаций. В ходе разыгрывания игровых ситуаций, выполнения упражнений и творческих заданий мы также реализовывали и третье педагогическое условие - развитие у детей эмоционально- положительной направленности на сверстника в процессе взаимодействия.

На данном этапе мы провели игру «Разноцветный букет», разработанную Н. Колпаковой. Цель игры: формировать у детей умение взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

При проведении игры каждый ребенок объявлял себя цветком и находил себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединялись в один «букет» и устраивали хоровод цветов.

Дети проявили заинтересованность к игре. Ребята выбирали названия цветка. В случае затруднения дети помогали друг другу в выборе названия цветка. В основном дети соединялись друг с другом на основе дружеских отношений, симпатии. Мотивируя свой выбор, дети называли положительные качества сверстников: Дима К.: «Он мой друг», Света О.: «Она всегда мне помогает», Вова К.: «Мы вместе играем», Саша С.: «Он никогда меня не обижает», Маша А.: «Она всегда делится игрушками», Аня Д.: «Она хорошая, красивая девушка».

Дети слышали положительные отклики друг о друге, и это вызвало у них радость и удовольствие.

На этом этапе мы предлагали детям в рамках организации изобразительной деятельности индивидуальное рисование на тему «Портрет друга». Детям предлагалось нарисовать портрет одного из участников группы так, чтобы остальные могли догадаться, кто нарисован. После того как дети заканчивали рисовать, они представляли свои рисунки другим детям, которые, в свою очередь, пытались отгадать, чей это портрет. После того, как портрет отгадали, автор рассказывал о том ребенке, кого он нарисовал: что ему нравится в нем. Затем дети дарили нарисованные портреты друг другу.

Надо отметить, что нередко дети изображали индивидуальные черты внешности, по которым несложно было догадаться, кто нарисован. Среди портретов к сожалению не оказалось ни одного взаимного, то есть дети не обменялись портретами. Света О. и Даша Р. портретов не рисовали. Они нарисовали космос, мотивировав тем, что: «Я не могу», «Я не умею». Оля Г. вообще была не нарисована. Когда дети рассказывали о тех детях, кого они нарисовали, чаще всего отмечали внешнюю красоту: «Она красивая», «Она носит сережки», «Смешно улыбается». Лишь Марина Я. Отметила: «Аня все умеет».


С целью создания условий для доброжелательных взаимоотношений детей мы провели с детьми упражнение «Волшебный стул». Один ребенок садился в центр на «волшебный» стул, остальные говорили о нем нежные ласковые слова, комплименты. Можно было погладить сидящего, обнять, поцеловать его.

С этой же целью мы организовали изобразительную деятельность - коллективное рисование «Рисунок по кругу». Детям давалось время продумать то, что они хотят нарисовать. Затем давалась инструкция о том, что рисовать нужно до определенного сигнала, после которого рисунок следует передать другому ребенку по кругу. Получив рисунок соседа нужно попытаться угадать замысел и продолжить рисование и т. д. Время рисования до сигнала - 1-2 минуты. Как только к детям вернутся их рисунки - выполнение задания окончено. Получив свои рисунки, дети делились впечатлениями о том, угадали или не угадали другие дети об их замысле, какие чувства вызвал у них получившийся рисунок.

Рисование по кругу вызвало у детей волну хорошего настроения, так как этот вид рисования они еще не знали. Сначала дети не успевали дорисовывать до сигнала, но потом делали все вовремя. И даже чуть быстрее, поэтому, чтобы не падала динамичность, время рисования приходилось уменьшать. Надо отметить, что этот «конвейер» очень хорошо работал: не было сбоев, вероятно потому, что детям интересно было увидеть, что нарисовали все на каждом рисунке. Но результат оказался не очень приятным: большинство детей были не довольны получившимися рисунками. Следя за процессом рисования, мы заметили, что Саша С. рисовала спирали, на каждом рисунке черним карандашом.

На протяжении всего 3 этапа время от времени мы проводили с детьми такое упражнение как «Мгновенная социометрия». Детям давалась следующая инструкция: «Возьмите за руки (одной рукой - одного, другой рукой - другого) двух человек, с которыми вам наиболее приятно общаться в этой группе». Таким образом, детям предлагалось подружиться друг с другом.

Также на данном этапе мы провели с детьми упражнение «Мой сосед». Экспериментатор просил детей, как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просил всех детей закрыть глаза и задавал вопросы о ком-то из группы:

  • У кого в группе светлые волосы?
  • Кто в группе носит синие платья?
  • Кто в нашей группе носит сережки?
  • У кого на ножках надеты коричневые сандалии?
  • У кого в группе серые глаза?

Это упражнение прошло весело и интересно для детей. Но все же при ответах дети зачастую сначала открывали глаза, а потом отвечали хором. «Правило закрытых глаз» нужно для того, чтобы дети сосредоточились и вспоминали особенности своих сверстников. Тем не менее, его нарушение не мешало уже возникшему интересу.