Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одно упражнение, заинтересовавшее детей, называлось «В кругу симпатий». Дети рассаживались по кругу. Один ребенок выходил в центр круга. А все остальные по очереди выражали ему свое доброжелательное отношение.

Упражнение «Комплимент» также выполнялось в кругу. Один из детей брал мячик и бросал его кому хочет. Тот, кто ловил мячик, должен был вернуть его обладателю с приятными словами о нем. Каждый ребенок мог кидать мячик столько раз, скольким захочет. После того как он заканчивал, мячик передавался следующему в круге. И так до тех пор, пока мячик не обошел весь круг.

Таким образом, проведенная нами работа на формирующем этапе нашего исследования показала, что поэтапная работа, содержанием которой была реализация специально обоснованных педагогических условий, направленных на формирование у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений, способствовала следующему:

  • повышению интереса у детей друг к другу;
  • дети лучше узнали себя и своих сверстников;
  • у большинства детей увеличилось число контактов, которые стали носить более теплый характер;
  • дети познакомились с новыми играми и упражнениями, в которые они смогут играть;
  • проявления чувств у детей стали более яркими и относительно устойчивыми;
  • детям стало доступно понимание чувств других людей, они научились сопереживать, сострадать, сочувствовать.
  • дети начали оценивать друг друга по поступкам, особо оценивая умение играть в коллективе;
  • у детей наметилось понимание дружбы как особой формы взаимоотношений; дети стали ценить и беречь дружбу, стали готовы защищать свои дружеские взаимоотношения.

Эффективность проведенной нами работы будет рассмотрена в следующем параграфе данной главы, после проведения контрольного среза.

2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, с целью выявления положительной динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений.

Мы использовали те же методики и критерии оценки результатов, что и в констатирующем эксперименте.

Контрольный срез показал следующие результаты.

Методика 1. Наблюдение за взаимоотношениями старших дошкольников (разработана авторами работы).

Анализ результатов наблюдения:


Света В. Стала более открыта в общении с детьми. Чаще доводит свое дело до конца. Со сверстниками проявляет вежливость, помощь. Играть стала в коллективе девочек чаще. Но самостоятельной инициативы не проявляет. Руководствуется понятиями, правилами дружбы редко.

Марина Я., Маша А., Даша Р. вежливые, приветливые, спокойные, веселые. Стали внимательны к сверстникам. Принимают в свои игры других девочек и мальчиков. Руководствуются понятиями, правилами в практической деятельности со сверстниками. По возможности оказывают помощь сверстникам, без подсказки взрослого. Стали меньше ссориться.

Аня Д. спокойная, скрытная девочка. Не руководствуется понятиями, правилами дружеских взаимоотношений со сверстниками в практической деятельности. В игре не доводит дело до конца. Не прислушивается к мнениям сверстников. Оказывает помощь при подсказке взрослого. Не проявляет собственную инициативу.

Оля А. веселая общительная девочка. Редко руководствуется понятиями и правилами дружеских взаимоотношений со сверстниками. Меньше проявляет грубость. Чаще стала замечать плохое настроение сверстников. По подсказке помогает сверстникам. Стала больше придерживаться правил в игре.

Вова К. и Дима К., Ярослав Е. Ярослав Е. стал более сдержанным. Но не руководствуется понятиями и правилами в практической деятельности со сверстниками. Чаще уединяется и играет один. Мирится с друзьями с помощью взрослого. Не внимателен к сверстникам. Чаще всего все-таки пытается брать на себя роль ведущего. Вова К. с Димой К. стали реже ссориться, прислушиваются к мнению друг друга и других детей. Руководствуются понятиями и правилами дружбы в практической деятельности со сверстниками.

Света О., Ксюша М. и Оля Г. Принимают в свои игры других девочек и мальчиков. Прислушиваются к мнениям сверстников. Руководствуются понятиями и правилами дружбы в практической деятельности со сверстниками. Распределяют роли по справедливости. Внимательны к другим детям в группе. Радуются удачам других детей, помогают при затруднениях.

Олеся Т., Даша К. и Саша С. Олеся С. стала руководствоваться понятиями и правилами дружбы в практической деятельности со сверстниками. Внимательна к другим детям в группе. Переживает, если у кого-то несчастье. По-возможности оказывает помощь сверстникам. Даша К. и Саша С. редко руководствуются понятиями и правилами дружбы. Помощь оказывают при подсказке взрослого. Не всегда внимательны к сверстникам. Редко прислушиваются к мнениям других детей.


Коля Б. и Даша Ш. стали меньше ссориться. Стали действовать сообща. Коля Б. стал более внимателен к другу, но оказывает помощь при подсказке взрослого. Дима Ш. стал более терпеливым и спокойно объясняет Коле Б., если тот неправ. Мальчики редко руководствуются понятиями и правилами дружеских взаимоотношений в практической деятельности со сверстниками. Редко принимают в свои игры других детей.

Выводы: из наблюдений видно, что дети:

  • больше стали руководствоваться понятиями и правилами дружбы,
  • действовать сообща, прислушиваться к мнению других детей,
  • помогать, быть внимательными к сверстнику.

Но все-таки остались дети, которые редко руководствуются или вообще не руководствуются правилами, понятиями дружбы. Не помогают другому ребенку или помогают сверстнику по подсказке взрослого. Дружат хорошо только с узким кругом детей.

Методика 2. Беседа с детьми (проводится в форме индивидуального опыта) (разработана авторами работы).

Цель: выявить реальный уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений и суждений о дружбе, дружеских взаимоотношениях с детьми группы по окончанию формирующей работы.

Детям задавались вопросы:

    1. С кем ты особенно дружишь и почему?
    2. Как по твоему хорошо дружить?

Протокол представлен в приложение Д.

Результаты:

Света В.

      1. «Я особенно дружу со Светой О., с Олей А., Дашей Р., потому что они «хорошие», «играют со мной».
      2. «Я не знаю».

Аня Д.

        1. «Я дружу с Дашей Р. и Олесей Т., потому что они добрые, игрушки красивые приносят и дают поиграть».
        2. «Я не помню».

Оля А.

          1. «Я дружу со Светой О., Ксюшей М., Светой В, потому что они мои подруги, они мне нравятся».
          2. «Делать друг другу хорошее, не жадничать».

Коля Б.

«Я дружу с Димой Ш., потому что мы играем вместе, мы друзья».

«Не драться».

Ярослав Е.

«Я дружу с Вовой К. и Димой К., потому что мне интересно с ними играть».

«Дружить хорошо - это хорошо».

Дима К.

«Я дружу с Вовой К., Светой и Сашей С., потому что мы друзья, весело играем».

«Помогать друг другу, не обижать, защищать».

Дима Ш.

«Дружу с Колей Б., потому что мы с ним играем, нам весело и хорошо».

«Быть добрым, не драться, делиться».

Марина Я.

«Я дружу с Машей А. и Дашей Р., потому что они мои подруги, мы помогаем друг другу».

«Помогать друг другу, быть справедливым, вежливым, делиться, не обижать друг друга».


Ксюша М.

1) «Я особенно дружу со Светой О. и Олей Г., потому что мы играем вместе, нам весело, не обижаем друг друга».

2) «Это не сориться, делиться игрушками, не обижать друг друга, помогать, выручать».

Оля Г.

  1. «Я дружу с Ксюшей М. и Светой О., потому что мы подруги, вместе играем».
  2. «Это значит объяснять правила, если они не поняли, поступать по- доброму, быть справедливыми, выручать из беды».

Света О.

    1. «Я дружу с Ксюшей М. и Олей Г., потому что мы подруги».
    2. «Делать друг другу что-нибудь хорошее, не драться, не ябедничать, развеселить, если грустно».

Саша С.

      1. «Я дружу с Дашей К. и Олесей Т., потому что они хорошие. Всегда делятся игрушками».
      2. «Делиться, не ссориться».

Даша Р.

        1. «Дружу с Машей А. и Мариной Я., потому что мы подруги».
        2. «Не драться, помогать».

Олеся Т.

          1. «Я дружу с Сашей С. И Дашей К., потому что мы подруги».
          2. «Быть добрым, справедливым, веселить, если грустно».

Вова К.

«Я особенно дружу с Димой К., Ярославом Е., потому что мы друзья, нам вместе весело».

«Дружно играть, помогать друг другу, не ссориться, быть внимательным, не обижать».

Даша К.

«Я дружу с Олесей Т. и Сашей С., потому что мы подруги».

«Не ссориться, делиться».

Маша А.

1) «Я дружу с Мариной Я и Дашей Р., потому что они мои подруги».

2) «Помогать друг другу, быть внимательным, делиться игрушками».

Таблица 6

Представления и суждения детей 6-7 лет о дружбе (контрольный срез)

Кол-во детей

ВУ

СУ

НУ

17

7

8

2

100%

42%

46%

12%

Таким образом, после проведения формирующей работы 15 детей (88%) стали иметь более четкие представления и суждения о дружбе. И лишь 2 ребенка (12%) - не имеют четких представлений и суждений о дружбе

Методика 3. Педагогические ситуации (разработана авторами работы). Цель: выявить реальный уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений и суждений о реальных поступках, направленных на реализацию дружеских взаимоотношений, по результатам проведенной формирующей работы.

Детям задавались вопросы по следующим ситуациям: Что бы ты сделал, как поступил если бы... Протокол см. приложение Е. Света В.

«Я бы помогла, успокоила».

«Развеселила бы с подружками».


«Все-таки поделюсь». Аня Д.

«Позову на помощь воспитательницу».

«Приглашу поиграть».

«Буду играть сама». Оля А.

«Позову воспитателя».

«Приглашу поиграть».

«Не поделюсь».

Коля Б.

  1. «Позову воспитательницу».
  2. «Позову играть в машинки».
  3. «Поделю кубики пополам». Ярослав Е.
    1. «Позову воспитательницу».
    2. «Приглашу поиграть».
    3. «Не поделюсь кубиками». Даша К.
      1. «Успокою, пожалею».
      2. «Приглашу с собой поиграть».
      3. «Отдал бы кубики». Дима Ш.
        1. «Позову воспитательницу».
        2. «Дам машину».
        3. «Играть буду дальше». Марина Я.
          1. «Я помогу встать, успокою и позову воспитателя».
          2. «Спрошу, почему ты грустный».
          3. «Отдала бы кубики». Ксюша М.

«Сказала бы, не плачь, и позвала бы воспитателя».

«Спросила, почему ты грустишь и поиграю».

«Поделюсь кубиками». Оля Г.

«Помогла бы, успокоила и позвала бы воспитателя».

«Спросила бы, почему грустный, и позвала бы с собой разукрашивать».

«Отдам кубики». Маша А.

«Позову воспитателя».

«Спросила бы, почему ты плачешь, и поиграла бы с ней».

«Я поделю кубики». Света О.

«Я бы помогла и позвала бы воспитателя».

«Спросила бы, почему ты грустный и позову поиграть».

«Я бы поделилась кубиками». Саша С.

«Я бы позвала воспитателя».

«Приглашу порисовать».

«Ничего не сделаю». Даша Р.

  1. «Успокою, помогу встать».
  2. «Спросила бы, почему ту грустишь? И рассказала бы, веселые анекдоты».
  3. «Дала бы кубики». Олеся Т.
    1. «Я бы спросила, не больно ли, и помогла бы».
    2. «Спросила бы, почему ты грустишь, и поиграю с ней».
    3. «Поделюсь кубиками». Вова К.
      1. «Я бы помог, успокоил, позвал медсестру».
      2. «Спросил, почему ты грустишь? А потом придумал, как бы развеселить».
      3. «Дам кубики столько, сколько им надо». Даша К.
        1. «Успокоила бы, позвала воспитателя».
        2. «Приглашу играть вместе».
        3. «Поделю кубики».

4 серия. Проводили педагогическую ситуацию в игре «Не намочи ног».

Ставилась задача: «Вместе нужно перебираться на другой берег, не намочив ног, то есть только по обручам».

Коля Б. играл в паре с Димой Ш. Когда возникла проблема, Коля Б. предложил Диме Ш. подумать вместе, и Дима Ш. согласился: «Давай передавать обручи по-очереди: ты мне, я - тебе». «Давай». Мальчики вместе добрались до берега. Коля Б. даже обнял Диму Ш.: «Молодец!». Они были довольны найденным общим решением.

Аня Д. играла в паре со Светой В. Когда возникла проблема, обе девочки задумались. Света В. искала выход из положения, но Аня Д. ей в этом не помогала. В конце концов, Света В. предложила дойти до берега и кинуть обруч Ане Д. Аня Д. не проявила инициативу и подчинилась Свете В.