Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
Необходимо обратить внимание, насколько невербальные средства являются конгруэнтными (соответствующими) данной ситуации, поскольку предполагается, что содержание речевых сигналов и сопровождающих их жестов должно совпадать. Наблюдаемое противоречие в содержании невербальной и вербальной информации является индикатором лжи [18].
Исследователи утверждают, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается [16].
Походка также может многое рассказать о человеке. По походке можно с точностью узнать такие эмоции, как: гнев, страдание, радость, гордость. Самая «тяжелая» походка — при гневе; самая легкая — при радости; самая большая длина шага при гордости; вялая, угнетённая походка при страдании [12].
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения [11].
Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость, недоверие обычно проявляются высоким голосом, гнев и страх тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы [9].
Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность чем-либо, либо личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёров, возраст, пол, степень их знакомства [8].
Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное. Похлопывание по плечу возможно лишь между близкими людьми.
Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними: интимное расстояние (от 6 до 45 см) - общение самых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;публичное (от 400 до 750 см) - при выступлений перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции при общении воспринимается негативно. Ориентация и угол зрения - выражаются в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной, дружеской беседе - занимают угловую позицию; при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали (см. рис. 3 в приложении).
Если же человеку необходимо быть лидером в группе, то удобнее расставить столы буквой «П» или «А», а самому быть в центре. Если же нужно занять равную со всеми позицию - удобнее всего «круглый стол» [15].
В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).
Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т.д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты [1].
Выводы
Итак, жесты, мимика, интонации и др. - важнейшая часть общения. Порой с помощью этих невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектногодистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Успех любого контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позу и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите: с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
Знание языка жестов и телодвижений помогает не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация – важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554.
- Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7.
- Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21.
- Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5.
- Григорьянц Т.А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 11.
- Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство. – М.: Книга, 2005.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 4-е изд. - М.: АСТ, 2001.
- Кривых Л.В. Невербальный компонент в межкультурной коммуникации // Гуманитарные исследования. - 2006. - № 2.
- Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001.
- Оналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5.
- Павлова А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 7.
- Ренц Т.Г. Невербальное поведение в свете биоэволюционной и социокультурной парадигм исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2.
- Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13.
- Чиркова Е.И. Феноменология и психологические особенности основных врожденных невербальных средств коммуникации // Вестник психотерапии. - 2006. - № 16.
- Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11.
- Эм Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональные состояния |
||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
|
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
|
Губы |
Уголки губ опущены |
||
Форма глаз |
Глаза раскрыты, сужены |
Глаза сужены |
|
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
|
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
||
Подвижность лица |
Лицо динамично |
||
Части и элементы лица |
Эмоциональные состояния |
||
Страх |
Удивление |
Радость |
|
Положение рта |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
|
Губы |
Уголки губ приподняты |
||
Форма глаз |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
|
Яркость глаз |
Блеск глаз не виден |
Глаза блестят |
|
Положение бровей |
Брови подняты вверх |
||
Уголки бровей |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
||
Лоб |
Горизонтальные складки на лбу |
||
Подвижность лица |
Лицо застывшее |
Лицо динамично |
Приложение 2
Виды взглядов, их трактовка и рекомендации действия
Взгляд и сопутствующие действия |
Трактовка |
Необходимо |
Подъём головы и взгляд вверх |
Подожди минутку, подумаю. |
Контакт прерван |
Движение головой и насупленные брови |
Но понял, повтори. |
Контакт усилить |
Улыбка, возможно легкий наклон головы |
Понимаю, мне нечего добавить |
Контакт продолжить |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику |
Хочу подчинить себя |
Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону |
Пренебрежение |
Уйти от контакта |
Взгляд в пол |
Страх и желание уйти |
Уйти от контакта |