Файл: Невербальные проявления эмоциональных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

2.1 Сущность невербального общения

Самое популярное рабочее название, применяемое для рассматриваемого типа общения — «язык тела», по другому, невербалика. По мнению психологов, правильное толкование невербальных сигналов предстает самым важным условием результативного общения.[10]

На данный момент есть две проблемы осознания невербального общения:

1) во время речевого и языкового общении ход приема либо передачи информации осмысливается двумя сторонами, а во время неречевого происходит на подсознательном либо бессознательном уровне, что создает некоторые сложности в постижении данного явления и возникает вопрос, оправдано ли применение термина «общение». По этой причине некоторые находят допустимым употреблять, если разговор о невербальной коммуникации, иное определение - «невербальное поведение», интерпретируя последнее как поведение определенного человека, содержащее внутри себя конкретную информацию, не глядя на то, понимает это человек или нет [12];

2) в содержании большого количества научных трудов присутствует путаница в определениях «невербальное поведение», «невербальная коммуникация», «невербальное общение», как правило, употребляющихся в качестве синонимов [4]. Но при этом необходимо различать данные определения, а также важно уточнять контекст. Как предложила В.А. Лабунская, «невербальное общение —такой тип общения, которому характерно применение невербального поведения либо невербальной коммуникации, как основного средства получения информации, формирования взаимодействия, создания образа и представления о партнере, оказания влияния на индивида». По этой причине определение «невербальное общение» предстает более обширным, чем термин «невербальная коммуникация» [10].

Результативность общения обуславливается не только лишь тем, насколько можно понять слова собеседника, а также и способностью верно оценить поведение сторон, участвующих в общении, а именно их движения, жесты, позу, направленность взгляда, мимику, т.е. разгадать язык «несловесного» общения. Данный, невербальный, язык помогает говорящему глубже выказать собственные чувства, иллюстрирует степень владения собой участвующих в диалоге, какое у них на самом деле отношение друг к другу. Встретив, например насмешливый, надменный взгляд, человек может осечься, пропадет желание продолжать. А когда на лице собеседника к тому же проявляется презрительная улыбка, то делиться с ним самым сокровенным уже не захочется. Совсем другое, когда взгляд заинтересованный, поощряющий и сочувствующий. Такой вселяет доверие, способствует откровенному общению. Когда собеседник безысходно махнул рукой, взгляд его отведен в сторону, человек понимает без слов, что собеседник ему не верит либо видит положение, которое создалось, совсем безнадежным. Как бы не стремились люди держать под контролем собственное поведение, следить за жестами и мимикой, у них это не всегда получается. Невербальное общение «разоблачает» собеседников, часто подвергает сомнению то, что ими было сказано. По этой причине необходимо понимать данный язык.


Невербальное поведение индивида очень тесно связано с его эмоциональными состояниями и является средством выражения. Когда человек общается, его невербальное поведение является объектом трактовки не само по себе, а в качестве показателя невидимых для прямого наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических свойств человека. При помощи невербального поведения проявляется богатый внутренний мир человека, происходит оформление психологического компонента общения и совместной деятельности.

Хотя люди очень стремительно учатся подстраивать собственное вербальное поведение в быстро меняющихся условиях, язык тела обнаруживает себя менее пластичным.

Невербальное поведение:

  • формирует образ партнёра по общению;
  • выявляет качество и трансформацию взаимоотношений людей, организовывает эти отношения;
  • предстает показателем актуальных душевных состояний человека;
  • играет роль уточнения, изменения осмысления вербального сообщения, повышает уровень эмоциональной насыщенности сказанного;
  • сохраняет наиболее комфортную степень психологической близости между участниками общения;
  • являет собой показатель статусно-ролевых отношений [2].

Эффективность какого-либо делового общения очень сильно зависимо от возможностей находить доверительный контакт со своим визави, а на подобный контакт влияет именно то, как мы себя ведем, а не сказанное нами.

Отсюда следует, что для построения хороших отношений со своим партнером по беседе, направления взглядов собеседников должны пересекаться друг с другом примерно две трети от всего периода общения. Если собеседник скован, то он редко будет пользоваться доверием. Ведь наши глаза имеют особенное свойство самопрезентации, которое и называется взглядом. Он способен оказывать огромное психологическое давление.

В ходе анализа происхождения невербальных способов общения некоторые аспекты раскрыты до состояния истин, а некоторые все еще не имеют ответов [1]. Абсолютно уверенным можно быть в следующем утверждении: невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения - биологическая эволюция и культура [14].

Понять, откуда произошли некоторые жесты, возможно, анализирую первобытно-общинное прошлое человека. Например, оскаливание зубов, свойственное многим животным, как демонстрация агрессии, используется и современным человеком в виде злобной усмешки в момент проявления враждебности. Также и улыбка изначально являлась символом угрозы, но в настоящий момент, сопровождаясь дружелюбными жестами, она характеризует доброжелательность и удовольствие. [3]


Невербальные средства общения выступают в качестве:

1) регулятора процесса общения, для создания психологического климата между партнерами;

2) обогатителя значений, передаваемых словами, помощника в толковании словесного текста;

3) выражения эмоций и отражения понимания ситуации [17].

Невербальное общение заключается в способности выражать свое состояние и настроение без применения речи, а также получать такую же полную смысла, невербальную информацию от других людей, пользуясь языком мимики, жестов и поз, а также нюансами интонирования и эмоционального восприятия. В различных лицевых выражениях и мимических жестах всегда отражены эмоции, которые испытывает человек

Такие мимические жесты, как закрытые глаза, улыбка, нахмуривание, закушенная губа, надутые губы, наморщенный лоб, приподнятые брови, поцелуй, поджатые губы – не только выражают эмоции, но и выполняют коммуникативные и социальные функции.

К функциям невербального общения можно отнести:

1) демонстрацию чувств и отношений.

2) коммуникативную функцию – передача партнеру эмоциональной и иной информации, а так же проявление межличностных отношений.

3) регулятивная функция – дает возможность получать информацию о содержании информации благодаря способности читать лицевые реакции других людей. Как известно, в диалоге малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными.

Как установили ученые, около 60 процентов информации, которая проходит в коммуникативном процессе, принадлежит невербальным средствам общения. Еще около 30 процентов принадлежит интонированию и звучанию голоса. То есть, около 90 процентов информации о происходящем люди получают без участия вербальных средств [10].

Основное свойство невербального общения состоит в том, что оно является низко осознанным и часто непреднамеренным, поэтому люди знакомые с языком невербалики, могут многое понять, следя за поведением человека. Люди в целом проще манипулируют словами, чем жестами, выражением лица или телом в целом, поэтому эти аспекты дают возможность понять, каково реальное отношение человека к другому человеку или событиям в целом. С другой стороны, человек умеющий контролировать собственный язык тела, всегда будет восприниматься так, как ему того хочется. По крайней мере, он будет намного лучше понят другими людьми.

Люди, умеющие контролировать и применять собственную невербалику, часто пользуются этим в целях манипуляции, осуществляя мало осознаваемое партнером воздействие на его эмоциональную сферу. Поскольку партнер мало осознает содержание манипулятивной игры, он склонен подчиняться, поэтому нерасшифрованнаяневербалика является основой бытовых манипуляций. [7]


Таким образом невербальное общение представляет из себя коммуникативное взаимодействие между людьми без применения слов и других языковых средств, представленных в какой-либо форме; это связано с тем, что передача информации в рамках невербального взаимодействия происходит благодаря мимике, жестам, изменению мизансцены общения и пантомимике, а инструментом такого рода общения выступает непосредственно тело человека, дающее ему возможность применять широкий диапазон средств и способов выражения собственных эмоций.

2.2 Невербальные средства общения

Несмотря на то, что вербальные символы (слова) являются общепринятым средством фиксации идей, которые необходимо передать другим людям, наиболее содержательными все же являются невербальные символы, предназначенные к передаче. В рамках невербальной коммуникации возможно применение любых символов кроме слов, часто случается так, что невербальная передача информации сопровождает вербальную, в силу чего может усугублять эффект от сказанного либо полностью изменять его контекст.

Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

К невербальным средствам общения относят пантомимику (телодвижения), мимику, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, удаление, поворот «к» и «от»), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов и т.п.).

В речи выделяют лингвистические и паралингвистические средства. Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменение высоты и окраски голоса - всё это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению [15]. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он может скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражения глаз, положения ног и т.д.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движение мышц лица (Приложение 1). При неподвижном или невидимом лице теряется до 10-15% информации. Основную нагрузку информации несут брови и область вокруг рта (губы). Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. В мимическом выражении шесть основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения). Все движения мышц лица скоординированы.


С мимикой очень тесно связанывзгляд, или визуальный контакт (Приложение 2). В момент формулировки мысли или предстоящего высказывания человек обычно смотрит в сторону, а не на партнера, в момент же, когда идея сформулирована – на собеседника. Если человеку сложно формулировать свои мысли, либо суть разговора сводится к сложным вещам, на партнера направлено меньше взглядов, чем в ситуации обычного разговора. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра, слушающий же больше смотрит в сторону говорящего. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.

В ситуации, когда человек коротко и мало смотрит на партнера, имеет смысл предположить, что то, что говорит и делает партнер, вызывает неудовольствие человека, когда же взглядов слишком много и они длинные, это можно интерпретировать, либо как попытку вызова, либо как символ глубокой симпатии, в зависимости от контекста происходящего. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться [19].

Еще больше информации, по сравнению с лицом, может дать только тело человека, его позы, жесты и походка.

«Закрытые позы» (когда человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки скрещены на груди; и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

«Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскрыты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно «читаемые» позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и отклоняться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.невербальный общение жест понимание

Много информации несут жесты. Выделяют жесты [16]:

  1. коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
  2. модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
  3. описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.