Файл: Понятие предпринимательского договора (Лизинг как предпринимательский договор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важно, чтобы каждый предприниматель осознал необходимость культуры договорных отношений. Договорное право у нас пока в стадии разработки, но культура договорных отношений — следствие общей культуры человека, а его общая культура формируется внешней средой. Усложнение экономических связей, экономической структуры общества неизбежно приведет предпринимателей к необходимости соблюдения определенных "правил игры". Говорить до этого о необходимости соблюдения этики, этикета предпринимателя — если не бесполезно, то недостаточно. Но нужно быть готовым к постепенному появлению новой, с точки зрения сегодняшнего дня, культуры взаимоотношений. А быть готовым к этому означает прежде всего умение выполнять договорные обязательства. Уметь разрабатывать договоры, знать содержание и возможные формулировки их условий должен каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью. С помощью договора у граждан и юридических лиц формируется уверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а результаты предпринимательской деятельности найдут признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в свою очередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с изменением системы и принципов управления экономикой, появлением новых субъектов предпринимательской деятельности существенно меняется и система договоров. Субъекты предпринимательской деятельности в процессе осуществления предпринимательства практически ежедневно вступают в договорные отношения с другими субъектами - предпринимателями и лицами, не являющимися предпринимателями. Следовательно, в условиях рыночной экономики основным инструментом регулирования взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности является договор. Именно он является главной правовой формой экономического оборота, определяет права и обязанности сторон, их ответственность.

Цель работы заключается в исследовании понятия предпринимательского договора.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Определить особенности и отличия предпринимательского договора от иных гражданско-правовых договоров;
  2. Рассмотреть понятие и систему предпринимательских договоров;
  3. Изучить особенности отдельных видов предпринимательских договоров;
  4. Рассмотреть особенности заключения предпринимательского договора.

Объект исследования – предпринимательский договор.

Предмет работы составляют правовые отношения, регламентирующие предпринимательские договоры.

Для написания работы использовались труды О.А. Беляева, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский и другие.

Актуальность, цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. Понятие и сущность предпринимательского договора

    1. Предпринимательский договор как объект толкования: особенности и отличия от иных гражданско-правовых договоров

Договорному праву как особой подотрасли гражданского права до не­давнего времени не уделялось должного внимания ни в юридической литера­туре, ни в законодательстве. Сегодня, когда гражданские правоотношения в обществе достигли небывалого развития, большую актуальность приобре­тают вопросы правового регулирования этих отношений, совершенствования и модернизации законодательства, регламентирующего различные сферы жизнедеятельности общества. И особое внимание при этом следует уделять договору как важнейшей правовой категории. Толкованию договоров посвя­щена ст. 431 ГК РФ, для удобства приведем ее текст.

«При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем со­поставления с другими условиями и смыслом договора в целом... Если пра­вила... не позволяют определить содержание договора, должна быть выясне­на действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом при­нимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая пред­шествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон» [1].

Очевидно, что в большей степени мы говорим именно об обще­гражданских договорах, практически обходя стороной постоянно эволюцио­нирующие предпринимательские правоотношения. Конечно, речь не идет о тотальной и детальной регламентации предпринимательских отношений - в рамках господствующей диспозитивности в данной сфере это представля­ется невозможным. Более того, порой даже сами предприниматели не в силах предвидеть и предусмотреть весь рацион разнообразных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе их деятельности во исполнение договоров. Однако, не предусмотренные договором ситуации возникают в предпринимательских отношениях довольно часто, что порой вызывает значительные споры. Суды, призванные урегулировать эти споры путем толкования договоров, при вы­несении решений руководствуются, помимо упомянутой статьи, основопола­гающими общеправовыми принципами и принципами гражданского права, о которых пойдет речь далее, с учетом того, что предпринимательская дея­тельность имеет высокую степень рискованности и каждое решение, прини­маемое в рамках данной деятельности, имеет определенные экономические последствия. Судебные органы призваны проверять в сложившихся спорных ситуациях тексты предпринимательских договоров на предмет злоупотреб­ления и недобросовестности содержащихся в них положений, так как зача­стую некоторые субъекты предпринимательских отношений являются более «сильными» сторонами и используют данное неравенство с целью извлече­ния выгоды. Анализ ст. 431 ГК РФ показывает, что установленные законода­телем правила толкования договора указанных проблем не решают.


Какой договор можно считать предпринимательским и что отличает его от иных гражданско-правовых договоров? В отечественной доктрине, не­смотря на имеющиеся противоречия, сложилось мнение, что предпринима­тельский договор является договором, заключаемым между предпринимате­лями или и их участием и не связанным с удовлетворением личных, семей­ных и прочих бытовых потребностей предпринимателей [14, c.26]. Отношения, сторо­нами которых являются потребители и предприниматели выделяют в отдель­ную категорию, в том числе выделяются и договоры, регулирующие данные отношения. На наш взгляд, учитывая уже упомянутое неравенство сторон, при толковании потребительских договоров необходимо следовать тем же подходам, что и при толковании прочих предпринимательских договоров. Особое внимание следует уделять интересам предпринимателей, заключаю­щих публичные договоры, характеризующиеся массовостью (т.е. у предпри­нимателя отсутствует объективная возможность обсуждать индивидуально с каждым потребителем условия заключаемого договора или отказаться от заключения таких договоров по субъективным причинам).

А.В. Костикова справедливо отмечает, что при толковании предприни­мательского договора должен учитываться самостоятельный, направленный на получение прибыли, профессиональный и рисковый характер такого дого­вора, т.к. он оказывает значительное влияние на распределение рисков между сторонами и степень вмешательства государства в их отношения [10, c.67] . С данной позицией трудно не согласиться, поскольку, при примерно равновесном ба­лансе интересов и рисков сторон в предпринимательских отношениях госу­дарство остается как бы в стороне, определяя лишь общие начала и принци­пы таких отношений. В то же время при заведомом неравенстве сторон госу­дарству надлежит вмешаться в данные отношения с целью защиты прав и интересов их субъектов.

Предпринимательский договор как объект исследования и как объект толкования отличается значительной степенью типизации: в отличие от рас­пространенных бытовых сделок, заключаемых субъектами-гражданами меж­ду собой, предпринимательские отношения в большей степени регулируются обычаями, деловыми обыкновениями, сложившейся практикой, все это обу­словливает практическое отсутствие возможности у присоединяющейся сто­роны влиять на содержание сделки (договора). От иных гражданско-­правовых договоров договор предпринимательский отличает особое право­вое регулирование (законодатель уделяет особое внимание вопросам заклю­чения и расторжения, содержания и субъектного состава таких договоров и т.д.), особый порядок рассмотрения споров, связанных с предприниматель­скими сделками. Несмотря на то, что в ГК РФ не содержится термина «пред­принимательский договор», многие его нормы предусматривают различные особенности предпринимательского договора, содержат положения о дого­ворах или обязательствах, связанных с осуществлением предприниматель­ской деятельности. Законодатель намеренно дифференцирует договоры, за­ключенные между предпринимателями, и бытовые сделки, участниками ко­торых являются граждане. В то же время в области толкования договоров та­кой дифференциации, к сожалению, до сих пор не прослеживается.


Несовершенства в законодательном регулировании толкования пред­принимательского договора обусловливают большое значение учета судами принципов справедливости, разумности и добросовестности при толковании договора и использования различных способов толкования: буквального, си­стемного, телеологического и исторического [8, c.15]. Все это определяет особое ме­сто предпринимательского договора в системе гражданско-правовых догово­ров и сложность его толкования.

В связи с указанной спецификой предпринимательского договора ис­следователями предлагаются пути преодоления недостаточности правового регулирования его толкования. Сторонники первого подхода полагают, что необходимо дополнить ст. 431 ГК РФ соответствующими положениями, установив и закрепив правила толкования именно предпринимательского до­говора с учетом его специфики. Другие ученые находят возможным издание отдельного нормативного правового акта, посвященного толкованию различ­ных видов договоров [3, c.78]. В то же время существует необходимость в закрепле­нии способов и принципов толкования предпринимательских договоров: представляется, что в соответствии с этим должен быть принят соответству­ющий акт Верховного Суда РФ.

Как мы видим, особенности предпринимательского договора как пра­вовой категории в целом и как объекта толкования в частности обусловлены специфическими чертами, характерными самой предпринимательской дея­тельности. В связи с этим, полагаем, что недопустимо сводить толкование предпринимательского договора к стандартному алгоритму толкования дого­воров - использования буквального, системного, телеологического и истори­ческого способов толкования. При разрешении споров по поводу содержания предпринимательских договоров судам надлежит устанавливать баланс ин­тересов сторон, не осуществляя при этом проверки экономической целесооб­разности и эквивалентности условий договора. Выше уже обосновывалось отсутствие такой необходимости даже при заведомом неравенстве сторон до­говора. Выделение из общей массы гражданско-правовых договоров пред­принимательского договора ставит перед доктриной и законодательством но­вые проблемы и вопросы, оперативное решение которых поспособствует со­вершенствованию гражданско-правового оборота.

    1. Понятие и система предпринимательских договоров


Сегодня одной из проблем, требующей решения, является опреде­ление правовой природы предпринимательского договора теплоснабже­ния и определение его места в системе гражданско-правовых договоров.

Следует отметить, что термин «предпринимательский договор» в ГК РФ [1] не употребляется. Но в ряде статей, которые предусматрива­ют особенности предпринимательского договора, содержатся положения о договоре или обязательстве, связанном с осуществлением предприни­мательской деятельности или в сфере предпринимательской деятельно­сти. Во многих случаях в ГК РФ имеется деление правового регулиро­вания договоров, заключенных между предпринимателями, и бытовых сделок, участниками которых являются граждане. Например, в главе 49 ГК РФ «Поручение» [2] включены специальные правила о догово­ре поручения, заключаемом коммерческим представителем и др. Неко­торые договоры, предусмотренные в ГК РФ, заключаются только при осуществлении предпринимательской деятельности (например, договор поставки, коммерческой концессии и др.).

Обязательства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, преимущественно возникают из договоров. Внесенные из­менения и дополнения в ГК РФ, в частности новые конструкции — ра­мочный договор (ст. 429.1), опционный договор (ст. 429.3), абонентский договор (ст. 429.4), правило о регулировании непоименованных догово­ров (п. 2 ст. 421) — рассчитаны в основном на договоры, заключаемые субъектами предпринимательской деятельности, и свидетельствуют о значительном повышении роли договора.

В научной литературе термин «договор в сфере предприниматель­ской деятельности» используется намного чаще, чем в действующем рос­сийском законодательстве [3].

По мнению Е. П. Губина и П. Г. Лахно, «договор в сфере пред­принимательской деятельности (предпринимательский договор) — это заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предприни­мательской деятельности соглашение, стороны (или одна из сторон) ко­торого выступают в качестве субъектов предпринимательства» [4].

М. В. Ковалев определяет предпринимательский договор как «до­говор, планомерно заключаемый одной или обеими сторонами для по­лучения прибыли на постоянной основе» [5]. При этом, как было отме­чено выше, поскольку указанный термин не нашел своего воплощения в нормативно-правовых актах, позиции ученых относительно содержания такого договора можно разделить на три группы.

К первой группе относится точка зрения, согласно которой пред­принимательский договор отождествляется с торговым (коммерческим) договором и является, в свою очередь, разновидностью гражданско­правового договора [6].