Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения («Мозговой штурм»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение возможностей интерактивных методик при подготовке кадров и в работе с персоналом задача не простая рассмотрим описание основных интерактивных технологий. Прежде всего необходимо установить отношения принятие, доверие и уважение. Освоение этого подхода задача нелегкая, но весьма полезная и интересная. Используя этот подход на практики, руководитель может развить в себе такие стили общения, как общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения.

В курсовой работе мы рассмотрим несколько интерактивнх методов, способствующих решению производственных задач, на основании идей большинства участников. Процесс по выбору оптимального варианта решения производственной задачи выстраивается по направлению активизации процесса, творческого стимулирования процесса поиска вариантов решения, рассмотрение всех схожих и противоречивых вариантов, подготовка материала к окончательному варианту.

В работе мы делаем упор на Метод Мозгового штурма, как основного и немаловажного в стимулировании идей. Однако идеи не самоцель, цель поиск эффективного варианта решения, необходимого для учета интересов всех участников производства.

Описание методик представлен в таблице №1. «Характеристики технологий». ВОР, Мозговой штурм, Разбивка на кластер, категориальный обзор, Т схема. Описание метода представлен в таблице №1.

Таблица 1.

метод

Интерактивный метод

характеристика

ВОР – активизация.

Фаза вызова.

«Какие сведения, предшествующие данной теме, вы знаете? » , «что вы уже знаете об этом?», «Что вы не выяснили, но хотели бы узнать?», «Почему это важно?»

Фаза осмысления.

«Что нового вы услышали в этом материале?», «Что вы думаете по этому поводу?», «В чём значимость этого?», «Что произвело на вас наибольшее впечатление?», «Как это соотносится с вашим опытом?», «Хорошо это было или плохо?»,»Какой вы видите проблему в целом?», «Каков ваш прогноз развития событий?».

Фаза размышления.

Рефлексия (метапознание): «Что я об этом думаю?», «Как эта информация увязывается с тем, что я уже знаю?», « Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?».

Возможности преподавателя использующего основы ВОР

Преподаватель может:

Активизировать мышление учащихся;

Способствовать активной дискуссии;

Повышать мотивацию учения;

Обеспечить активную учебную деятельность;

Стимулировать перемены;

Стимулировать рефлексию;

Давать учащимся возможность услышать разные мнения;

Помогать учащимся задавать свои вопросы;

Способствовать самовыражению;

Обеспечивать обработку информации учащимися;

Способствовать критическому мышлению.

Мозговой штурм. стимуляция

Цель: Мозговой штурм – хорошо известный, широко используемый метод решения проблем. Он стимулирует участников использовать свое воображение и творчество. Он помогает найти большое число решений к любой заданной проблеме (Что я должен делать в этой ситуации? Как мы должны преодолевать это препятствие?). Мозговой штурм помогает в выборе ценностей и выяснении альтернатив.

Шаги для эффективного мозгового штурма.

Рассадите участников в непринуждённой манере. Подготовьте доску или листы для записей идей. Определите проблему. Определите правила работы.

Никакой оценки идей.

Полная свобода мысли (чем больше идей, тем лучше, стремитесь к количеству).

«Ловите», «схватывайте» и рассчитывайте на идеи других (комбинируйте, переделывайте и т.д.).

Спрашивайте об идеях и быстро их записывайте их по мере поступления.

Не допускайте смеха, ироничных комментариев и насмешек над идеями других.

Продолжайте как можно дольше, пока идеи поступают.

Правила для проведения мозгового штурма.

В процессе обдумывания не позволяется делать никаких оценок. Если вы даёте оценку идеям в процессе их обдумывания, участники сосредотачиваются на защите своих мыслей и идей, а не на обдумывании новых и лучших. Оценка должна быть исключена из правила.

Надо поощрять всех на обдумывание большого круга самых неожиданных идей. И действительно, если на мозговом штурме возникает неожиданных идей, то становится очевидным, что отдельные участники пересматривают свои собственные мысли. Они долго размышляют до того, как представить идею из-за боязни, что они, возможно, выступят с глупой идеей, которая и звучит смешно.

Количество идей поощряется. Почти всегда количество перерастает в качество. Когда в быстрой последовательности возникает огромное количество идей, оценка обычно, исключается. Участники вольны дать большой размах своему воображению, в результате чего появятся хорошие мысли

Каждый может основываться на чужих идеях и изменять их. Сочетание или изменение ранее предложенных идей часто приводит к новым, которые лучше тех, которые их вдохновили.

Категориальный обзор

Обобщение и поиск вариантов

ЧТО ЭТО?

Эта стратегия позволяет учащимся организовывать идеи, которые возникли во время мозговой атаки и создаёт основу для глубокого понимания.

Категория – группа предметов, явлений, фактов, объединённых общностью каких-либо признаков.

ЧТО РАЗВИВАЕТ?

Спектр целевых ориентаций на личностные структуры:

  • Информационные – знания, умения, навыки;
  • Операционные – способ умственных действий;

КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?

Шаг 1. в группе провести «мозговой штурм» и записать все идеи по данной теме.

Шаг 2. найти более общие идеи, категории, которые могут объединить полученную информацию на основе каких-либо признаков.

Шаг 3. распишите категории на листе бумаги или на доске. Распределите идеи, информацию, полученные в результате мозговой атаки по соответствующим категориям.

Шаг 4. во время распределения учащиеся могут изменить название какой-либо категории. Возможно появление новых категорий.

Шаг 5. продумайте способ, чтобы группы могли обменяться или ознакомиться с другими работами.

Рекомендации преподавателю.

не существует единого, правильного способа распределения информации по категориям.

разбивка на категории в одной группе будет отличаться от категорий, выделенных в другой.

не сравнивайте и не выделяйте какую-либо работу. Во-первых, это создаёт групповой эгоизм. Во-вторых, ваши учащиеся не глупы, они сами смогут дать оценку.

не давайте заранее подготовленные вами категории. Если вы цените мышление ваших учащихся, то предоставьте им свободу.

создание категориальных обзоров важно как процесс, а не как конечный продукт.

данный метод хорошо использовать на стадии вызова, возможно применять и на стадии размышления.

Т – схема

Подготовка материала к окончательному выбору.

ЧТО ЭТО?

Т-схема – средство для сравнения двух аспектов одной концепции. Универсальный, графический организатор для записи двойных (да-нет; за-против) ответов и сравнений.

ЧТО РАЗВИВАЕТ?

Спектр целевых ориентаций на личностные структуры:

Информационные - умения, знания, навыки;

Операционные - способы умственных действий.


Выводы по главе 1

  1. Специфика использования интерактивных методик разнообразна. Методы интерактивной активизации, стимулирования и систематизации информации, способствуют поиску эффективного решения производственных задач.
  2. Метод Мозгового штурма стимулирует творческую активность персонала, тем самым облегчая работу менеджера по решению производственных задач.
  3. Интерактивные методики способствуют установлению доверительных отношений и стимулируют возможность применения делегирования обязанностей при управлении персоналом.
  4. Благодаря использованию интерактивных методик можно развить не только профессиональные умения и навыки, но и расширить возможность самостоятельности при получении знаний.
  5. При проведении интерактивных методик необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности, в нашем исследовании, особенности темперамента.

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование возможностей использования технологии мозговой штурм при решении производственных задач

2.1. Выявление и изучение индивидуально-типологических особенностей испытуемых, участников эксперимента

В эксперименте приняло участие 28 сотрудников коллектива. При помощи методики Айзенка были определены индивидуально-типологических особенности участников эксперимента. Данные занесены в сводную таблицу.

Таблица 1 «выраженность типа темперамента испытуемых»

испытуемые

флегматический

холерический

сангвинистический

меланхолический

Испытуемые п=28

4

10

4

10

Испытуемые были разделены на четыре группы.


Первую группу составило 4 испытуемых из них 2 женщин и 2 мужчин с преимущественно флегматическим типом темперамента. Они спокойны уравновешены, но медлительны. В работе проявляют упорство, но тяжело относятся к нововведениям.

Вторую группу составило 10 испытуемых холерического типа. Они инициативны, быстро включаются в работу, но проявляют нетерпимость в отношении критики и действий окружающих. 3 женщины и 7 мужчин.

Третью группу составило четверо испытуемых. Они проявляют организаторские лидерские качества. Умеют осваивать новые технологии без труда, но часто поверхностно относятся к деталям. Бывают резки в общении. Одна женщина и трое мужчин.

Четвертая группа меланхолики. Всего 10 испытуемых. Они избегают конфликтов и не всегда могут проявлять себя активно не смотря на реальные достижения. Развита рефлексия. 4 ро мужчин и 6ро женщин.

Выводы:

  1. Холерический тип выражен преимущественно у мужчин коллектива.
  2. Флегматический и меланхолический тип преимущество у женщин.
  3. Возможно, что в каждой группе одни и те же методики имеют разные возможности реализации.

2.2. Изучение возможностей применения технологии мозгового штурма в работе с персоналом

В курсовой работе мы остановимся лишь на описании следующих характеристик методов: особенности проведения работы. Активность участия. Результативность и оценка эффективности методов. Эффект методики в формировании знаний умений и навыков оценивался самими участниками эксперимента по 5 бальной системе.

На первом этапе проводилась работа по активации участоников эксперимента. При помощи метода ВОР.

Метод ВОР влияет на повышение активности, но при низкой саморегуляции вызывает негативные эмоции. Требует умение управленческой работы в группе. В целом оценивается высоко 17 балов из 20 ти. Помогает активизироваться. Далее перед коллективом ставится производственная задача и просьба представлять варианты её решения.

Вторая стадия постановка проблемы и поиск решения с использованием методики Мозговой штурм.

Таблица №1 «Результаты анализа данных по методики Мозговой штурм»

Группа

Участие

Реакция

Эффект

Группа 1. «флегматики»

Активное, вербальное на всех стадиях.

Реагирует на происходящее с уважением выражает свое мнение при условии соблюдения очередности. В противном случае испытывает раздраженность.

4

Группа 2. «холерики»

Активное, на всех стадиях.

Перекрикивают, желают быть в центре (особенно женщины)Раздражительность при условии, что ответы их не признаются лучшими

3

Группа 3. «сангвиники»

Активное, на всех стадиях.

Выдают ответы, чувство юмора, поддержка с одной стороны и осмеивание ответов других с другой стороны. Провоцируют конфликты.

5

Группа 4. «меланхолики»

Активное, вербальное на всех стадиях.

Пассивно воспринимают происходящее. Дают верные ответы. Обдумывают их. Болезненно переживают конфликты.

4


Метод оценивается положительно меланхоликами и сангвиниками. Флегматики зависимы от условий. Раздражительность и возможность возникновения конфликтных ситуаций. Развивает навыки саморегуляции. Предлагают много идей, но не слушают окружающих. Кричат, настаивают на своем. Активно обсуждают.

Третий этап сбор и анализ данных мозгового штурма. Менеджер оценивает все предложенные варианты и выстраивает кластер.

Таблица №2 «Результаты анализа данных по методики кластер и категориальный обзор»

Группа

Участие

Реакция

эффект

Группа 1. «флегматики»

Пассивное

Видят во всем сложности не хотят конфликтов. Со всем соглашаются

4

Группа 2. «холерики»

Активное

Выражают свое мнение, навязывают его. Спорят не о теме а о процедуре проведения и правилах.

4

Группа 3. «сангвиники»

Активное

Активно выражают мнение, слушают инструкции, подбадривают меланхоликов и раздражаются на холериков

5

Группа 4.

«меланхолики»

Внутренняя активность на фоне внешней пассивности

Выражают мнение относительно темы. Рассуждают сложно выдают свои ответы. Предпочитают подсказывать. Когда кто-то присваивает их ответ обижаются и выражают внутреннее недовольство

3

балл

16

Метод оценили положительно все группы кроме меланхоликов. Они не успевали переключаться. Однако для их полного раскрытия была использована Т технология.

Таблица №4 «Результаты анализа данных по методики Т-схема»

Группа

Участие

Реакция

эффект

Группа 1. «флегматики»

Пассивное

Не нравится писать, но когда врабатываются индивидуально представляют положительный результат

3

Группа 2. «холерики»

Пассивное

Внутренняя раздражительность не хотят записывать, предпочитают высказывать мнение вслух и отвлекают окружающих.

3

Группа 3. «сангвиники»

Активное

Активно демонстрируют свое доминирование показывают , что могут справиться с заданием.

5

Группа 4. «меланхолики»

Активное

Пишут сравнивают рефлексируют

5

балл

16

На окончательном этапе принятия решения наиболее эффективны были сангвиники и меланхолики. Все участники эксперимента испытывали удовлетворение так как каждый внес свой вклад в решение производственной задачи, сохраняя при этом свою целостность и особенности индивидуальности.


Выводы по главе 2

  1. При решении производственной задачи коллектив независимо от типа темперамента и индивидуальности каждого из члена коллектива, проходит необходимые этапы: активизация, стимулирование творческого потенциала, систематизация и обобщение данных, анализ и выбор.
  2. Исследование показало, что на реализацию возможности методов оказывают влияние индивидуально-типологические особенности личности – темперамент.
  3. Так испытуемые флегматики ровно оценивают интерактивные методы, испытывают трудности в возникновение не понимания ситуации или задания. Фактор времени на обдумывание. Интерактивные методики вызывают раздражение в случае нарушений правил и несоблюдения требований заданий. Обида на педагога. Негативно оценивают метод требующий рефлексии. Не хотят делится переживаниями.
  4. Испытуемые холерики негативно оценили методики, хотя на каждом этапе проявляли активность, участвовали в контактах и конфликтах. Выражали свое мнение. Больше всего раздражались на действия сангвиников и холериков. Не давали возможности высказываться негативно отзывались о действиях педагога. Требуют возможности и время для выражения своих эмоций и высказываний.
  5. Испытуемые сангвиники чувствовали себя как рыба в воде. Активно участвовали, но и провоцировали своими высказываниями конфликтные ситуации. За глазами обвиняли педагога в неумении вести занятие, а на глазах обвиняли испытуемых в не понимании сути занятий. В результате у них складывалось мнение, что они лучше всех.
  6. Меланхолики находились как бы в тени, но они давали ответы лучше, ярче и не участвовали в конфликтах. Больше влияли на сангвиников и через них выражали протест. Им по душе занятия по развитию рефлексии. Больше всего им не понравился кластер и обзор.
  7. Подводя итог можно сказать, что интерактивные методы имеют большую возможность для реализации испытуемых с сангвинистическим типом и меланхолическим типом (задания на рефлексию).
  8. До использования методов интерактивных при работе с персоналом необходимо обозначить особенности подключения саморегулятивных процессов. Вводить правила участия в групповой работе и создавать исходя из этого оптимальные условия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность развития производства определяется не только уровнем дохода, но и разнообразием вариантов решения производственных задач. Коллектив так или иначе хочет быть задействован в этом процессе. А задействовать каждого не всегда возможно. Возможность раскрывает эффективный интерактивный способ взаимодействия. Мы хотели раскрыть особенности Мозгового штурма, но в ходе решения эксперимента поняли, что одного метода недостаточно. Он становится причиной конфликта. В единстве использования с другими технологиями метод работает на решение производственной задачи, что способствует самореализации каждого члена коллектива в зависимости от их индивидуального стиля.