Файл: оценка эффективности стратегий и копинг-поведения в профессиональной среде.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение, возможностей применения делегирования прав.
2.1 Описание методики исследования
Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе была сообщена цель исследования и предварительная диагностика стиля и тактика взаимодействия. Далее проведено исследование коммуникативных и организаторских способностей менеджеров. На основание данных было выделено две группы. Первую группу составили испытуемые основной тактикой, которых стали: избегание, приспособление и соперничество. Вторую группу составили испытуемые с тактикой сотрудничество и развитыми организационными и коммуникативными способностями. Методики: КОС, конструктивность мотивации. На третьем этапе группам было дано задание исполнить которое можно разными способами, среди которых и техника делегирования прав. В двух группах была подробно описана и проанализирована технология делегирования прав. Цель: проследить количество выбора в сторону технологии делегирования прав.
Технология делегирования полномочий раскрывает возможность оказание доверия подчиненным, предоставление им полномочий, самостоятельности (руководителю надо всегда искать исполнителя, который справился бы с проблемой лучше его самого) и предоставление разумной свободы действий, терпимость к ошибкам (их надо анализировать и извлекать уроки на будущее), инакомыслию. От подчиненных можно многого добиться, дав им почувствовать себя не пешками, а нужными для организации сотрудниками. Для этого, с одной стороны, им надо дать понять, что их деятельность одобряется, а с другой - возложить на них ответственность. Выгоднее доверять подчиненным (например, попросить доработать свои идеи; люди любят, когда с ними консультируются, просят совета). Это позволяет добиваться от ординарных сотрудников неординарных результатов.
Описание технологии делегирования полномочий.
Обычно делегируются следующие виды полномочий:
- решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя;
- осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировка первичных выводов, проектов);
-присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.
Черновую и малоинтересную работу рекомендуемся чередовать с увлекательной, побуждающей работников совершенствовать свои знания, навыки. Игнорирование этого обстоятельства подрывает саму идею делегирования. Если сотрудник действует в интересах организации, то в определенных рамках допустимо превышение полномочий.
В то же время не делегируется решение следующих задач: - общих или связанных с выработкой политики и стратегии; - особо важных и срочных; - предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; - конфиденциальных; поощрения и наказания сотрудников (только выработка для этого нормативов).
Полное делегирование полномочий требует:
- четкого разграничения ответственности исполнителя и руководителя;
- определения случаев, когда работники могут принимать решения сами, и лиц, с которыми надо контактировать. (Исполнители, например, могут представлять результаты своей работы заказчику лично, минуя непосредственного начальника.)
Прежде чем передавать полномочия персоналу, Руководителю необходимо сделать следующее:
Действия руководителя.
1. Руководитель составляет перечень обязанностей:
- задачи, не требующие контроля и оцениваемые по конечным результатам;
- задачи, требующие обычного контроля и информации о результатах в установленное время;
- задачи, требующие специального контроля и доклада о трудностях и предпринятых шагах по их устранению;
- задачи, требующие полного контроля, при выполнении которых не должно быть отклонений.
2. Руководитель определяет, какую часть этих задач подчиненным можно доверить, с какой целью, кому и как соответствующие полномочия передавать при перечисленных условиях.
3. Изучить выгоды (для чего надо), препятствия и риски, связанные с характером и возможностями подчиненных (т.е. учесть стоимость решения).
4. Составить план делегирования (обычно отдельно по каждой задаче), график работы и методы контроля, инструкции, определяющие границы ответственности.
5. Заблаговременно ознакомить подчиненных с этими документами и дать возможность внести в них предложения и поправки.
План делегирования полномочий
Определение круга задач.
Выбор и оценка возможностей и интересов работника.
Инструктирование.
Действия подчиненных при принятии полномочий:
- повторить, как были поняты инструкции, и попросить подтвердить правильность;
- сформулировать круг обязанностей, принимаемых в соответствии с поставленными задачами, и требовать соответствующих полномочий;
- изложить руководителю в общих чертах характер намечаемых действий и убедиться, что они не противоречат его намерениям;
- узнать, есть ли какие-то специальные ограничения, с которыми придется столкнуться.
Условиями эффективного делегирования полномочий являются:
- открытое объяснение цели, выгод и преимуществ, важности, новизны, границ самостоятельности, характера ответственности;
- обладание исполнителями достаточным опытом, квалификацией, знаниями, пониманием проблемы;
- их заинтересованность принять участие в управлении, добровольно выполнять дополнительные обязанности и нести ответственность;
- благоприятный морально-психологический климат в коллективе, взаимопонимание и доверие между руководителями и исполнителями;
- делегирование преимущественно обязанностей, с которыми людям прежде сталкиваться не приходилось;
- равномерное распределение заданий во времени, оптимизация их объема, четкое разграничение участков работы;
- обеспечение информацией;
- гарантия помощи и невмешательства со стороны руководителя;
- поощрение самостоятельности и инициативы;
- моральная поддержка, обеспечение необходимой информацией, инструктирование, консультирование;
- ориентация в первую очередь на молодежь;
- использование передачи полномочий как метод стимулирования;
- своевременный контроль.
Контроль над реализацией полномочий может:
- быть возложен на самих исполнителей с периодическим информированием руководителя;
- осуществляться последним в обычном режиме;
- быть специальным в отношении отдельным моментов (тогда имеет место так называемое выборочное делегирование).
При оценке делегирования полномочий необходимо выяснить:
- нашел ли сотрудник новый способ выполнения задачи, который можно было бы распространить;
- способен ли он к дальнейшему совершенствованию;
- есть ли другие задания, которые можно ему делегировать;
- стимулируются ли успехи исполнителя;
- необходимо ли обучение;
- надо ли обновлять инструкции и рекомендации.
Однако несмотря на это и руководители, и подчиненные часто сопротивляются делегированию полномочий. Причинами этого являются:
- непонимание его важности и отсутствие четкой политики в этом вопросе;
- существующие в организации авторитарные традиции;
- неуверенность руководителей в себе, их некомпетентность, неумение определить объект делегирования;
- отсутствие времени для постановки задач подчиненным, помощи и контроля;
- боязнь потерять место, власть, престиж, любимое дело, которому отданы многие годы (считается, что ради хобби руководитель может оставлять за собой не более 5% объема соответствующей работы), прослыть бездельником;
- привычка работать по-старому;
- неспособность рисковать, неверие в возможности подчиненных, боязнь нести ответственность за их неудачи;
опасение конфликтов с исполнителями в случае возложения на тех дополнительных обязанностей;
- самоуверенность.
Подчиненные уклоняются от принятия полномочий по следующим причинам:
- нехватка знаний, некомпетентность;
- отсутствие веры в себя;
- страх ответственности за ошибки;
- боязнь показаться умнее руководителя;
- перегрузка другими обязанностями;
- недостаток информации, ограничивающий реальную возможность что-то сделать;
- формальный подход к делу со стороны администрации, имеющий форму фиктивного делегирования, т. е. передачи тех полномочий, которые исполнители давно уже имеют.
2.2 Описание результатов эксперимента
В эксперименте участвовало 20 специалистов менеджеров среднего звена.
Средний возраст 30 лет. Работа начинается с тестирования: коммуникативных навыков, организаторских способностей и конструктивности мотивации. Результаты первичной диагностики представлены в сводной таблице №1.Таблица №1 «Показатели выраженности тактики руководства и КОС».
Таблица №1.
№ |
испытуемые |
коммуникативные |
организаторские |
Тактика общения |
реакция в конфликте |
№ группы |
1 |
О.З. |
высок |
средние |
Авторитарно |
соперничество |
1 |
2 |
А.Ш. |
средние |
средние |
отстранённый |
избегание |
1 |
3 |
К.Б. |
средние |
средние |
Авторитарно |
соперничество |
1 |
4 |
Б.А. |
высокие |
высокий |
общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью |
сотрудничество |
2 |
5 |
Л.И. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
сотрудничество |
2 |
6 |
К.Р. |
средние |
средние |
Общение устрашение |
соперничество |
1 |
7 |
Ш.Н. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
сотрудничество |
2 |
8 |
П.Р. |
средние |
средние |
Общение-заигрывание |
сотрудничество |
2 |
9 |
Р.Р. |
средние |
средние |
Общение устрашение |
соперничество |
1 |
10 |
Р.И. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
сотрудничество |
2 |
11 |
Л.В. |
низкие |
средние |
Общение-заигрывание |
сотрудничество |
2 |
12 |
З.Ю. |
высоко |
высоко |
общение на основе дружеского расположения |
сотрудничество |
2 |
13 |
О.М. |
высок |
средние |
Авторитарное |
соперничество |
1 |
14 |
А.Ш. |
средние |
средние |
отстранённый |
избегание |
1 |
15 |
Ю.Б. |
средние |
средние |
Авторитарно |
соперничество |
1 |
16 |
Б.А. |
высокие |
высокий |
общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью |
сотрудничество |
2 |
17 |
И.Л. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
сотрудничество |
2 |
18 |
К.Р. |
средние |
средние |
Общение устрашение |
соперничество |
1 |
19 |
Н.Н. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
Сотрудничество |
2 |
20 |
А.Р. |
средние |
средние |
Общение-заигрывание |
избегание |
1 |
Таблица №2
Кол-во испытуемых п=10 |
Коммуникативные способности п=10 |
Организационные способности п=10 |
Общение Тактика п=10 |
Общение Стратегия п=10 |
Испытуемые группы 1. |
Высокие -1-10% |
Высокие -0 |
Авторитарно-4 -40% |
Соперничество- 7-70% |
Средние -9-90% |
Средние -10-100% |
Отстранённый -2 -20% |
Избегание -3-30% |
|
Низкие -0 |
Низкие -0 |
Общение-заигрывание 2-20% |
||
Устрашение -2-20% |
||||
Испытуемые группы 2 |
Высокие -3 -30% |
Высокие -3 -30% |
Общение-заигрывание 2 -20% |
Сотрудничество- 10 -100% |
Средние -6 -60% |
Средние – 7 -70% |
общение на основе дружеского расположения -8 -80% |
||
Низкие -1-10% |
Низкие -0 |
Десять испытуемых в первой группе с преобладанием стратегий соперничество-70%, избегание-30%. У них выявлено преобладание средних показателей коммуникативных и организаторских способностей. Преобладает авторитарный стиль общения в 40%, общение устрашение, общение заигрывание, отстраненность по 20%.
Испытуемые второй группы имеют средние показатели коммуникативных способностей в 60% и средних организационных способностей у 70-%. В этой группе у 30% выявлены высокие показатели как коммуникативных так и организационных способностей. У одного испытуемого выявлен низкий показатель общения. У большинства 80% общение на основе дружеского расположения. И всего лишь у двоих обнаружено общение заигрывание. Стремление к сотрудничеству у 100% испытуемых второй группы.
На следующем этапе исследования нами было проведено занятие в разных группах 1.30, где разъяснены были разные технологии руководства (гл1 п.1.1.). Отдельно представлена технология делегирования полномочий. Все методы поделены на Административный, экономический и метод делегирования. Участникам эксперимента предлагалось проголосовать за тот или иной метод и аргументировать свой выбор согласно возможности реализации основных принципов руководства. Список принципов представлен в таблице №3. «принципы руководства».
Таблица №3
№ |
Принципы |
Характеристика |
1 |
1. Понимание того, что происходит в организации или подразделении, |
контроль в целом над ситуацией, знание возможностей людей, умение оценить их действия и при необходимости помочь, не допуская мелочной опеки, вмешательства в детали, расхолаживающих работников и убивающих интерес к работе. |
2 |
2. Осознание индивидуальности |
в руководстве людьми нет абсолютных истин, так как каждый человек уникален, обладает неповторимым характером, навыками, умениями, достоинствами и недостатками, и потому все руководители ведут себя по-разному в одинаковых обстоятельствах. Управлять людьми труднее всего, потому что они самый трудный объект для этого, и руководителю необходимо постоянно помнить, что «правильное» их поведение может быть вызвано только «правильным» его поведением. Поэтому он не может требовать от других, что не требует от себя сам. |
3 |
3. Знание о жизни сотрудников |
Хорошее знание имен и должностей своих сотрудников, их достоинств и недостатков, личных проблем. |
4 |
4. коммуникативные и организационные навыки. |
Умение ладить с людьми, одинаковое отношение ко всем, выдержанность, исключение фаворитизма, особенно в разнородном коллективе, создания группы «своих» людей (это подрывает авторитет руководства),отказ от демонстрации превосходства. Руководитель должен быть спокойным и дружелюбным, вежливым и тактичным, не выходить из себя по любому (а тем более незначительному) поводу, ибо грубость подрывает авторитет; уверенным, естественным, последовательным, принципиальным, одинаковым в служебной и неслужебной обстановке (подчиненные уважают надежность, способность принимать трудные решения), рассматривать сотрудников как равных себе и не стремиться подавлять, уважать их право на личное мнение. |
5 |
5. Способность управлять ситуацией |
знать, когда предпринять те или иные действия, иметь четкую линию поведения и немедленно реагировать на серьезные отклонения в поведении подчиненных. |
6 |
6. Субординация |
Соблюдение дистанции между собой и подчиненными, связанной с различием их положения, решаемыми задачами, и в то же время формирование по отношению к себе положительного настроя. Такой настрой во многом создается мимолетными встречами, восприятием внешнего облика, рабочего места, случайно услышанными разговорами, предупредительным отношением. Именно по этим мелочам подчиненные судят о руководителях (причем здесь в ход идет не столько логика, сколько симпатия). В результате они будут видеть в руководителе только недостатки или же положительные стороны, а недостатки воспринимать как отдельные моменты. |
7 |
7. Уважительного отношения |
Проявление уважения к подчиненным наряду с требовательностью к ним. Уважение без требовательности так же недопустимо, как требовательность без уважения. |
8 |
8. Оказание доверия подчиненным, |
предоставление им полномочий, самостоятельности (руководителю надо всегда искать исполнителя, который справился бы с проблемой лучше его самого) и предоставление разумной свободы действий, терпимость к ошибкам (их надо анализировать и извлекать уроки на будущее), инакомыслию. От подчиненных можно многого добиться, дав им почувствовать себя не пешками, а нужными для организации сотрудниками. Для этого, с одной стороны, им надо дать понять, что их деятельность одобряется, а с другой - возложить на них ответственность. Выгоднее доверять подчиненным (например, попросить доработать свои идеи; люди любят, когда с ними консультируются, просят совета). Это позволяет добиваться от ординарных сотрудников неординарных результатов. |
9 |
9. Беседы по душам |
Проведение регулярных бесед с подчиненными на рабочем месте с целью выяснить их проблемы, настроения, мысли. Это помогает лучше использовать их возможности и улучшает психологическое состояние. |
10 |
10 Коллегиальность. Самокритичность. |
10. Демонстрация готовности к признанию собственных ошибок, к компромиссам, при необходимости - к извинениям, что только повышает авторитет. Из трех зол руководителя, которыми являются ошибка, перестраховка, безынициативность, самое безопасное - первое, ибо его можно исправить. Распределение среди подчиненных заданий с учетом верхней границы их возможностей (иначе будет иметь место либо перегрузка, либо потери, либо демотивация) и обеспечение в необходимых случаях помощи и поддержки. Регулярная (раз в месяц), а также перед принятием важных решений консультация с коллективом по вопросам, затрагивающим его интересы, рассказ обо всех предстоящих изменениях. Своевременное вознаграждение подчиненных за любые успехи, в том числе тех, кто по тем или иным причинам оказался незаслуженно забытым, постоянная психологическая и организационная поддержка. Информирование подчиненных, которые хотят больше знать о делах в организации и ценят откровенность. Абсолютно все держать в секрете нельзя - только самое необходимое. Нарушение этих принципов приводит к потере подчиненными интереса к работе. |