Файл: оценка эффективности стратегий и копинг-поведения в профессиональной среде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение, возможностей применения делегирования прав.

2.1 Описание методики исследования

Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе была сообщена цель исследования и предварительная диагностика стиля и тактика взаимодействия. Далее проведено исследование коммуникативных и организаторских способностей менеджеров. На основание данных было выделено две группы. Первую группу составили испытуемые основной тактикой, которых стали: избегание, приспособление и соперничество. Вторую группу составили испытуемые с тактикой сотрудничество и развитыми организационными и коммуникативными способностями. Методики: КОС, конструктивность мотивации. На третьем этапе группам было дано задание исполнить которое можно разными способами, среди которых и техника делегирования прав. В двух группах была подробно описана и проанализирована технология делегирования прав. Цель: проследить количество выбора в сторону технологии делегирования прав.

Технология делегирования полномочий раскрывает возможность оказание доверия подчиненным, предоставление им полномочий, самостоятельности (руководителю надо всегда искать исполнителя, который справился бы с проблемой лучше его самого) и предоставление разумной свободы действий, терпимость к ошибкам (их надо анализировать и извлекать уроки на будущее), инакомыслию. От подчиненных можно многого добиться, дав им почувствовать себя не пешками, а нужными для организации сотрудниками. Для этого, с одной стороны, им надо дать понять, что их деятельность одобряется, а с другой - возложить на них ответственность. Выгоднее доверять подчиненным (например, попросить доработать свои идеи; люди любят, когда с ними консультируются, просят совета). Это позволяет добиваться от ординарных сотрудников неординарных результатов.

Описание технологии делегирования полномочий.

Обычно делегируются следующие виды полномочий:

- решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя;


- осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировка первичных выводов, проектов);

-присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.

Черновую и малоинтересную работу рекомендуемся чередовать с увлекательной, побуждающей работников совершенствовать свои знания, навыки. Игнорирование этого обстоятельства подрывает саму идею делегирования. Если сотрудник действует в интересах организации, то в определенных рамках допустимо превышение полномочий.

В то же время не делегируется решение следующих задач: - общих или связанных с выработкой политики и стратегии; - особо важных и срочных; - предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; - конфиденциальных; поощрения и наказания сотрудников (только выработка для этого нормативов).

Полное делегирование полномочий требует:

- четкого разграничения ответственности исполнителя и руководителя;

- определения случаев, когда работники могут принимать решения сами, и лиц, с которыми надо контактировать. (Исполнители, например, могут представлять результаты своей работы заказчику лично, минуя непосредственного начальника.)

Прежде чем передавать полномочия персоналу, Руководителю необходимо сделать следующее:

Действия руководителя.

1. Руководитель составляет перечень обязанностей:

- задачи, не требующие контроля и оцениваемые по конечным результатам;

- задачи, требующие обычного контроля и информации о результатах в установленное время;

- задачи, требующие специального контроля и доклада о трудностях и предпринятых шагах по их устранению;

- задачи, требующие полного контроля, при выполнении которых не должно быть отклонений.

2. Руководитель определяет, какую часть этих задач подчиненным можно доверить, с какой целью, кому и как соответствующие полномочия передавать при перечисленных условиях.

3. Изучить выгоды (для чего надо), препятствия и риски, связанные с характером и возможностями подчиненных (т.е. учесть стоимость решения).

4. Составить план делегирования (обычно отдельно по каждой задаче), график работы и методы контроля, инструкции, определяющие границы ответственности.

5. Заблаговременно ознакомить подчиненных с этими документами и дать возможность внести в них предложения и поправки.

План делегирования полномочий

Определение круга задач.

Выбор и оценка возможностей и интересов работника.


Инструктирование.

Действия подчиненных при принятии полномочий:

- повторить, как были поняты инструкции, и попросить подтвердить правильность;

- сформулировать круг обязанностей, принимаемых в соответствии с поставленными задачами, и требовать соответствующих полномочий;

- изложить руководителю в общих чертах характер намечаемых действий и убедиться, что они не противоречат его намерениям;

- узнать, есть ли какие-то специальные ограничения, с которыми придется столкнуться.

Условиями эффективного делегирования полномочий являются:

- открытое объяснение цели, выгод и преимуществ, важности, новизны, границ самостоятельности, характера ответственности;

- обладание исполнителями достаточным опытом, квалификацией, знаниями, пониманием проблемы;

- их заинтересованность принять участие в управлении, добровольно выполнять дополнительные обязанности и нести ответственность;

- благоприятный морально-психологический климат в коллективе, взаимопонимание и доверие между руководителями и исполнителями;

- делегирование преимущественно обязанностей, с которыми людям прежде сталкиваться не приходилось;

- равномерное распределение заданий во времени, оптимизация их объема, четкое разграничение участков работы;

- обеспечение информацией;

- гарантия помощи и невмешательства со стороны руководителя;

- поощрение самостоятельности и инициативы;

- моральная поддержка, обеспечение необходимой информацией, инструктирование, консультирование;

- ориентация в первую очередь на молодежь;

- использование передачи полномочий как метод стимулирования;

- своевременный контроль.

Контроль над реализацией полномочий может:

- быть возложен на самих исполнителей с периодическим информированием руководителя;

- осуществляться последним в обычном режиме;

- быть специальным в отношении отдельным моментов (тогда имеет место так называемое выборочное делегирование).

При оценке делегирования полномочий необходимо выяснить:

- нашел ли сотрудник новый способ выполнения задачи, который можно было бы распространить;

- способен ли он к дальнейшему совершенствованию;

- есть ли другие задания, которые можно ему делегировать;

- стимулируются ли успехи исполнителя;

- необходимо ли обучение;

- надо ли обновлять инструкции и рекомендации.

Однако несмотря на это и руководители, и подчиненные часто сопротивляются делегированию полномочий. Причинами этого являются:


- непонимание его важности и отсутствие четкой политики в этом вопросе;

- существующие в организации авторитарные традиции;

- неуверенность руководителей в себе, их некомпетентность, неумение определить объект делегирования;

- отсутствие времени для постановки задач подчиненным, помощи и контроля;

- боязнь потерять место, власть, престиж, любимое дело, которому отданы многие годы (считается, что ради хобби руководитель может оставлять за собой не более 5% объема соответствующей работы), прослыть бездельником;

- привычка работать по-старому;

- неспособность рисковать, неверие в возможности подчиненных, боязнь нести ответственность за их неудачи;

 опасение конфликтов с исполнителями в случае возложения на тех дополнительных обязанностей;

- самоуверенность.

Подчиненные уклоняются от принятия полномочий по следующим причинам:

- нехватка знаний, некомпетентность;

- отсутствие веры в себя;

- страх ответственности за ошибки;

- боязнь показаться умнее руководителя;

- перегрузка другими обязанностями;

- недостаток информации, ограничивающий реальную возможность что-то сделать;

- формальный подход к делу со стороны администрации, имеющий форму фиктивного делегирования, т. е. передачи тех полномочий, которые исполнители давно уже имеют.

2.2 Описание результатов эксперимента

В эксперименте участвовало 20 специалистов менеджеров среднего звена.

Средний возраст 30 лет. Работа начинается с тестирования: коммуникативных навыков, организаторских способностей и конструктивности мотивации. Результаты первичной диагностики представлены в сводной таблице №1.Таблица №1 «Показатели выраженности тактики руководства и КОС».

Таблица №1.

испытуемые

коммуникативные

организаторские

Тактика общения

реакция в конфликте

№ группы

1

О.З.

высок

средние

Авторитарно

соперничество

1

2

А.Ш.

средние

средние

отстранённый

избегание

1

3

К.Б.

средние

средние

Авторитарно

соперничество

1

4

Б.А.

высокие

высокий

общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

сотрудничество

2

5

Л.И.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

сотрудничество

2

6

К.Р.

средние

средние

Общение устрашение

соперничество

1

7

Ш.Н.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

сотрудничество

2

8

П.Р.

средние

средние

Общение-заигрывание

сотрудничество

2

9

Р.Р.

средние

средние

Общение устрашение

соперничество

1

10

Р.И.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

сотрудничество

2

11

Л.В.

низкие

средние

Общение-заигрывание

сотрудничество

2

12

З.Ю.

высоко

высоко

общение на основе дружеского расположения

сотрудничество

2

13

О.М.

высок

средние

Авторитарное

соперничество

1

14

А.Ш.

средние

средние

отстранённый

избегание

1

15

Ю.Б.

средние

средние

Авторитарно

соперничество

1

16

Б.А.

высокие

высокий

общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

сотрудничество

2

17

И.Л.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

сотрудничество

2

18

К.Р.

средние

средние

Общение устрашение

соперничество

1

19

Н.Н.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

Сотрудничество

2

20

А.Р.

средние

средние

Общение-заигрывание

избегание

1


Таблица №2

Кол-во испытуемых п=10

Коммуникативные способности п=10

Организационные способности п=10

Общение Тактика п=10

Общение Стратегия п=10

Испытуемые группы 1.

Высокие -1-10%

Высокие -0

Авторитарно-4 -40%

Соперничество- 7-70%

Средние -9-90%

Средние -10-100%

Отстранённый -2 -20%

Избегание -3-30%

Низкие -0

Низкие -0

Общение-заигрывание 2-20%

Устрашение -2-20%

Испытуемые группы 2

Высокие -3 -30%

Высокие -3 -30%

Общение-заигрывание 2 -20%

Сотрудничество- 10 -100%

Средние -6 -60%

Средние – 7 -70%

общение на основе дружеского расположения -8 -80%

Низкие -1-10%

Низкие -0

Десять испытуемых в первой группе с преобладанием стратегий соперничество-70%, избегание-30%. У них выявлено преобладание средних показателей коммуникативных и организаторских способностей. Преобладает авторитарный стиль общения в 40%, общение устрашение, общение заигрывание, отстраненность по 20%.

Испытуемые второй группы имеют средние показатели коммуникативных способностей в 60% и средних организационных способностей у 70-%. В этой группе у 30% выявлены высокие показатели как коммуникативных так и организационных способностей. У одного испытуемого выявлен низкий показатель общения. У большинства 80% общение на основе дружеского расположения. И всего лишь у двоих обнаружено общение заигрывание. Стремление к сотрудничеству у 100% испытуемых второй группы.

На следующем этапе исследования нами было проведено занятие в разных группах 1.30, где разъяснены были разные технологии руководства (гл1 п.1.1.). Отдельно представлена технология делегирования полномочий. Все методы поделены на Административный, экономический и метод делегирования. Участникам эксперимента предлагалось проголосовать за тот или иной метод и аргументировать свой выбор согласно возможности реализации основных принципов руководства. Список принципов представлен в таблице №3. «принципы руководства».

Таблица №3

Принципы

Характеристика

1

1. Понимание того, что происходит в организации или подразделении,

контроль в целом над ситуацией, знание возможностей людей, умение оценить их действия и при необходимости помочь, не допуская мелочной опеки, вмешательства в детали, расхолаживающих работников и убивающих интерес к работе.

2

2. Осознание индивидуальности

в руководстве людьми нет абсолютных истин, так как каждый человек уникален, обладает неповторимым характером, навыками, умениями, достоинствами и недостатками, и потому все руководители ведут себя по-разному в одинаковых обстоятельствах. Управлять людьми труднее всего, потому что они самый трудный объект для этого, и руководителю необходимо постоянно помнить, что «правильное» их поведение может быть вызвано только «правильным» его поведением. Поэтому он не может требовать от других, что не требует от себя сам.

3

3. Знание о жизни сотрудников

Хорошее знание имен и должностей своих сотрудников, их достоинств и недостатков, личных проблем.

4

4. коммуникативные и организационные навыки.

Умение ладить с людьми, одинаковое отношение ко всем, выдержанность, исключение фаворитизма, особенно в разнородном коллективе, создания группы «своих» людей (это подрывает авторитет руководства),отказ от демонстрации превосходства. Руководитель должен быть спокойным и дружелюбным, вежливым и тактичным, не выходить из себя по любому (а тем более незначительному) поводу, ибо грубость подрывает авторитет; уверенным, естественным, последовательным, принципиальным, одинаковым в служебной и неслужебной обстановке (подчиненные уважают надежность, способность принимать трудные решения), рассматривать сотрудников как равных себе и не стремиться подавлять, уважать их право на личное мнение.

5

5. Способность управлять ситуацией

знать, когда предпринять те или иные действия, иметь четкую линию поведения и немедленно реагировать на серьезные отклонения в поведении подчиненных.

6

6. Субординация

Соблюдение дистанции между собой и подчиненными, связанной с различием их положения, решаемыми задачами, и в то же время формирование по отношению к себе положительного настроя. Такой настрой во многом создается мимолетными встречами, восприятием внешнего облика, рабочего места, случайно услышанными разговорами, предупредительным отношением. Именно по этим мелочам подчиненные судят о руководителях (причем здесь в ход идет не столько логика, сколько симпатия). В результате они будут видеть в руководителе только недостатки или же положительные стороны, а недостатки воспринимать как отдельные моменты.

7

7. Уважительного отношения

Проявление уважения к подчиненным наряду с требовательностью к ним. Уважение без требовательности так же недопустимо, как требовательность без уважения.

8

8. Оказание доверия подчиненным,

предоставление им полномочий, самостоятельности (руководителю надо всегда искать исполнителя, который справился бы с проблемой лучше его самого) и предоставление разумной свободы действий, терпимость к ошибкам (их надо анализировать и извлекать уроки на будущее), инакомыслию. От подчиненных можно многого добиться, дав им почувствовать себя не пешками, а нужными для организации сотрудниками. Для этого, с одной стороны, им надо дать понять, что их деятельность одобряется, а с другой - возложить на них ответственность. Выгоднее доверять подчиненным (например, попросить доработать свои идеи; люди любят, когда с ними консультируются, просят совета). Это позволяет добиваться от ординарных сотрудников неординарных результатов.

9

9. Беседы по душам

Проведение регулярных бесед с подчиненными на рабочем месте с целью выяснить их проблемы, настроения, мысли. Это помогает лучше использовать их возможности и улучшает психологическое состояние.

10

10 Коллегиальность. Самокритичность.

10. Демонстрация готовности к признанию собственных ошибок, к компромиссам, при необходимости - к извинениям, что только повышает авторитет. Из трех зол руководителя, которыми являются ошибка, перестраховка, безынициативность, самое безопасное - первое, ибо его можно исправить. Распределение среди подчиненных заданий с учетом верхней границы их возможностей (иначе будет иметь место либо перегрузка, либо потери, либо демотивация) и обеспечение в необходимых случаях помощи и поддержки. Регулярная (раз в месяц), а также перед принятием важных решений консультация с коллективом по вопросам, затрагивающим его интересы, рассказ обо всех предстоящих изменениях. Своевременное вознаграждение подчиненных за любые успехи, в том числе тех, кто по тем или иным причинам оказался незаслуженно забытым, постоянная психологическая и организационная поддержка. Информирование подчиненных, которые хотят больше знать о делах в организации и ценят откровенность. Абсолютно все держать в секрете нельзя - только самое необходимое. Нарушение этих принципов приводит к потере подчиненными интереса к работе.