Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 361
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований рынка детского питания
1.1. Программа маркетингового исследования
1.2. Значение маркетинговых исследований поведения потребителей
1.3. Этапы проведения маркетинговых исследований
Глава 2. Программа маркетинговых исследований рынка детского питания
2.1. Конъюнктурный обзор рынка
2.2. Постановка задач исследования
2.3. Планирование исследования
Глава 3. Маркетинговые исследования и анализ его результатов
3.1. Маркетинговые исследования
3.2. Рекомендации по решению выявленной проблемы
Существующая в РФ государственная политика в недостаточной мере стимулирует развитие предприятий-производителей детского питания и не обеспечивает комплексную систему управления и поддержки предприятий отрасли. В связи с этим возникла необходимость разработки новых подходов относительно перспективного развития предприятий исследуемой отрасли с учетом необходимости усиления государственного регулирования.
Для изучения ситуации на рынке детского питания необходимо применять комплексную методику исследования, которое учитывает социальную направленность отрасли, быстрое изменение факторов микро-маркетинговой среды и требует государственного вмешательства.
2.3. Планирование исследования
Потребители являются важнейшей составляющей микросреды фирмы, поскольку их наличие и способность находить их определяет само существование фирмы и является условием ее выживания и развития. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательные и по какой цене, оказывают огромное влияние на внутреннюю среду фирмы и результаты ее деятельности. Маркетологи предприятия постоянно изучают вкусы и вкусы своих потребителей, работают над разработками качественной, дешевой и в то же время конкурентоспособной продукции.
С целью исследования соответствия продукции детских продуктов требованиям потребителей, был проведен опрос, который является самым эффективным и легким методом сбора первичной информации, в процессе которого изучаются взгляды респондентов, путем получения ответов на поставленные вопросы. Он дает возможность обнаружить мнения респондентов по тому или другому вопросу.
Самыми распространенными орудиями опроса потребителей является анкета. Она требует тщательной разработки. Устраняет обнаруженные недостатки к началу ее широкого приложения.
Анкета подана в Приложении 2. В ходе исследований было опрошено 100 респондентов, которые являются потенциальными потребителями детских продуктов.
Главное преимущество маркетингового исследования - получение объективной информации о рынке, о потребителях, конкурентах, и тому подобное. Это все даст возможность при необходимости корректировать планы предприятия и принимать для этого нужные управленческие решения.
Цель проведения исследования - получить ответы на поставленные вопросы, согласно которым можно получить индивидуальный подход к каждому респонденту, получить информацию и возможность получить дополнительную полезную информацию, увидеть, что нравится потребителям, относительно детских продуктов, узнать или стоит выпускать новые виды продукции и будут ли нравиться они потребителям.
Метод анкетирования позволяет:
- Разделить проблему, которая исследуется на вопрос, и таким образом получить более детальную информацию, которая поможет при решении проблемы предприятия;
- Формировать «закрытые вопросы», которые помогут избежать субъективизма со стороны респондентов или осложнений, связанных с нежеланием отвечать на прямо задавшимся вопросом.
Выводы
В 2018 году продажи брендов среднего сегмента на рынке детского питания составили около50%. Весь средний сегмент в большинстве своем состоит из российских товаров. Анализ средних оптовых цен на продукцию детского питания за 2018 год, в целом, показал повышение цен на 6-10%. Согласно словам сотрудников Союза потребителей РФ, надо быть готовыми, что цены на продукты еще вырастут не менее чем в 1,5-2 раза.
Российские производители на данном этапе поддерживают свои мощности, развивая ассортимент более рентабельной продукции для взрослых: например, разливают соки. Вторая значительная проблема - наличие качественного сырья. Для производства продукции детского питания может использоваться лишь экологически чистое сырье.
Глава 3. Маркетинговые исследования и анализ его результатов
3.1. Маркетинговые исследования
Анкетирование физических лиц проводится в городе Москва. При опросе 38 женщин и 17 мужчин заявили, что не используют детское питание. Таким образом, можно определить, что используют детское питание близко 80% населения Москвы и области. Выборка сформирована таким образом, чтобы учесть мнения наиболее активных возрастных групп населения, то есть тех людей, которые имеют детей и которые покупают детское питание. В первом вопросе был определен пол респондентов, которые покупали детское питание ООО «Нестле Россия».
Рисунок 7. Соотношение мужчин и женщин, составлено автором по результатам анкетирования[25]
Рисунок 7 отображает распределение респондентов по половому принципу: женщин 66%, а мужчин - 44%. Выборка сформирована так, что охватила только респондентов, которые являются покупателями данной продукции. Полученные данные дают возможность сделать вывод, что покупателями являются как женщины, так и мужчины.
Рисунок 8. Распределение респондентов по возрасту
Возрастной параметр разбит на 3 группы. В избирателе представлены все возрастные группы потребителей, которые имеют возможность покупать продукцию предприятия для своих детей. По данным таблицы видим, что 45% покупателей в возрасте 20 - 30 лет, второе место занимают покупатели в возрасте 31 - 40 лет, наименьшее количество покупателей в возрасте 41 и больше лет (22%).
Рисунок 9. Род занятий респондентов
Данные свидетельствуют, что в избирателе присутствующие почти все социальные группы населения: рабочие - 35%, предприниматели - 22%, домохозяйки - 16%, студенты - 15%, безработные - 12%.
Рисунок 10. Доходы семей респондентов составлены автором по результатам анкетирования
Следовательно, суммарный месячный доход семей, который менее 15000 руб. имеют 10% опрошенных, 25% имеют доход 15000 - 20000 руб., 45% - 20000 - 30000 руб., покупателей, респонденты, которые имеют доход больше 30000 руб., - 20%.
Рисунок11. Количество респондентов, которые покупали продукцию Nestle
Следовательно, 80% респондентов ответили «да», то есть именно такое количество опрошенных раньше покупали продукцию Nestle, потому имеют опыт и соответствующие знания для дальнейшего проведения опроса, а 20% опрошенных не могут участвовать в анкетировании.
Рисунок 12. Количество респондентов, которые покупали продукцию других производителей
Рисунок 12. показывает, что 48% опрошенных покупали, кроме продукции Nestle изделия детского питания других производителей.
Таблица 2
Свой вариант продукции детского питания, которую покупали респонденты
Респонденты, % |
Предприятия, какие потребители избирали при покупке, кроме Nestle |
22,7 |
ОАО «Детское питание «Истра-Нутриция» |
16,8 |
«Heinz» |
13,5 |
ТМ «Крошка» |
11,7 |
Humana |
9,5 |
Hipp |
8,7 |
Бабушкино лукошко |
4,5 |
ОАО «Сады Придонья» |
3,2 |
ООО Ивановский комбинат детского питания |
2,2 |
Вимм-Билль-Дан |
0,8 |
Медвежонок |
Следовательно, из таблицы видим, что наиболее конкурентное предприятие для Nestle является ОАО «Детское питание «Истра-Нутриция» (22,7%), следующим идет «Heinz» (16,8%), третье место занимает ТМ «Крошка», наименьший выбор среди потребителей занимает Медвежонок (0,8%).
Рисунок13. Удовлетворение уровнем качества продукции Nestle, составлено автором по результатам анкетирования
Следовательно, 59% респондентов довольны качеством приобретенной продукции, 41% - частично недовольные, и не довольны качеством приобретенной продукции.
Рисунок 14. Удовлетворение покупателей качеством в зависимости от возраста покупателей, составлено автором по результатам анкетирования
По данным видим, что все покупатели разных возрастных категорий полностью довольны продукцией Nestle. Так же и с другими критериями: довольны, не совсем довольные, не довольные.
Рисунок 15. Удовлетворение покупателей в цене в зависимости от дохода, составлено автором по результатам анкетирования
По данным рисунка 15 видим, что полностью довольны больше всего покупатели, которые имеют доход 15000 руб., второе место занимают покупатели с доходом 15000 - 20000 руб., следующая позиция за покупателями которые имеют доход больше 30000 руб., и 30% приходится на потребителей с доходом менее 15000 руб. Но в целом все покупатели имеют удовольствие от покупки продукции ООО «Нестле Россия».
Рисунок 16. Удовлетворение покупателей качеством в зависимости от пола, составлено автором по результатам анкетирования
По данным рисунка видим, что все полностью удовлетворены своими покупками, и полностью довольны на 50% и 55%. На 30% мужчины и женщины довольны продукцией, не совсем довольные мужчины в количестве 15%, женщины - 10%, не довольные: мужчины и женщины только в количестве 5 %.
Рисунок 17. Удовлетворение покупателей качеством в зависимости от рода занятий, составлено автором по результатам анкетирования
Следовательно, за рисунком видим, что все покупатели довольны не принимая во внимание род занятий. Наиболее полностью довольные предприниматели (60%). Не довольны все покупатели только на 5 %. Довольны все покупателей среднему на 30%. Тому, можно сделать вывод, что все покупатели не в зависимости от пола, возраста и рода занятий довольны качеством продукции Nestle. Следовательно продукция подходит всему населению, а это значит, что она имеет все необходимые характеристики для удовлетворения потребностей потребителя.
Рисунок 18. Характеристика продукции Nestle за соотношением показателей «цена-качество», составлено автором по результатам анкетирования
По данным рисунка видим, что за соотношением показателей «цена-качество» продукцию Nestle 21% респондентов считают высококачественным и дорогим, 25% - высококачественной, что реализуется по доступным ценам, 32% - среднего качества по низким ценам и 22% респондентов относит ее к низкокачественной, которая продается по завышенным ценам.
С целью обоснования важности перечисленных показателей при покупке детских пищевых изделий покупателям предлагалось объяснить свой выбор, разместив основные факторы, которые влияют на него, по мере значимости, оценив их баллами от 1 до 6 (1 - совсем неважно, 6 - наиболее важно). Оценивали следующие факторы: содержимое натуральных составляющих частей, вкусовые атрибуты, цена, производитель.
Рисунок 19. Общая оценка факторов респондентов, составлено автором по результатам анкетирования
Как видим, такой фактор как содержимое натуральных составляющих набрал 1200 баллы из 1800 возможных; вкусовые атрибуты - 1000 баллов из 1800 возможных; производитель - 600 баллов из 1800 возможных; цена - 600 баллов из 1800 возможных.
Рисунок 20. Значимость содержимого натуральных примесей, составлено автором по результатам анкетирования
Приведенный рисунок показывает ответы респондентов на вопрос о значимости содержимого натуральных примесей. Важность содержимого натуральных примесей в детской продукции подчеркнуло 28% респондентов, отметив этот факт как важен, 25% отметили, что это наиболее важно, 16% отметило, что это важно, 13% считают цену не очень важной, а для 10% респондентов это не важно, 8% считают цену вовсе не важной.
Рисунок 21. Важность вкусовых атрибутов, составленная автором по результатам анкетирования
Фактор «Вкусовой атрибут» оценен респондентами достаточно высоко. Наибольшее количество респондентов - 33,3% оценили этот факт как важный, 22,4% респондентов оценили его как очень важный, 20,3% - наиболее важный, 14,5 - не очень важно, 6,4% оценили как не важно, а 3,1% признали его вовсе не важным.
Рисунок 22. Значимость производителя
Производитель, согласно к полученным результатам, не имеет большого значения для респондентов. Поэтому этот факт оценен основной массой как ни очень важен - 26,2%, не важно - 22,8%, вовсе не важно - 15,7%, важно - 13,5%, для респондентов очень важно - 12,5%, а наиболее важно избрали только 9,3% респондентов.
Рисунок 23. Важность цены, составленная автором по результатам анкетирования
Цена получила достаточно низкие оценки. Лишь 2,3% респондентов избрало этот показатель как наиболее важным, а 4,5% - очень важным, 9,5 - важным. 24,1% - вовсе не важным, 28,2% считают этот факт не важным и больше всего респондентов считают, что это не важно.
Рисунок 24. Количество постоянных клиентов Nestle, составлено автором по результатам анкетирования