Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 397
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований рынка детского питания
1.1. Программа маркетингового исследования
1.2. Значение маркетинговых исследований поведения потребителей
1.3. Этапы проведения маркетинговых исследований
Глава 2. Программа маркетинговых исследований рынка детского питания
2.1. Конъюнктурный обзор рынка
2.2. Постановка задач исследования
2.3. Планирование исследования
Глава 3. Маркетинговые исследования и анализ его результатов
3.1. Маркетинговые исследования
3.2. Рекомендации по решению выявленной проблемы
Следовательно, 72% респондентов является постоянными клиентами Nestle, 20% - не относят себя к постоянным клиентам и 8% не могут определиться с ответом.
Рисунок 25. Количество потребителей, которые изменили бы поставщика при поднятии цен на детскую пищевую продукцию, составлено автором по результатам анкетирования
Следовательно, лишь 39% опрошенных без колебаний изменили бы поставщика при росте цен на кондитерские изделия Nestle, 53% респондентов не могут дать конкретный ответ на этот вопрос и 34% не согласны изменить поставщика, который свидетельствует об их расположении к продукции Nestle.
Следовательно, можно сделать вывод, что 44,9% респондентов довольны обслуживанием, из них22, 5 - мужчины, женщины - 22,4%, 28,7% респондентов полностью довольны (мужчины - 13,3%, женщины - 15,4%), не совсем довольные 21,1% респондентов (мужчины - 9,7%, женщины - - 11,4%), не довольные 2,5% мужчин и 2,8% женщин (5,3%).
Ответ респондентов, который звучал так:
«Если бы Nestle выходил с новой продукцией, то какого стиля оформления стоило бы отдать преимущество»?. Стиль, из изображения помещения предприятия получил от респондентов 33%, 45% респондентов отдало преимущество упаковке с изображением детей, 20% респондентов избрали использование натуральных добавок, 9% респондентов предложили свой вариант ответа (табл.3).
Таблица 3
Свой вариант ответа стилю оформления новой продукции
Респонденты, % |
Вариант стиля |
32,5 |
С защитой от подделки |
28,7 |
Упаковка с ручкой |
14,6 |
Изображение героев из мультиков |
11,1 |
Связаны с семьей |
8,2 |
Не значение, главное качество |
5,9 |
Все стили хорошие |
Следовательно, 32,5% потребителей предложили упаковку с защитой от подделки, 28,7% респондентов предложили упаковку с ручкой, некоторые респонденты предложили изображение героев из мультиков (14,6%), 11,1% респондентов предложило упаковку связанную с семьей, также респонденты считали, что нет значение, главное качество (8,2%), 5,9% респондентов считают все стили хорошими.
3.2. Рекомендации по решению выявленной проблемы
В ходе опроса сотрудников Nestle просили назвать слабые стороны продукции предприятия, также выразить мнения, для того, чтобы исправить ситуацию на предприятии. Были названы такие слабые стороны:
- слабая защита от подделки
- устаревшая упаковка
- недостаточность рекламы.
Следовательно, проанализировав полученные данные опросы можно сделать выводы:
- Около 80% население города Москвы покупает продукцию детского питания;
- 52% избирают продукцию Nestle;
- Все респонденты довольны ровным качеству продукции Nestle, независимо от пола, возраста и рода занятий;
- 32% опрашиваемых считают, что продукцию предприятия продается по доступной цене и среднему качеству; 21% считают продукцию с высоким качеством и высокой ценой, 25% респондентов избрали высокое качество и доступную цену, невысокое качество и завышенную цену избрали 22% потребителей;
- Наиболее важным оказался такой показатель, как содержимое натуральных составляющих частей при покупке детских продуктов, который набрал 1200 баллов из 1800 возможных, 1000 баллов имеет такой показатель как вкусовые атрибуты, 600 баллов имеет производитель предприятия, а наименее цена товара (400 баллов);
- При поднятии цены на продукцию 34% респондентов ответили, «нет», (они бы не изменили поставщика), 19% изменило бы, 53% респондентов не могут ответить;
- Постоянными клиентами Nestle есть 72% респондентов, 20% респондентов неявляются постоянными клиентами и 8% не могут ответить;
- При определении удовлетворения уровня обслуживания 31% респондентов довольны, 29% - полностью довольны, 26% - не совсем довольны и 14% не довольны.
По прогнозам BusinesStat, в 2019-2022 гг объемы продаж детского питания в России будут ежегодно увеличиваться: темпы роста будут наращиваться в 2019-2020 гг и замедляться в 2021-2022 гг. По итогам 2022 г продажи составят 1,55 млн т, что больше значения 2017 г на 9,8%. При этом доля соков составит 77,4% всего объема реализации в 2022 г, а доля консервов — 15,1%.
Рынок детского питания в России, даже в условиях кризиса динамично растет. Основными направлениями развития является импортозамещение. Открываются новые производства детского питания, модернизируются и расширяются линии на действующих предприятиях.
Рост рынка также будет вызвано увеличением спроса в связи с подъемом рождаемости и повышением численности детей в возрасте до 4 лет. Помимо этого, в последнее время растет занятость женщин и мужчин, а, следовательно, благосостояние родителей улучшается. И данная тенденция меняет отношение покупателей к детскому питанию массового производства. Молодой семье на сегодняшний день проще купить готовую еду для малыша и сэкономить время на ее самостоятельное приготовление.
Ключевой же проблемой на рынке детского питания России все еще остается острый сырьевой вопрос. По данным Росстата и ФТС, в России из-за падения курса рубля за 2018 год цены на поставляемые из-за границы рыбу, фрукты и овощи повысились на 24%. Инфляция коснулось не только ввозимых продуктов питания, но и отечественных продуктов, которые изготавливаются из привозного сырья.
По состоянию на начало 2019 года, хорошо развитыми сегментами выступают фруктовые пюре, соки, каши, молочные и кисломолочные продукты. Место для развития есть в сегментах: сухих смесей, овощного пюре и детской воды. Бизнес по сухим смесям – это рыночная ниша с высокими барьерами входа, не для малого бизнеса – дорогостоящее оборудование, и крупные конкуренты на рынке, которые построили свои заводы в РФ и пр. На нише детских вод существует большое количество заменителей – производители обычной питьевой воды.
Ниша производства овощных пюре, по мнению экспертов Success Brand Management, является наиболее интересным направлением, которое может осилить малый или средний бизнес на рынке детского питания.
Рисунок 26. Производственные факторы и требования для бизнеса в нише овощных пюре, по состоянию на начало 2019 года
Будущему производителю надо обращать внимание на то, есть ли в регионе все необходимое сырье, по адекватной стоимости, а также оценивать наличие и силу активно действующих конкурентов в выбранном регионе.
Резюмируя все вышесказанное, наибольший упор в бизнесе по производству детского овощного пюре рекомендуется оказывать на качество продукции. Постоянное подтверждение качества будет способствовать популяризации торговой марки и стимулировать продажи.
Вариантами сбыта для регионального производителя могут быть следующие каналы:
Поставки в больницы в рамках государственных заказов. Такие продукты выдаются детям по рецептам, выписанным педиатрами. Подобные заказы можно получить, отслеживая и участвуя в государственных тендерах
Мелкие и крупные сетевые магазины (например, сеть Магнит и пр.)
При этом стоит учитывать, некоторые трудности, которые могут складываться во время переговоров с розничными сетями. Магазины часто ставят перед мелкими производителями жёсткие требования вхождения в крупные сети.
Барьеры для входа производителей в распространенные розничные сети: большой вступительный взнос; диктат цен; требования по четкости объемов и сроков поставок; применение пени за несоблюдение договоров.
Выводы
Таким образом, можно обобщить основные тенденции развития рынка продуктов детского питания:
- Увеличение объемов продажи в количественном выражении за счет роста численности детей в возрасте от 0 до 3-х годов. Наивысшими темпами растет сегмент заменителей материнского молока;
- Расширение объемов продаж в стоимостном выражении преимущественно за счет роста мировых цен на сырье;
- Усиление позиций мировых лидеров «Nestk», «Abbott Laboratories», «Novartis», «Numico» за счет увеличения сбыта в Северной Америке и Европе;
- Преимущество производства продуктов-заменителей грудного молока и повышения интереса потребителей к продукции лечебно-профилактического назначения.
Основные виды детского питания РФ: сухие молочные смеси (50% общего объема выпуска детского питания), сухие каши (30%), плодоовощные консервы (20%). Наблюдается тенденция к увеличению сегмента соков и пюре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы планирования и организации маркетинговых исследований. Основными ключевыми словами для определения понятия маркетинговых исследований являются: система, объективность, сбор и анализ, маркетинговая информация, конкуренты, рынок, потребитель, товар. В теоретической части работы проанализированы этапы маркетингового исследования, изучены методы и инструменты проведения данного мероприятия.
В процессе изучения вопроса по организации и проведению маркетинговых исследований изучены основные тенденции и перспективы развития данной отрасли детского питания в Москве. В результате, выявлены положительная динамика и устойчивый рост рынка общественного питания в последние годы, получен благоприятный прогноз на 2019 год.
Выбор объектом исследования «детского питания» обусловлен тем, что сегодня в РФ неразработанным является направление детского питания. Менеджмент компаний не относит детей к своей целевой аудитории, потому что, по их мнению, принятие решения о покупке полагается не на ребенка.
Ситуация на российском рынке свидетельствует о следующем. Роль ребенка за последние годы выросла и это подтверждают такие факты:
детей становится больше - при демографическом спаде уровень рождаемости растет;
детская потребительская корзина расширяется - рост доходов населения и относительная экономическая стабильность;
растет количество детских товаров на отечественном рынке.
Детские товары сейчас можно приобрести в специализированных детских магазинах или супермаркетах. И несмотря на то, что в основном родители принимают решение о покупке товаров, не возможно недооценивать влияние мнения детей.
Таким образом, можно кое-что детализировать и выделить основные препятствия на пути развития российского рынка:
- Проблемы политического характера: нестабильность экономики, инфляция, интервенция сбоку иностранных производителей;
- Проблемы законодательного характера: несовершенная система государственного регулирования, в т.о. отсутствие государственного заказа, несвоевременная выплата дотаций за экологически чистое сырье, невыполнение государством обязательств из выплаты средств на модернизацию оборудования, ограничения рентабельности производства и продажи;
- Проблемы экономического характера: нехватка средств на модернизацию оборудования на отечественных заводах-производителях, убыточность производства экологически чистого сырья, высокая стоимость разработок продукции нового поколения. Следует отметить, что иностранные продукты закупаются за рубежом по демпинговым ценам (страны-экспортеры дотируют своим производителям до 30 % стоимости продукции, которая экспортируется), что создает неравные возможности для реализации российской и зарубежной продукции. В этих условиях производство отечественных продуктов становится неконкурентоспособным. Отечественным производителям становится все тяжелее наращивать объемы производства и реализации. Предприятия детского питания требуют обновления оборудования и краткосрочного льготного кредитования сезонного производства.
Соответственно, разработка в РФ законодательной базы, которая в условиях нынешнего времени будет создавать благоприятные условия для производства и реализации отечественных продуктов детского питания, является одним из основных условий развития исследуемой отрасли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38–ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
- Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для академического бакалавриата / С. Г. Божук. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 304 с.
- Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 383 c
- Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. – 2–е изд., перераб. и доп. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 570 с.
- Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. – М.: Форум, 2015. – 336 c.
- Карасев, А. П. Маркетинговые исследования : учебник и практикум / А. П. Карасев. – 2–е изд., перераб. и доп. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 315 с.
- Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 181 с.
- Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 368 c.
- Коротков, А.В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров / А. В. Коротков. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 595 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф.Котлер, Г.Армстронг, Дж.Сондерс, В.Вонг. – М.; Спб.: Издат. дом «Вильямс», 2014. –1056 с.
- Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. И. Кравченко. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 280 с.
- Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 192 c.
- Маркетинговые исследования : учебник / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 315 с.
- Маркетинговые исследования: теория и практика : учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 314 с.
- Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 200 c.
- Портер, М. Конкуренция: [пер. с англ.] / М.Портер. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2012. – 608 с.
- Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. – М.: Дашков и К, 2015. – 296 c.
- Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е.Н. Скляр. – М.: Дашков и К, 2017. – 216 c.
- Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 272 c.
- Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 342 с.
- Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. – М : Издательство Юрайт, 2019. – 244 с.
- Российский рынок молочного детского питания в 2017 году вырос на 3,2% [Электронный ресурс] 28.05.2018. – Режим доступа: http://www.indexbox.ru/news/rossijskij-rynok-molochnogo-detskogo-pitaniya-v-2017-godu-vyros-na-3-2/