Файл: Корпоративная культура в организации (Банк «ВТБ 24»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо определить то, что напрямую оказывает воздействие на результативность и качество труда, экономическую успешность и эффективность организации и установить для этого жесткие рамки регламента. Остальное, попавшее в разряд «второстепенного», – подлежит оформлению в качестве рекомендательных норм с последующим внедрением посредством соответствующей подачи информации в корпоративных изданиях, в ходе фирменных праздников и других мероприятий «корпоративной пропаганды». Но не следует забывать о том, что чересчур строгие ограничения поведения работников воспринимаются ими, как давление со стороны руководства организации и способны принести столько, вреда, сколько может дать только полная вседозволенность [12].

Все надлежащие обязательному исполнению требования в итоге необходимо зафиксировать соответствующими приказами и распоряжениями, отразить в правилах внутреннего трудового распорядка с проставлением подписи всех работников после ознакомления. Соблюдение этих действий позволяет в дальнейшей работе, применять на законных основаниях наказание для сотрудников, допустивших невыполнение обязательных требований [5].

Относящиеся к желательным требования целесообразно объединить в так называемый «Корпоративный кодекс», документ, носящий рекомендательный характер. Такой подход позволит свести к минимуму никому не нужные запреты и ограничения, а также, будет проведена четкая линия взаимоотношений с контрольно-надзорными органами. Чтобы в случае возникновения конфликтной ситуации, руководству компании не пришлось оправдываться, доказывая, что введенные требования никак не ограничивают предусмотренные федеральным законодательством права работников [5].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что эффективность внедрения корпоративной культуры заключается в том, что организационные принципы помогают компании воплощать стратегию своего развития и добиваться поставленных целей. Учитывая даже то, что ценности, стратегия, а также миссия каждой компании строго индивидуальны, принято считать, что существуют некие универсальные показатели хорошо развитой корпоративной культуры.

2. Анализ корпоративной культуры банка «ВТБ 24»


2.1 Основные направления стратегического развития банка ВТБ 24

В 2015 году группа ВТБ продолжила реализацию Стратегии развития на 2014–2016 годы («Стратегия качественного роста»), которая была утверждена Наблюдательным советом Банка 10 апреля 2014 года (Протокол № 6).

Существенное изменение внешних условий в 2014–2015 годах, включающее в себя в том числе обострение геополитической ситуации, введение санкций, спад российской экономики, обесценение рубля и повышение процентных ставок, повлияло на реализацию банком ВТБ 24 стратегии развития и достижение утвержденных количественных показателей. Вместе с тем основные цели Стратегии развития на 2014–2016 годы сохранили свою актуальность и предполагают качественный рост бизнеса банка ВТБ 24, сохранение лидерских позиций на рынке, реализацию потенциала ключевых точек роста при достижении целевой рентабельности и развитие эффективных систем управления рисками.

Основными приоритетами/направлениями на пути к достижению этих целей для банка ВТБ 24 остаются [15]:

  • сохранение сильных позиций на рынке и повышение эффективности Корпоративно-инвестиционного бизнеса;
  • развитие Среднего бизнеса как отдельного центра прибыли и укрепление позиций в сегменте;
  • опережающий рост Розничного бизнеса – увеличение доли рынка и доли в бизнесе;
  • совершенствование риск-менеджмента и усиление контроля над рисками на уровне банка ВТБ 24;
  • повышение операционной эффективности и бережливое отношение к расходам;
  • реализация мер по переходу на платформу единого банка.

Основными приоритетами развития Корпоративно-инвестиционного бизнеса в 2015 году были диверсификация доходов, повышение эффективности работы с клиентами и развитие транзакционного бизнеса.

Для повышения операционной эффективности и обеспечения бережливого отношения к расходам в 2016 году в Банке были выделены следующие приоритетные направления работы [15]:

  • сокращение фонда оплаты труда;
  • максимально полное использование инфраструктурных ресурсов;
  • повышение внутренней эффективности бэк-офиса;
  • повышение производительности по всем бизнес-линиям с соответствующей мотивацией команд;
  • оптимизация расходов.

Ключевыми результатами работы в 2016 году были:


сохранение расходов Банка на уровне, не превышающем расходы 2015 года (расходы на содержание персонала и административные расходы сократились на 0,3 % год к году);

  • внедрение проектного управления для реализации инициатив по сокращению расходов;
  • внедрение ежемесячной управленческой отчетности для корпоративно-инвестиционного, среднего и розничного бизнеса, позволяющей оперативно производить анализ эффективности бизнеса в разрезе глобальных бизнес-линий, клиентов и продуктов.

На основе утвержденной Наблюдательным советом Банка Стратегии развития на 2014–2016 годы и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обществам, включенным в специальный перечень Правительства Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации № 91-р от 23 января 2003 года), в Банке была разработана и утверждена Наблюдательным советом Банка Долгосрочная программа развития на 2014–2018 годы (Протокол Наблюдательно совета № 25 от 18 декабря 2014 года) (далее Программа, ДПР).

Программа содержит детальные перечни мероприятий, обеспечивающих достижение целей развития Банка, определенных Стратегией (более детальное описание реализации отдельных мероприятий в 2015 году представлено в соответствующих разделах Отчета).

Структура органов корпоративного управления банка ВТБ приведена на рисунке 2.

Рис. 2 - Структура органов корпоративного управления банка ВТБ [15]

В 2016 году банк ВТБ продолжал совершенствовать систему корпоративного управления, последовательно реализуя принятый Наблюдательным советом Банка План мероприятий по внедрению положений Кодекса корпоративного управления (далее – Кодекс), одобренного Банком России в марте 2014 года.

В соответствии с директивами Правительства России и поручениями Рос имущества о внедрении Кодекса в деятельность компаний, основным акционером которых является государство, была проведена оценка соблюдения Банком принципов корпоративного управления, изложенных в Кодексе. По итогам оценки был подготовлен сравнительный анализ действующих в Банке стандартов корпоративного управления и положений Кодекса.

По результатам проведенного сравнительного анализа Банком был составлен План мероприятий («дорожная карта») по внедрению положений Кодекса в деятельность Банка. В феврале 2015 года «дорожная карта» была утверждена Наблюдательным советом Банка.

В отчетном году Банк работал над реализацией следующих мероприятий, закрепленных в «дорожной карте»: утверждение Кодекса корпоративного управления Банка ВТБ (ПАО), разработанного на основе признанных международных стандартов корпоративного управления, в том числе принципов корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития, Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России; утверждение новой редакции Положения о Комитете Наблюдательного совета Банка по аудиту, соответствующей рекомендациям нового Кодекса; утверждение новой редакции Положения о Корпоративном секретаре Банка; избрание из числа независимых директоров Наблюдательного совета старшего независимого директора; закрепление в Уставе Банка и Положении о Наблюдательном совете Банка прав и обязанностей членов Наблюдательного совета, а также включение в Положение о Наблюдательном совете Банка информации о старшем независимом директоре.


Результатом реализуемых Банком мер в области корпоративного управления стало сохранение высокой позиции в Национальном рейтинге корпоративного управления на уровне «7+», что соответствует показателю «Развитая практика корпоративного управления». Рейтинг составлен по результатам ежегодного независимого мониторинга РИД. Рейтинг «7+» присваивается компании, которая, по мнению экспертов, соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления, а также характеризуется достаточно низкими рисками потерь собственников, связанных с качеством корпоративного управления [15].

2.2 Диагностика корпоративной культуры «ВТБ 24»

Корпоративная культура является важной составляющей успешного функционирования организации, позитивного отношения к работе и эффективности труда. Она оказывает влияние на отношение сотрудников к организации, результаты деятельности коллег. Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и неформальных правил, обычаев, традиций, ценностных представлений и интересов [3, c. 633].

Правление ВТБ24 утвердило систему корпоративных ценностей, которая должна дать сотрудникам единое представление о том, что банк считает самым важным в своей деятельности. У клиентов объявленные ценности банка должны создать правильное представление о направлении совершенствования предоставляемого им сервиса. Ценностями банка названы: люди, надежность, развитие, эффективность, открытость и энергия.

Работа над определением ценностей ВТБ24 шла в несколько этапов с июля 2012 года, когда на совещании управляющих с топ-менеджерами банка в Риге была определена новая парадигма корпоративной культуры ВТБ24. Важной частью корпоративной культуры и стала система ценностей. Затем рабочая группа в составе заместителя президента-председателя правления, директора департамента коммуникаций Михаила Кожокина, заместителя президента-председателя правления, директора департамента сети Вячеслава Воробьева, вице-президента, директора департамента персонала и корпоративного развития Натальи Травниковой выработала расширенный список ценностей, соответствующих парадигме корпоративной культуры ВТБ24. Следующей задачей стало составление окончательного списка и составление определений для каждой из ценностей.


В феврале 2013 года состоялся онлайн-опрос сотрудников, участникам которого предлагалось выбрать наиболее близкие им определения для ценности. В опросе участвовали более 6800 человек — почти 25% сотрудников банка. Надежность подразумевает выполнение обещаний, взаимное доверие внутри коллектива и клиентов, основанное на репутации банка. Развитие — то, что гарантируется сотрудникам. В частности, это возможности карьерного и профессионального роста. Для клиентов развитие — это постоянное улучшение банковских продуктов и качества обслуживания.

Под эффективностью понимается внедрение культуры достижения результатов. В частности, это означает, что управление в банке ведется по целям и задачам. Открытость — отсутствие подводных камней и двойных стандартов, доброжелательность друг к другу и клиентам. Энергия — позитивная сила, которую генерирует команда единомышленников, источник новых идей. Для клиентов — это оптимизм, вера в будущее [1, c. 107].

Общие принципы работы задаются ценностями – это открытость, эффективность, надежность, энергия, развитие и, конечно же, люди. Из этих основных принципов складываются ключевые компетенции, которыми должен обладать кандидат, желающий работать в банке.

В Банке «ВТБ 24» верят, что персонал является самой важной ценностью и капиталом всей организации. Ведь именно благодаря компетенциям сотрудников, их вовлеченности, уникальным качествам и самостоятельности организация постоянно развивается и добивается успеха.

В Банке «ВТБ 24» стремятся к созданию дружной и открытой рабочей атмосферы. Воодушевляющая рабочая среда, способствующая всестороннему развитию сотрудников, создается на основе главных ценностей: вовлеченности, профессионализма, открытости и энтузиазма. 

В Банке «ВТБ 24» ценят разнообразие в мышлении и действиях сотрудников, поддерживая их во всех начинаниях. Способствуя профессиональным и личным успехам сотрудников, в Банке «ВТБ 24» способствуют успехам компании. 

В банке «ВТБ 24» знают, насколько важно постоянное развитие, поэтому ставят перед сотрудниками амбициозные цели и развивают их способности. В компании обеспечивается возможность профессионального роста внутри компании.

Работа в Банке «ВТБ 24» – открывает для сотрудников новые перспективы. Персонал компании – это динамичные, активные и целеустремленные люди, для которых успех клиента является дорогой к их собственному успеху.

Для банка «ВТБ 24» корпоративная культура — это: негласный кодекс поведения, накопленные годами ценности и традиции, взаимопонимание, внимание и помощь сотрудников друг к другу, грамотное распределение рабочего времени: дисциплина и трудоспособность, обучение и развитие сотрудников, совместный отдых и многое другое.