Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы обучения персонала в организации
1.1 Понятие, цели, задачи и виды обучения персонала
1.2 Формы и методы обучения персонала корпораций
2.1 Общая характеристика организации филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги
2.2 Анализ системы обучения персонала в филиале ОАО «РЖД» Московской железной дороги
21
12
30
15
22
Рисунок 1 Структура персонала филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги, %
66
34
Рисунок 2- Структура персонала филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги по гендерному составу, %
На Московской железной дороге наибольший процент персонала занимают проводники пассажирских вагонов – 52,1 %, рисунок 3.
52,1
2,7
8,0
7,0
6,7
4,1
2,6
16,8
Рисунок 3 - Структура персонала филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги по должностям/профессиям, %
Московская железная дорога полностью обеспечена персоналом, имеющим высшее и среднее профессиональное образование, в соответствии с требованиями нормативных документов. Из общего числа сотрудников 24 % имеют высшее образование, среднее профессиональное образование имеют 22%, среднее, начальное профессиональное образование - 54%. Данные представлены на рис.4.
24
22
54
Рисунок 4 - Качественная структура персонала филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги, %
Организационная структура Московской железной дороги представлена на рис 5.
Рисунок 5 - Организационная структура Московской железной дороги
В рамках функциональной задачи «Совершенствование корпоративной социальной ответственности и социального партнерства» Московская железная дорога, ориентированная на динамичное и успешное развитие, принимает активное участие в реализации различных социальных программ.
Таким образом, люди являются главным ресурсом Московской железной дороги, от них в конечном счете зависят финансовые и экономические показатели деятельности компании. Именно поэтому Московская железная дорога уделяет огромное внимание обучению своих работников, развитию их корпоративных, а также профессиональных компетенций, предоставлению дополнительного профессионального образования. Каждый работник Московской железной дороги, если он стремится к карьерному, профессиональному и личностному росту, может быть уверен в том, что компания окажет ему поддержку.
2.2 Анализ системы обучения персонала в филиале ОАО «РЖД» Московской железной дороги
В современных условиях быстрого развития Московская железная дорога все более важную и огромную роль придает качеству обучения сотрудников. Также система обучения Московской железной дороги придает огромное значение тому, чтобы не только повышение квалификации сотрудников происходило вовремя, но и придают особое значение обучению по учебным программам, которые являются актуальными на сегодняшний момент времени, современным технологиям, комплексному и непрерывному развитию компетенций всех категорий работников.
Особое внимание Московская железная дорога уделяет подготовке и переподготовке кадров. На дороге сформировалась устойчивая, целостная и рациональная структура профессионального обучения рабочих кадров, которая обеспечивает уровень их квалификации в соответствии с постоянно меняющимися производственно-техническими и социальными условиями.
На сегодняшний день ОАО «РЖД» и его филиалы придерживаются такого внутрифирменного процесса обучения своего персонала, как: оценка потребности в обучении, формирование плана обучения, проведение и проверка результатов обучения, а также оценка и анализ эффективности и удовлетворенности внутрифирменным обучением персонала.
Процесс внутрифирменной подготовки персонала Московской железной дороги направлен на целенаправленное увеличение степени владения работников соответствующими знаниями, умениями, навыками, позволяющие эффективно выполнять работу (рис. 6).
Рисунок 6 - Элементы обучения и повышения квалификации персонала, во взаимосвязи с элементами других процессов управления персоналом ОАО «РЖД»
Для реализации процесса обучения и повышения квалификации сотрудников Московской железной дороги входит:
- оценка потребности в персонале, которая производится с помощью анализа штатного расписания, планов по численности сотрудников, обучении и повышении квалификации сотрудников, такая оценка проводится 1 раз в год для каждого сотрудника, в ее основе лежат индивидуальная квалификационная матрица и списки резерва кадров;
- формирование плана обучения сотрудников, которое проводится на основе анализа оценки потребности в обучении сотрудников и программ обучения;
- проведение обучения персонала, которое проводится в соответствии с планом обучения структурного подразделения и проверки знаний по результатам обучения, данная проверка проводится после проведенного обучения;
- анализ эффективности применения знаний. Данный анализ осуществляется в структурном подразделении на основе анализа улучшений в деятельности или степени освоения новых навыков в течение периода, определенного для данной обучающей программы срока, и документирования результатов обучения (основанные на результатах экзаменов и анализе эффективности применения знаний сразу после проведения анализа);
- оценка и анализ эффективности пройденного обучения и удовлетворенности обучением, которая проводится один раз в год на основе отчета об обучении персонала, оценки сотрудниками проведенного обучения и анализа эффективности применения приобретенных знаний.
Профессиональное обучение работников на Московской железной дороге осуществляется в следующих видах:
подготовка;
переподготовка, обучение вторым и смежным профессиям;
повышение квалификации.
Основные задачи дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов на Московской железной дороге: внедрить в практику современные научные, технические, организационные, экономических идеи, обеспечить приобретение сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям к их трудовой деятельности, подготовить резерв кадров, адаптацию руководителей и специалистов к новым экономическим и социальным условиям, ввести им новую профессиональную деятельность с учетом международных требований и стандартов.
Цели дополнительного профессионального и бизнес-образования руководителей и специалистов, которые преследует Московская железная дорога:
развитие профессиональных и личных компетенций сотрудников, которые соответствуют квалификационным характеристикам, а также образовательным и профессиональным стандартам, которые необходимы для качественного и эффективного выполнения трудовой деятельности на рабочем месте;
создание благоприятных условий, которые обеспечивали непрерывное профессиональное обучение и развитие сотрудников;
приобретение профессиональных знаний, навыков и умений для разработки и внедрения новых на технических, научных, организационных, экономических решений, проектов, осуществления высокого уровня технологической и инновационной деятельности;
подготовка единого кадрового резерва, который владеет передовыми технологиями эффективного внутрикорпоративного управления;
адаптация руководителей и специалистов к новым социальным и экономическим условиям внутри организации;
обеспечение соответствия уровня квалификации, а также компетенций руководителей и специалистов Московской железной дороги, уровню квалификации работников отечественных и зарубежных транспортных компаний;
повышение уровня эффективности, производительности и качества, а также мотивации к трудовой деятельности сотрудников, сокращение издержек в работе.
Дополнительное профессиональное и бизнес-образование руководителей и специалистов на Московской железной дороге осуществляется в том случае, если это необходимо, при этом дополнительное профессиональное образование происходит 1 раз в 5 лет.
Руководители и специалисты Московской железной дороги, которые связаны с безопасностью движения поездов и, которые входят в подразделения финансово-экономического блока, дополнительное профессиональное образование осуществляется не реже 1 раза в 3 года.
Дополнительное профессиональное и бизнес-образование руководителей и специалистов Московской железной дороги осуществляется по таким формам обучения как: очная, очно-заочная, дистанционная.
На Московской железной дороге при прохождении дополнительного профессионального и бизнес-образования используются следующие методы: лекции, семинары, тренинги, конференции, различные курсы, бизнес-кейсы, деловые игры, обучение действиям, обучение навыкам межличностного взаимодействия, практическое обучение на рабочем месте.