Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Международный валютный фонд: создание, сущность и основные функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

За свою более чем шестидесятилетнюю историю Международный валютный фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

МВФ за относительно небольшой срок своей деятельности стал ведущей международной финансовой организацией - субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран.

Анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности предоставлять своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере. В этом состоит актуальность рассмотрения данной темы.

Значительный интерес представляет также рассмотрение перспектив сотрудничества России с МВФ. В условиях экономического роста и увеличения собственных золотовалютных резервов России необходимо выработать новый подход к взаимоотношениям с МВФ.

Главной целью данной работы является изучение Международного валютного фонда и его основных функций и направлений деятельности. Поэтому, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

  • изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;
  • рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;
  • определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Предметом исследования являются функции и направления деятельности международного валютного фонда.

Объектом исследования является Международный валютный фонд.

Степень изученности данной темы можно назвать сравнительно высокой. Из авторов литературы, в которой рассматриваютсядеятельность МВФ и его роль в мировой экономике, следует отметить Герчикову И.Н., Цыганкову Т.М., Козака Г.О. и Ковалевского В.В.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

I. Международный валютный фонд: создание, сущность и основные функции

МВФ был задуман в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. Каждый член организации определял золотое содержание своей валюты и на этой базе фиксировал курс в валютах других стран-участниц. Колебания курса допускались в пределах 10%. Первоначально МВФ представлял в основном краткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.

Штаб-квартира МВФ располагается в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ также имеет свои представительства в более чем 80 странах по всему миру, что показывает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.

22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы.

Сегодня МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, имеющим серьезный дефицит платежного баланса. Если Всемирный банк финансирует как реформы политики, так и проекты, то Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он дает займы государствам-членам, имеющим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости (свободный перевод одной валюты в другую) валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года. Услугами и ресурсами МВФ могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). [1]


Цели МВФ:

  • Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;
  • Содействие расширению сбалансированного роста международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических показателей стран-членов;
  • Определение паритетов и курсов валют; не допускать возможности конкурентного обеспечения валют;
  • Обеспечение функционирования международной валютной систем путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной области между странами-членами;
  • Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
  • Оказание помощи странам-членам с помощью предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
  • Предоставление консультаций по финансовым и валютным вопросам;
  • Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;
  • Контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях. [4]

Взносы по квотам являются центральным компонентом финансовых ресурсов МВФ. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, основанная в целом на его относительном положении в мировой экономике. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ, а так же число его голосов, и влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

В результате 14-го Общего пересмотра квот:

  • Увеличение вдвое общего размера квот с приблизительно 238,4 млрд. СДР до приблизительно 476,8 млрд. СДР (около 767 млрд. долл. США по текущим обменным курсам);
  • Перераспределение более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам;
  • Перераспределение более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством;
  • Существенно реструктурированы доли квот. Китай становится третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) входят в число 10 крупнейших акционеров Фонда;
  • Сохранение доли квоты и голосов беднейших государств-членов. [7]

Вся деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономики. Это достигается за счет выполнения следующих основных функций.


Оказание финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса. Для этого необходимо предоставить МВФ программу реформ, в которой будут показаны намерения правительства по преодолению существующих сложностей.

У МВФ есть право наблюдения за политикой стран-членов по установлению валютных курсов и соответствующей макроэкономической политики. Каждая страна предоставляет МВФ информацию, по его запросу, которая необходима для осуществления надзора за ее экономической политикой. Главная цель - вовремя выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов и дать правительству рекомендации по их исправлению. [4]

Осуществления консультирования и сотрудничества. Техническая помощь. В центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, которые запросили помощь, направляются миссии. Также возможна экспертиза готовящихся законодательных документов.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в нем каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков.

В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. [6]

В МВФ существует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов вне зависимости от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок дает решающее большинство голосов ведущим государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на начало 2012 г.): США - 16,4%; Япония - 6,46%; Китай - 6,34% Германия - 6%; Великобритания - 4,96; 15 крупнейших стран имеют около 65%. На ᅟдолю ᅟостальных ᅟстран, ᅟсоставляющих ᅟоколо ᅟ84% ᅟколичества ᅟчленов ᅟФонда, ᅟприходится ᅟлишь ᅟ35% ᅟголосов.

Решения ᅟв ᅟСовете ᅟуправляющих ᅟобычно ᅟпринимаются ᅟпростым ᅟбольшинством ᅟ(не ᅟменее ᅟполовины) ᅟголосов, ᅟа ᅟпо ᅟважным ᅟвопросам, ᅟкоторые ᅟимеют ᅟоперативный ᅟлибо ᅟстратегический ᅟхарактер, ᅟ- ᅟ«специальным ᅟбольшинством» ᅟ(соответственно ᅟ70 ᅟили ᅟ85% ᅟголосов ᅟстран-членов). ᅟНесмотря ᅟна ᅟнекоторое ᅟсокращение ᅟудельного ᅟвеса ᅟголосов ᅟСША ᅟи ᅟЕС, ᅟони ᅟпо-прежнему ᅟвправе ᅟналагать ᅟвето ᅟна ᅟключевые ᅟрешения ᅟФонда, ᅟпринятие ᅟкоторых ᅟтребует ᅟмаксимального ᅟбольшинства ᅟ(85%). ᅟЭто ᅟозначает, ᅟчто ᅟСША ᅟвместе ᅟс ᅟведущими ᅟзападными ᅟгосударствами ᅟимеют ᅟвозможность ᅟосуществлять ᅟконтроль ᅟнад ᅟпроцессом ᅟпринятия ᅟрешений ᅟв ᅟМВФ ᅟи ᅟнаправлять ᅟего ᅟдеятельность ᅟисходя ᅟиз ᅟсвоих ᅟинтересов. ᅟЧто ᅟкасается ᅟразвивающихся ᅟстран, ᅟто ᅟпри ᅟналичии ᅟскоординированных ᅟдействий ᅟони ᅟтакже ᅟв ᅟсостоянии ᅟне ᅟдопускать ᅟпринятия ᅟне ᅟустраивающих ᅟих ᅟрешений. ᅟОднако ᅟдостичь ᅟсогласованности ᅟбольшому ᅟчислу ᅟразнородных ᅟстран ᅟсложно. ᅟ[4]


Важную ᅟроль ᅟв ᅟорганизационной ᅟструктуре ᅟМВФ ᅟ(Рисунок ᅟ1) ᅟиграет ᅟМеждународный ᅟвалютный ᅟи ᅟфинансовый ᅟкомитет ᅟМВФК ᅟ(International ᅟMonetary ᅟand ᅟFinancial ᅟCommittee, ᅟIMFC), ᅟкоторый ᅟсостоит ᅟиз ᅟ24 ᅟуправляющих ᅟМВФ, ᅟв ᅟтом ᅟчисле ᅟот ᅟРоссии, ᅟи ᅟсобирается ᅟдважды ᅟв ᅟгод ᅟна ᅟсессии. ᅟЭтот ᅟкомитет ᅟявляется ᅟсовещательным ᅟорганом ᅟСовета ᅟуправляющих, ᅟне ᅟимеющим ᅟполномочий ᅟдля ᅟпринятия ᅟдирективных ᅟрешений. ᅟТем ᅟне ᅟменее, ᅟон ᅟвыполняет ᅟважные ᅟфункции:

  • направляет ᅟдеятельность ᅟИсполнительного ᅟсовета;
  • вырабатывает ᅟстратегические ᅟрешения, ᅟотносящиеся ᅟк ᅟфункционированию ᅟмировой ᅟвалютной ᅟсистемы ᅟи ᅟдеятельности ᅟМВФ;
  • дает ᅟСовету ᅟуправляющих ᅟпредложения ᅟо ᅟвнесении ᅟпоправок ᅟв ᅟСтатьи ᅟСоглашения ᅟМВФ.

Аналогичную ᅟроль ᅟиграет ᅟтакже ᅟКомитет ᅟпо ᅟразвитию ᅟ- ᅟОбъединенный ᅟминистерский ᅟкомитет ᅟСоветов ᅟуправляющих ᅟВБ ᅟи ᅟФонда ᅟ(Joint ᅟIMF ᅟ- ᅟWorld ᅟBonk ᅟDevelopment ᅟCommittee).

Совет ᅟуправляющих ᅟпередает ᅟмногие ᅟсвои ᅟполномочия ᅟИсполнительному ᅟсовету ᅟ(Executive ᅟBoard),директорату, ᅟкоторый ᅟнесет ᅟответственность ᅟза ᅟведение ᅟдел ᅟМВФ, ᅟвключающих ᅟширокий ᅟкруг ᅟполитических, ᅟоперативных ᅟи ᅟадминистративных ᅟвопросов. ᅟИсполнительный ᅟсовет ᅟМВФ ᅟвыбирает ᅟна ᅟпятилетний ᅟсрок ᅟдиректора ᅟ- ᅟраспорядителя. ᅟОн ᅟдолжен ᅟбыть ᅟпредставителем ᅟодной ᅟиз ᅟевропейских ᅟстран.

Рисунок ᅟ1 ᅟ– ᅟОрганизационная ᅟструктура ᅟМВФ

МВФ ᅟподотчетен ᅟправительствам ᅟгосударств-членов. ᅟНа ᅟверхнем ᅟуровне ᅟего ᅟорганизационной ᅟструктуры ᅟнаходится ᅟСовет ᅟуправляющих, ᅟв ᅟкотором ᅟкаждое ᅟиз ᅟгосударств-членов ᅟМВФ ᅟпредставлено ᅟодним ᅟуправляющим ᅟи ᅟодним ᅟзаместителем ᅟуправляющего, ᅟобычно ᅟиз ᅟцентрального ᅟбанка ᅟили ᅟминистерства ᅟфинансов. ᅟСовет ᅟуправляющих ᅟсобирается ᅟодин ᅟраз ᅟв ᅟгод ᅟна ᅟЕжегодных ᅟсовещаниях ᅟМВФ ᅟи ᅟВсемирного ᅟбанка.

Устав ᅟМВФ ᅟне ᅟпредусматривает ᅟособенных ᅟусловий ᅟдля ᅟвступления ᅟв ᅟорганизацию. ᅟЧленство ᅟв ᅟней ᅟоткрыто ᅟдля ᅟлюбого ᅟгосударства, ᅟкоторое ᅟспособно ᅟи ᅟготово ᅟвыполнять ᅟопределённые ᅟобязанности. ᅟВступая ᅟв ᅟМВФ, ᅟстрана ᅟобязуется:

· ᅟПостоянно ᅟинформировать ᅟдругие ᅟстраны ᅟо ᅟмероприятиях ᅟпо ᅟопределению ᅟстоимости ᅟсвоих ᅟденег ᅟотносительно ᅟденег ᅟдругих ᅟгосударств;

· ᅟОтказаться ᅟот ᅟограничений ᅟна ᅟобмен ᅟнациональных ᅟденег ᅟна ᅟдругие ᅟвалюты;