Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования определена тем, что бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресур­сов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства. Недовольство политикой властей и нежелание платить налоги имеют глубокие исторические корни, что объективно требует постоянного совершенствования методов учета налогоплательщиков и сбора налогов.

Таким образом, налог - важнейший источник доходной части бюджета любой страны. Таким образом, актуальность данной темы определена тем, что изучение вопросов налоговых доходов бюджета позволяет выявить недостатки действующей налоговой политики, а их устранение способствует повышению эффективности налоговой системы, собираемости налогов. С помощь методов налогового регулирования могут осуществляться не только функции налогов, но и функции государства в целом.

Целью данной курсовой работы является анализ прямых налогов и их место в налоговой системе РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-изучить прямые налоги как экономическую категорию;

-рассмотреть виды прямых налогов;

-обозначить процедуру взимания прямых налогов;

-проанализировать состояние прямых налогов в Российской Федерации;

-выявить проблемы прямого налогообложения в РФ.

Объект курсовой работы: прямые налоги.

Предмет курсовой работы: система взимания прямых налогов в Российской Федерации.

Теоретико-методологической базой исследования послужили современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к изучаемой проблеме, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, практических пособиях, федеральные законы, норма­тивно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности строительных предприятий, инфор­мация официальных сайтов и др.


1. Роль и место прямых налогов в налоговой системе РФ

1.1. Понятие и классификация прямых налогов РФ

Налоги как главный источник образования государственных финансов известны с давних вре­мен. С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества происходила эволю­ция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог - это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием ин­дивидуума в интересах государства. В ХХ в. основной была точка зрения о том, что налог - это при­нудительный взнос, который взимается государством и идет на покрытие общегосударственных по­требностей на основе изданного закона.

НК РФ определяет налог как «обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взима­емый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собствен­ности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансово­го обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».[1]

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В широком смысле под налогом понимается взи­маемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится немалое ко­личество различных определений налогов. При этом в каждом определении обязательно указывает­ся, что налог - платеж обязательный. Иными словами, платежи, не являющиеся для плательщиков обязательными, не признаются налоговыми. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, заработную плату, прибыль, про­центы, а также на имущество налогоплательщика, а именно землю, строения, ценные бумаги. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между нало­гоплательщиком и государством.


Прямые налоги позволяют управлять экономикой страны. Они избирательно воздействуют на отрасли производства, способствуют созданию лучших условий для работы организаций по направ­лениям деятельности, требующих поддержки государства. Они же могут создать и неблагоприятные условия для областей экономики, развитие которых для государства неприемлемо.

К прямым налогам относятся:

- для физических лиц: НДФЛ; на имущество;на автотранспорт; на земельный участок; на воду;

- для юридических лиц: НДФЛ с наемных работников, уплачиваемый работодателем - налоговым агентом; на прибыль; на имущество; на транспорт; на землю; на добычу полезных ископаемых; на игорный бизнес; на водные ресурсы.

Государство в лице Федеральной налоговой службы заранее знает о величине налоговых по­ступлений по тому или иному прямому налогу. Это достигается путем предоставления организациями деклараций или других отчетных документов, в которых производится расчет налога. Примеры ос­новных прямых налогов в Российской Федерации приведем ниже.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полу­ченного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работаю­щих на ее территории. Ставка налога составляет от 13% до 35% — в зависимости от вида получаемо­го дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.

Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога - прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2017 год составляет 20%.[2]

Налог на имущество организаций и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Эти виды имущества должны быть от­ражены в балансе, согласно ПБУ 6/01. Их перечень приведен в ст. 374 НК РФ. За базу при исчисле­нии налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых ис­числяется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Их краткой характеристики основных прямых налогов мы видим, что основанием для обложе­ния налогом служат владение и пользование доходами и имуществом.[3]

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара при их реализации получает с покупателя одновре­менно с ценой и налоговые суммы, которые он перечисляет государству. Таким образом, данные налоги устанавливаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.


При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара, который высту­пает как посредник между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара. К косвенным налогам относятся такие налоги, как НДС, акцизы и таможенные пошлины.

При взимании прямых налогов государство взаимодействует с действительными плательщика­ми налога, тогда как косвенные налоги уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые потом возмещают их с других лиц (с потребителей).

Так же к преимуществам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соответствуют платежеспособности налогоплательщиков и расходы на их взимание сравни­тельно небольшие.

На сегодняшний день прямые налоги являются основой налоговых систем государств с разви­той рыночной экономикой, так как они имеют ряд достоинств по сравнению с другими видами налогов.

Основными достоинствами прямого налогообложения являются:

а) Экономические - прямые налоги предоставляют возможность установить прямую зависи­мость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

б) Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение явля­ется главным финансовым рычагом управления экономическими процессами.

в) Социальные - прямые налоги помогают распределению налогового бремени таким образом, что немалые налоговые расходы имеют те плательщики, у которых большие доходы.

Данный принцип налогообложения большинством экономистов мира признается наиболее объ­ективным.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

Организационные проявляются в том, что прямое налогообложение требует трудного меха­низма взимания налогов, так как связано с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Контрольные заключаются в том, что контроль поступления прямых налогов требует суще­ственного расширения налогового аппарата и разработки новых способов учета и контроля плательщи­ков.

Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отноше­ний, так как только в условиях реального рынка может создаваться реальная рыночная цена, а есте­ственно, и реальные доходы (прибыль) могут иметь и убытки. Поэтому прямые налоги не могут при­знаваться надежным источником доходов бюджета.


Также к недостаткам относится уклонение от уплаты налогов, снижение склонности к сбереже­ниям и инвестициям при увеличении налоговых ставок.[4]

Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги. Реальные налоги устанавливаются на отдельные виды имущества налогоплательщика, например, земля, недвижимость, на основе кадаст­ра - перечня объектов обложения, который составлен на основе их внешних признаков и учитываю­щего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальными налогами облага­ются по причине владения имуществом, не учитывая финансовое положение и доходы налогопла­тельщика. В зависимости от объекта обложения прямыми реальными налогами признаются: земель­ный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, водный налог и налог на игорный бизнес.

Личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика, при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) устанавливаются отдельно для каждого плательщика и учитыва­ют льготы, которые ему предоставлены. В зависимости от объекта обложения существуют следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

1.2. Функции и процедура взимания прямых налогов

Проблемы взимание прямых налогов в Российской Федерации, будучи нерешенными, так или иначе продолжают существовать и наносить вред социально-экономических проблем.

Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налого­плательщиков.

Прямой налог - налог, который взимается государством непосредствен­но с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества нало­гоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения воз­никают непосредственно между налогоплательщиком и государством. При­мером прямого налогообложения в налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организа­ции, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд дру­гих. В данном случае основанием для обложения служат владение и поль­зование доходами и имуществом.