Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и место прямых налогов в налоговой системе РФ
1.1. Понятие и классификация прямых налогов РФ
1.2. Функции и процедура взимания прямых налогов
2. Анализ состояния прямых налогов в РФ
2.1. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.2. Инструменты развития прямого налогообложения в Российской Федерации
При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).
Как утверждает П.П. Грушевский, одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т.п.).
Так же к достоинствам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, иену сельскохозяйственной продукции.
Прямые налоги включаю и себя налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых доходы получаются. Такими источниками являются труд, -земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.[5]
Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.
В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, например, жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т.п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Вес эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные.
Социально-экономическая сущность налогов и их роль выражаются в их функциях.
Одной из основных функций, относящаяся к прямым налогам является фискальная функция. С помощью этой функции осуществляется основная задача налогов, которой является развитие финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджете и внебюджетных фондах. Средства, которые собраны с помощью налогов государство направляет на содержание административноуправленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу, то есть направляют на обеспечение нормальной жизнедеятельности общества.
Регулирующая функция налогов проявляется в разделении условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда оказывает влияние на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство имеет право определять разные условия налогообложения для различных налогоплательщиков, для осуществления одинаковых видов деятельности на отдельных территориях. Определенные условия налогообложения могут или способствовать, или препятствовать объединению производства и капитала, поднимать либо подавлять экономическую активность в отдельные промежутки времени.
Социальная функция налогов находит свое проявление, когда используются налоговые льготы для ослабления социального неравенства. Сущность этой функции заключается в перераспределении доходов и богатства в обществе. Проявляется данная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам).[6]
Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.
Таким образом, в налоговой системе активно задействуются такие прямые налоги, как: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество. Прямые налоги играют основную роль в формировании бюджетов субъектов государства и местных бюджетов.
2. Анализ состояния прямых налогов в РФ
2.1. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
Современная налоговая система является сложной, многогранной и часто противоречивой системой общественных отношений. Несмотря на неоднозначную, функционально разнонаправленную совокупность отношений, без налоговых отношений невозможно существование ни одного современ- ного государства.
По своей сути, налоговая система стимулирует макроэкономическое развитие государства, а также балансирует уровень инфляции и безработицы, способствует стабильному экономическому росту.
Если рассматривать российскую действительность, нельзя не отметить тот факт, что налоговая система в России развивалась достаточно хаотично, происходили необоснованные изменения налогового бремени, особенно это касалось неравномерного налогового пресса по регионам, что приводило к недовольству отдельных субъектов, а также общего роста негатива по от- ношению к налогам и, впоследствии, недобора налоговых средств.
Прямые налоги – это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.[7]
Исследуем динамику поступлений налоговых доходов. Для этого обратимся к таблице 1.
Таблица 1
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджетам(млрд. руб.)[8]
Динамика налоговых доходов |
Относительное отклонение налоговых доходов, % |
||||
Виды доходов |
2013 |
2014 |
2015 |
2014/2013 |
2015/2013 |
Всего налоговых доходов |
11600,38 |
14788,39 |
16562,92 |
27,48 |
42,78 |
Налог на прибыль организаций |
1 774,57 |
2 270,54 |
2 355,70 |
27,95 |
32,7 |
Налог на доходы физических лиц |
1 790,50 |
1 995,81 |
2 261,48 |
11,47 |
26,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1 406,31 |
2 042,55 |
2 459,40 |
33,45 |
74,9 |
Общие доходы в периоде с 2013 по 2015 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.
Поступления от налога на прибыль организаций с 2013 по 2015 увеличились на 581,13 млрд.руб. или на 32,7 %. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9 % .
Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2013 по 2015 год имели тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 32,7 % и 74,9 % соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб. представлены в таблице 2.
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2015 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых -
% и налог на прибыль организаций - 19,2 %, при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2 % и 1,8 % соответственно.
Таблица 2
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации, тыс руб.
Налоги |
2013 г. |
Удельный вес (%) |
2014 г. |
Удельный вес (%) |
2015 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: |
366520 |
100 |
421134 |
100 |
491786 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
78802 |
21,5 |
87596 |
20,8 |
94423 |
19,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
130481 |
35,6 |
160873 |
38,2 |
198682 |
40,4 |
Налог на доходы физических лиц |
12828 |
3,5 |
8844 |
2,1 |
8852 |
1,8 |
Рассмотрим налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации (таблица 3).
Таблица 3
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, тыс. руб.[9]
Налоги |
2013 г. |
Удельный вес (%) |
2014 г. |
Удельный вес (%) |
2015 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: |
890382 |
100 |
1260302 |
100 |
1557244 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
33478 |
37,6 |
51798 |
41,1 |
658714 |
42,3 |
НДФЛ |
251088 |
28,2 |
412119 |
32,7 |
527906 |
33,9 |
НДПИ |
77463 |
8,7 |
123510 |
9,8 |
175969 |
11,3 |
Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3 %, налог на доходы физических лиц - 33,9 % и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3 %. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7 %, налога на доходы физ. лиц - на 5,7 % и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6 %.
Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1 %, налога на прибыль организаций - 11,7 %. (таблица 4).
Таблица 4
Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс. руб.
Налоги |
2013 г. |
Удельный вес (%) |
2014 г. |
Удельный вес (%) |
2015 г. |
Удельный вес (%) |
Налоговые поступления всего в том числе: |
410571 |
100 |
558357 |
100 |
692358 |
100 |
НДФЛ |
231562 |
56,4 |
333897 |
62,1 |
429954 |
59,8 |
Налог на прибыль организаций |
54195 |
13,2 |
70353 |
12,6 |
81006 |
11,7 |
НДПИ |
27919 |
6,8 |
42993 |
7,7 |
62312 |
9,0 |
Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2015 г. поступления составили 15,22 % в общем объеме поступлений, тогда как в 2014 и 2013 гг. - 16,35 % и 17,3 % соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2013-2015 гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу.
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 5.
Таблица 5
Доля НДФЛ в налоговых доходах, %
Динамика налоговых доходов |
Отклонение |
||||
Виды доходов |
2013 |
2014 |
2015 |
2014/2013 |
2015/2014 |
Консолидированный бюджет РФ |
38,1 |
39 |
41,9 |
2,4 |
7,4 |
Местные бюджеты |
68,3 |
70,3 |
69,9 |
2,9 |
-6,0 |
Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2014 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2013 г., а в 2015 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2014 г.