Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г., а также в 2015 г. на­блюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответ­ствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2014. г.

В 2015 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 770,3 млрд. рублей из них 25,1 % составляют задолженность по налогу на прибыль организации, 0,7 % - налог на доходы физических лиц и 0,4 % - налог на добычу полезных ископаемых, что представлено в таблице 6.

Таблица 6

Структура задолженности по прямым налогам за 2015 год

Задолженность

Из нее

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность

млрд.руб.

в % к итогу

млрд. руб.

в % к итогу

Всего

770,3

100

405,3

100

365

100

в том числе:

налог на прибыль организации

165,6

25,1

64,1

15,8

100,5

27,5

НДФЛ

5,4

0,7

2,9

0,7

2,5

0,7

НДПИ

3,7

0,4

1,9

0,5

1,7

0,5

Недоимка по налоговым платежам за 2015 год составила 405,3 млрд. рублей. Урегулированная задолженность за 2015 год составила 365 млрд. рублей.

Основная часть урегулированной задолженности приходится на задол­женность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства и задолженность, взыскиваемую судебными приставами, мож­но отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет.

Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные до­ходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства.

Проанализировав состояния прямых налогов в Российской Федерации можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в консолидированный бюджет. Так недоимка по налоговым платежам за 2015г. составила 226,3 млрд, рублей (29,4% от обшей задолженности). Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета нс доходят огромные денежные средства. По моему мнению, необходимо выбрать правильные и чётко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.


Также хотелось бы отметить, что как бы теоретически хорошо ни была рассмотрена и продумана система налогообложения физических лиц, практика и реальность внесет в нес свои коррективы.

Так недоимка по налогу на прибыль составила 64,1 млрд, рублей (28,3%). К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и. т. д.

Недоимка но НДПИ составила 1.9 млрд, рублей или 0,8%.

Основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются:

-преобладание фискальной направленности платежей на добычу

-полезных ископаемых;

-отсутствие рентного подхода (не учитывается качество добываемой нефти, рентабельность месторождений);

-отсутствие целевого источника финансирования геолого-разведочных работ;

-распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным.

Недоимка но НДФЛ составила 2,9 млрд, рублей или 1,3%.

Недостатками налога на доходы физ. лиц являются:

-отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;

-инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);

-отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, дач и других строений.

Для решения вышеуказанных проблем, можно рассмотреть основные направления налоговой политики, помимо решения задач в области бюджетного планирования основные направления в налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

2.2. Инструменты развития прямого налогообложения в Российской Федерации

Современное состояние экономической системы Российской Федерации в условиях экономиче­ского кризиса и спада производства требует специальных подходов к управлению налогово-бюджетной политики в качестве основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования. В та­ких условиях возрастает роль системы налогообложения, способствующей эффективному функциони­рованию народного хозяйства страны в целом. Проведение налоговой политики основывается на воз­действии налогов на развитие хозяйствующих субъектов, что, непосредственно влияет на экономику государства и социальное положение общества.


Именно налоги являются главным источником форми­рования доходной части бюджета страны и основным структурным элементом рыночных отношений. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе произ­водства и обращения в результате человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Налоговые системы состоят из прямых и косвенных налогов. При этом особый интерес представляет группа пря­мых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое значение для формирования доход­ной части бюджетов всех уровней. Установлено, что чем выше уровень развития страны, тем большую долю доходов государство получает от взимания прямых налогов. [10]

В настоящее время в Российской Федерации преобладает использование прямого налогообложения, его рост величины в бюджете, что является одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы страны и определяет акту­альность исследования.

Прямые налоги представляют собой налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имуще­ства налогоплательщика, соответственно субъектом уплаты налога выступает налогоплательщик. Прямые налоги представлены налогом на прибыль, налогом на доходы физических лиц, налогом на добычу полезных ископаемых, налогом на имущество, налогом на совокупный доход и другими. Для определения роли и места прямых налогов в доходах бюджетов государства, используя данные Феде­ральной службы государственной статистики, рассмотрим налоговые поступления в консолидирован­ный бюджет Российской Федерации в 2011-2016 гг., представленные в таблице 1[11].

Таблица 7

Структура налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ в 2011-2016 гг.

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Итого налоговых доходов, млрд. руб.

11164,9

12541,6

12917,8

14297,6

13788,3

14482,9

Косвенные налоги, млрд. руб.

3896,6

4389,6

4560

5018,5

3462,7

3951,3

Прямые налоги, млрд. руб.

7268,3

8152

8357,8

9279,1

9700,1

9833,8

Косвенные налоги, %

34,9%

35%

35,3%

35,1%

29,7%

32,1%

Прямые налоги, %

65,1%

65%

64,7%

64,9%

70,3%

67,9%

Исходя из данных таблицы 1, выявлено, что прямые налоги составляют более половины налого­вых доходов консолидированного бюджета Российской в Федерации в 2011-2016 гг. В 2011 г. доля пря­мых налогов составила 65,1%, в 2012 г.-65%, в 2013 г. - 64,7%, в 2014 г.- 64,9%, в 2015 г. - 70,3%, в 2016 - 67,9%. Доля косвенных налогов в 2011 г. составила 34,9% и к 2016 г. уменьшилась на 2,8%.


Та­ким образом, доля прямых налогов в структуре поступлений налоговых доходов за период с 2011 года в 2016 год увеличилась на 2,8%. Размер доходов увеличивается с каждым годом, в 2016 г. поступило 9833,8 млрд. руб., что на 26,1% больше, чем в 2011 г. Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что за рассматриваемый период прямое налогообложение преобладает в дохо­дах консолидированного бюджета в течение последних лет. Стоит учесть, что в 2016 году наблюдается сокращение доходов от прямого налогообложения на 2,4% по сравнению с 2015 годом.

Так, в ре­зультате прогнозирования в целом наблюдается положительная тенденция дальнейшего развития прямого налога, однако в 2017 - 2018 гг. отсутствует динамика, что характеризуется проблемами, свя­занными с взиманием прямых налогов и несовершенством налогового законодательства (рис. 1).[12]

71 70,3

70

69

68

67

66 —65,1 65

64

63

62

61

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Прогнозное значение прямого дохода в консолидированный бюджет Российской Федерации на 2018 год

Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на доход физических лиц (НДФЛ) и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), составляющие более 60% от общего прямого дохода в консолидированный бюджет 2015 - 2016 гг. Данные налоги демонстрируют разную динамику, что определяет необходимость использования разных подходов для увеличения и развития прямого нало­га в Российской Федерации. НДФЛ демонстрирует положительную динамику, которая характеризуется приростом данного показателя на 7,5% в 2016 году по сравнению с предыдущим 2015 годом, в то вре­мя как НДПИ определяется отрицательной динамикой развития, отражающейся в отрицательном при­росте данного показателя на 9,2% за тот же период. Таким образом, необходимы меры, направленные на стимулирование и дальнейшее увеличение прибыли по НДФЛ, а также меры, направленные на ре­шение проблем, результатом которых является отрицательный прирост по показателю НДПИ и даль­нейшее его развитие.

317

Мероприятия, позволяющие увеличивать доход подоходного налога, должны быть направлены на недопущение увеличения налоговой нагрузки и повышение собираемости действующих органов. Следует обеспечить повышение прогнозируемости налоговых платежей в сочетании с повышением прозрачности правоприменения законодательства о налогах в Российской Федерации. Также, необходимо усовершенствовать администрирование НДФЛ в результате применения следующих мер:[13]


-установить обязанность для налоговых агентов, включающую ежеквартальное предоставление в налоговые органы расчета удержанных и исчисленных сумм НДФЛ;

-установить ответственность налоговых агентов за несвоевременное предоставление в налого­вый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

-предоставить налоговым органам право на приостановление операций налогового агента по пересчетам в банке, вследствие непредставления налоговым агентом указанного расчета;

-устранить наличие множественности и двойственности в системе налогообложения.

Следующим этапом исследования является разработка механизма, способствующего становле­нию положительной динамики развития НДПИ. Поступления налогов в систему природопользования должны быть значительными и иметь положительную тенденцию, так как Российская Федерация явля­ется ресурсодобывающей страной. В современных реалиях регулирования платежей за неиспользова­ние природных ресурсов существует ряд недостатков, требующих оперативного решения. Проблемы базируются на несовершенстве законодательства Российской Федерации в области налогообложения природопользования, связанные с наличием противоречий норм Водного кодекса РФ и ФЗ «О плате за пользование водными объектами», недоработки Закона «О недрах», в котором отсутствует упоминание о надобности выделения средств на воспроизводство минерально -сырьевой базы. В результате че­го, предложены следующие меры:

-модернизировать экономический механизм природопользования в результате увеличения объектов природных ресурсов, используемых на платной основе;

-усовершенствовать законодательные нормы в сфере налогообложения природопользования, что приводит к уменьшению доходов по НДПИ;

-упростить порядок и повысить прозрачность взимания налога на добычу полезных ископае­мых.

Отметим, что реализация данного механизма является взаимообусловленным процессом с ком­плексным учетом качественных и количественных характеристик ресурсов, при обязательном создании финансово-экономических условий.

Таким образом, в результате исследования установлено, что прямые налоги являются основопо­лагающим источником доходов Российской Федерации и индикатором уровня развития государства. Для стабильного и динамичного развития прямых налогов предложен механизм, способствующий уве­личению дохода по подоходному налогу и налогу на добычу полезных ископаемых, что является важ­ным условием развития социально-экономической системы государства.