Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (напри­мер, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).

Как утверждает П.П. Грушевский, одним из достоинств прямых нало­гов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с иму­щества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к воз­растанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т.п.).

Так же к достоинствам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, иену сельскохозяйственной продукции.

Прямые налоги включаю и себя налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых доходы получаются. Такими источниками являются труд, -земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.[5]

Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.

В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, например, жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т.п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Вес эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные.

Социально-экономическая сущность налогов и их роль выражаются в их функциях.

Одной из основных функций, относящаяся к прямым налогам является фискальная функция. С помощью этой функции осуществляется основная задача налогов, которой является развитие финан­совых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджете и внебюджетных фондах. Средства, которые собраны с помощью налогов государство направляет на содержание административно­управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу, то есть направляют на обеспечение нормальной жиз­недеятельности общества.


Регулирующая функция налогов проявляется в разделении условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда оказывает влияние на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство имеет право определять разные условия налогообложения для раз­личных налогоплательщиков, для осуществления одинаковых видов деятельности на отдельных территориях. Определенные условия налогообложения могут или способствовать, или препятствовать объединению производства и капитала, поднимать либо подавлять экономическую активность в от­дельные промежутки времени.

Социальная функция налогов находит свое проявление, когда используются налоговые льготы для ослабления социального неравенства. Сущность этой функции заключается в перераспределе­нии доходов и богатства в обществе. Проявляется данная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщи­ков (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам).[6]

Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Таким образом, в налоговой системе активно задействуются такие прямые налоги, как: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество. Прямые налоги играют основную роль в формировании бюджетов субъектов государства и местных бюджетов.

2. Анализ состояния прямых налогов в РФ

2.1. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет

Современная налоговая система является сложной, многогранной и часто противоречивой системой общественных отношений. Несмотря на неоднозначную, функционально разнонаправленную совокупность отношений, без налоговых отношений невозможно существование ни одного современ- ного государства.

По своей сути, налоговая система стимулирует макроэкономическое развитие государства, а также балансирует уровень инфляции и безработицы, способствует стабильному экономическому росту.


Если рассматривать российскую действительность, нельзя не отметить тот факт, что налоговая система в России развивалась достаточно хаотично, происходили необоснованные изменения налогового бремени, особенно это касалось неравномерного налогового пресса по регионам, что приводило к недовольству отдельных субъектов, а также общего роста негатива по от- ношению к налогам и, впоследствии, недобора налоговых средств.

Прямые налоги – это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.[7]

Исследуем динамику поступлений налоговых доходов. Для этого обра­тимся к таблице 1.

Таблица 1

Динамика налоговых доходов консолидированного бюджетам(млрд. руб.)[8]

Динамика налоговых доходов

Относительное отклонение налоговых доходов, %

Виды доходов

2013

2014

2015

2014/2013

2015/2013

Всего налоговых доходов

11600,38

14788,39

16562,92

27,48

42,78

Налог на прибыль организаций

1 774,57

2 270,54

2 355,70

27,95

32,7

Налог на доходы физических лиц

1 790,50

1 995,81

2 261,48

11,47

26,3

Налог на добычу полезных ископаемых

1 406,31

2 042,55

2 459,40

33,45

74,9

Общие доходы в периоде с 2013 по 2015 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вы­шла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.

Поступления от налога на прибыль организаций с 2013 по 2015 увели­чились на 581,13 млрд.руб. или на 32,7 %. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9 % .

Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налого­вых доходов в периоде с 2013 по 2015 год имели тенденцию к росту. Наибо­лее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 32,7 % и 74,9 % соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.


Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб. представлены в таблице 2.

Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Фе­дерации в 2015 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых -

% и налог на прибыль организаций - 19,2 %, при этом снижается удель­ный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2 % и 1,8 % соответственно.

Таблица 2

Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации, тыс руб.

Налоги

2013 г.

Удельный

вес (%)

2014 г.

Удельный

вес (%)

2015 г.

Удельный

вес (%)

Налоговые поступления всего в том числе:

366520

100

421134

100

491786

100

Налог на прибыль организаций

78802

21,5

87596

20,8

94423

19,2

Налог на добычу полезных ископаемых

130481

35,6

160873

38,2

198682

40,4

Налог на доходы физических лиц

12828

3,5

8844

2,1

8852

1,8

Рассмотрим налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации (таблица 3).

Таблица 3

Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, тыс. руб.[9]

Налоги

2013 г.

Удельный

вес (%)

2014 г.

Удельный

вес (%)

2015 г.

Удельный

вес (%)

Налоговые поступления всего в том числе:

890382

100

1260302

100

1557244

100

Налог на прибыль организаций

33478

37,6

51798

41,1

658714

42,3

НДФЛ

251088

28,2

412119

32,7

527906

33,9

НДПИ

77463

8,7

123510

9,8

175969

11,3

Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3 %, налог на доходы физических лиц - 33,9 % и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3 %. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7 %, на­лога на доходы физ. лиц - на 5,7 % и налога на добычу полезных ископае­мых - на 2,6 %.

Основными источниками доходов в местных бюджетах являются от­числения от налога на доходы физических лиц - 62,1 %, налога на прибыль организаций - 11,7 %. (таблица 4).


Таблица 4

Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс. руб.

Налоги

2013 г.

Удельный

вес (%)

2014 г.

Удельный

вес (%)

2015 г.

Удельный

вес (%)

Налоговые поступления всего в том числе:

410571

100

558357

100

692358

100

НДФЛ

231562

56,4

333897

62,1

429954

59,8

Налог на прибыль организаций

54195

13,2

70353

12,6

81006

11,7

НДПИ

27919

6,8

42993

7,7

62312

9,0

Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообра­зующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2015 г. поступления составили 15,22 % в общем объеме поступлений, тогда как в 2014 и 2013 гг. - 16,35 % и 17,3 % соответственно. Основными факторами падения поступ­лений налога на прибыль в 2013-2015 гг. стало вступление новых положе­ний Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу.

Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними под­разделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налого­вой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и соци­альную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 5.

Таблица 5

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Динамика налоговых доходов

Отклонение

Виды доходов

2013

2014

2015

2014/2013

2015/2014

Консолидированный бюджет РФ

38,1

39

41,9

2,4

7,4

Местные бюджеты

68,3

70,3

69,9

2,9

-6,0

Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2014 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2013 г., а в 2015 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2014 г.