Файл: Особенности распределения полномочий между в рабочей группе..pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
Введение
В настоящее время в компаниях всё больший вес приобретает работа в группах в рамках структуры самой организации и в рамках проекта. Командную работу мы можем наблюдать как в отделе продаж, маркетинговом, сбытовом и других отделах, так и в во временно созданных группах, нацеленных на выполнение временного проекта.
При том, что люди различаются между собой по ряду психологических характеристик, будучи объединенными в группы, они оказываются психологически совместимыми или несовместимыми, от чего зависит эффективность их деятельности по отдельности и в совокупности. Все это требует от менеджера высокого уровня компетентности в сфере управления человеческими ресурсами.[1] наиболее эффективно эти специалисты работают в том случае, если отношения внутри группы удается выстроить таким образом, чтобы они образовали управленческую команду.
С учетом возможностей предлагаемой работы в современном мире, различающейся не только по заработной плате и направлению деятельности, но и по корпоративно культуре, отношениями между сотрудниками и руководителями, нефинансовой мотивацией и другими социальными аспектами, руководитель должен создать наиболее благоприятную рабочую атмосферу для сохранения своих ценных сотрудников.
Различный психотип сотрудников, выполняющих совместную работу, требует от управляющего персонала все большую гибкость в подходах к управлению и применение различных методик анализа деятельности сотрудников, методов мотивации, тренингов для повышения духа коллективизма и еще множество других аспектов управленческой психологии.
Команда в рамках курсовой работы рассматривается нами как социальная группа, члены которой доверяют своему лидеру.
Цели работы – изучить феномен рабочей группы, методики распределения обязанностей, ролей среди ее участников и психологию управления группой, сотрудников. Изучив эти аспекты, мы сможем проанализировать проблемы компании «Аранта», информация о которой описана в кейсе и дать возможное решение по улучшению деятельности компании и отношений между сотрудниками. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить теоретические основы феномена рабочей группы;
- Изучить распределение обязанностей в рабочей группе;
- Изучить специфику распределения ролей сотрудников группы;
- Изучить информацию о компании «Аранта»;
- Дать рекомендации по решению проблем, выявленных при изучении компании.
Поставленные цели и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух вопросов (первый из которых разбивается в 3 подраздела), заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Рабочая группа и ее место в психологии управления.
1.1. Понятие рабочей группы.
При исследовании рабочей группы в структуре организации, необходимо определить, что из себя представляет феномен рабочей группы и какими они бывают.
Структура организации- это совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему. Разновидность возможных связей между звеньями системы позволяет различать такие виды структур, как: линейная, кольцевая, «колесо», звездная, многосвязная, сотовая, иерархическая, смешанная.[2]
Один из примеров рабочей группы можно увидеть в линейной структуре организации (рис.1), в которой звенья связаны друг с другом. Исполнители в подчинении одного из линейных исполнителей могут быть, как независимыми друг от друга с различными функциями деятельности, так и работающими в группе, имеющие одну функцию.
Рисунок 1
Линейная структура организации
Рабочая группа в рамках организации может быть как постоянной, так и временно созданной для реализации проекта.
Рассмотрим некоторые определения термина группы.
По словам специалиста по групповой динамике Марвина Шоу, всем группам присуще чувство взаимодействия друг с другом, и он определяет группу как коллектив, образованный двумя или большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга.[3] В данном случае группа воспринимает себя как «мы».
Питер Ройш[4] дает следующее определение команды – это группа личностей, ответственных за решение задачи, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, самостоятельно организующихся для решения этой задачи.
Рабочая группа – двое или более людей одинаковых или различных профессий:
- работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению производственного задания, оказанию услуг;
- несущих общую ответственность за результаты работы[5].
Если рассматривать рабочую группу, как проектную команду, создает позитивную синергию посредством совместных скоординированных усилий. Индивидуальные усилия членов команды воплощаются в результат, который превышают сумму вкладов каждого из отдельных участников.
Особенность организационно-деятельностных групп состоит в том, что их члены объединяются не для общения как такового, как, скажем группа друзей, а для совместной просоциальной (социально полезной) деятельности. Эти группы существуют в рамках некоторой организации и сами строятся по организационному принципу. Это значит, что каждый член группы выполняет определенные, фиксированные функции, имеет определенные права на распоряжение ресурсами, которыми располагает группа, а также на принятие решений, обязательных для других членов группы или части из них.
Действие каждого члена организации определяются не только ожиданиями окружающих и его представлениями о требованиях роли, но и прежде всего его обязанностями, установленными и закрепленными в должностных инструкциях, в уставах или приказах, штатном расписании и т.д. В следствие этого, эти группы называются институционными и организационно-деятельностными.
Для эффективного управления рабочей группой необходимо учитывать психологические характеристики членов группы, правильно сформировать мотивацию персонала, донести до членов группы видение организации, предвидеть и предотвратить конфликты.
1.2. Распределение обязанностей в рабочих группах
В Европе и США распределение полномочий между отдельными сотрудниками осуществляется на основе анализа работы, выполняемой в организации. В Японии прижился комплексный метод, согласно которому ответственность на предприятии разделяется сначала по отделам и секторам, внутри которых происходит последующее распределение обязанностей в соответствии со способностями каждого сотрудника. Японская модель распределения обязанностей в организации больше направлена на повышение квалификации.[6]
На укрупненном уровне роли, выполняемые участниками проектной команды, можно подразделить на 3 группы[7]: роли, ориентированные на выполнение задач команды; роли, ориентированные на создание/поддержание работы команды; индивидуальные роли (нефункциональные).
Для того чтобы команда работала эффективно, одинаково важны роли первой и второй групп.
Роли, ориентированные на выполнение задач команды
- определяет проблемы: определение общих задач группы;
- ищет информацию: запрашивает фактическую информацию о задачах группы или методиках их исполнения, просит разъяснений относительно предложений;
- предоставляет информацию: предлагает информацию для использования в решении задач, разъясняет предложения;
- ищет мнения: запрашивает мнения относительно обсуждаемого вопроса;
- высказывает мнения: делает утверждения по обсуждаемым вопросам;
- проверяет целесообразность: сопоставляет предлагаемые решения с реальным положением дел.
Роли, ориентированные на создание/ поддержание работы команды
- координирует: поясняет утверждения и показывает их связь с другими утверждениями, анализирует предлагаемые варианты;
- гармонизирует: улаживает споры и разногласия, акцентирует общность взглядов;
- поддерживает-вдохновляет: высказывает одобрение предложений других участников, демонстрирует теплое и чуткое отношение к ним;
- сопровождает: последовательно продвигается по всем этапам вместе с командой, принимает чужие идеи, выражает согласие.
Индивидуальные роли (нефункциональные)
- блокирует: мешает работе группы, вызывая споры, оказывая неаргументированное сопротивление и несогласие. Позже возвращается к забытым вопросам;
- уклоняется от работы: дремлет, занимается посторонними делами, переговаривается с другими и т.д.
Понятие предпочитаемых групповых, или командных, ролей было впервые введено Р.М.Белбином.[8]
Теория командных ролей построена на том, что любая, даже самая маленькая компания, должна использовать преимущества командной работы, где каждый играет только свою роль. По теории г-на Белбина таких ролей девять. Для их определения он разработал специальную программу.[9]
В каждой проектной команде, которая стремится эффективно организовать свою работу, независимо от ее численного состава, должны выполняться следующие 8 ролей:
- руководитель (chairman);
- мотиватор (shaper);
- генератор идей (plant);
- аналитик (monitor-evaluator);
- рабочая пчела (company worker);
- вдохновитель (team worker);
- снабженец (resource investigator);
- контролер (completer). (таблица 1)
Таблица 1[10]
Характеристика ролей в команде по Белбину
Роль |
Характеристика |
Допустимые недостатки |
Недопустимые недостатки |
Генератор |
Новатор, генерирует идеи, решает сложные проблемы. Часто это интроверты, очень чувствительны к критике и похвале. Генератор нужен на начальных стадиях проекта или когда проект не двигается с места. |
“не от мира сего”, витает “в облаках” |
Отстаивает право собственности на идею, пренебрегает сотрудничеством, которое позволяет получать лучшие результаты. |
Исследователь ресурсов |
Предприимчив, быстро видит новые возможности. Подходит для проведения переговоров. Обладает способностью думать на ходу и “прощупывать” людей для получения от них информации. |
Не всегда доводит дело до конца. Без стимулирующего воздействия со стороны, энтузиазм быстро угасает. |
Разочаровывает клиентов тем, что игнорирует договоренности. |
Координатор |
Умеет задействовать ресурсы группы и заставить других людей работать. Обладает широкими взглядами и здравым смыслом. Как правило, пользуется уважением. |
Манипулирует людьми Склонны к столкновениям с Шейперами из-за противоположности их стилей менеджмента. |
Присваивает себе достижения команды. |
Шейпер |
Человек с высокой мотивацией и сильной потребностью в достижениях. Любит руководить и заставлять других. Работать. Как правило, он хороший менеджер, прекрасно себя чувствует в условиях аврала. |
Раздражает окружающих, агрессивен. |
Если кого-то оскорбляет, то не способен поправить ситуацию с помощью юмора |
Аналитик-стратег |
Внимателен и объективен. Обладает способностью выносить прозорливые решения, учитывающие все факторы. Редко ошибается. |
Скучноват, скептичен. Медленно принимает решения. |
Своим цинизмом и пессимизмом способен деморализовать остальных членов команды |
Душа команды |
Отзывчивый. Основная опора в команде. Гибкий, лояльный, предотвращает конфликты. В его присутствии дух укрепляется, и люди лучше сотрудничают друг с другом. |
Не способен принимать решения |
Избегает ситуаций, чреватых напряжением, что может негативно сказаться на работе |
Реализатор |
Организован, эффективен, практичен. Обладает высоким уровнем самоконтроля. Меньше всех заботится о своих интересах. |
Медленно принимает все новое |
Сопротивляется новшествам, может проявлять признаки жестокости |