Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что именно налоговая система является важным фактором экономического роста страны и нормального функционирования всего хозяйства.
На сегодняшний день вопрос создания эффективной модели налогового менеджмента в государстве имеет первостепенное значение, поскольку налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны.
В последние годы изучению основ функционирования налоговой системы, а так же налогового контроля в общем контексте финансового и налогового права посвящены работы К.С. Вельского, A.B. Брызгалина, Д.В. Винницкого, Г.А. Гаджиева, Е.Ю. Грачевой, О.Н. Горбуновой, В.И. Гуреева, РФ. Захаровой, М.Ф. Ивлиевой, В.В.Ильина, М.В. Карасевой, Т.В. Конюховой, А.Н. Козырина, И.И. Кучерова, и других авторов.
Целью данной работы является изучение реального состояния налоговой системы России как фактора экономической стабилизации.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучить структуру, функции и принципы построения современной налоговой системы РФ;
- выявить особенности конституционно-правового регулирования налоговой системы в РФ;
- обозначить тенденции развития налоговой системы РФ;
- выполнить оценку реального состояния налоговой системы России, через критерии ее эффективности;
- провести анализ основных проблем, возникающих в процессе формирования и функционирования налоговой системы РФ;
- разработать предложения по возможному реформированию и повышению эффективности функционирования налоговой системы РФ с учетом опыта зарубежных стран;
- представить механизм преобразования налоговой системы РФ с целью укрепления положения в международных отношениях.
Объектом исследования выступает налоговая система Российской Федерации, как фактор экономического роста страны.
Предметом исследования являются возможные пути совершенствования налоговой системы.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления экономикой и налогами, налогового контроля и администрирования, таких как: Б.Х. Алиев, M.M.Сулейманов, Н.Н. Тюпакова, В. Г. Пансков, М.М.Соколов и др., а так же материалы периодической печати, специализированных СМИ и источники интернет-публикаций.
Нормативной базой исследования правовые акты Российской Федерации, регулирующие налоговые отношения.
Методической основой диссертации послужили такие общенаучные методы изучения и решения проблем, как научная абстракция, системный подход, анализ и синтез, моделирование, метод экспертных оценок.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Налоговая система РФ как инструмент экономического регулирования: общетеоретические особенности структуры, принципов построения и нормативного регулирования
1.1. Структура, функции и принципы построения современной налоговой системы РФ
Государство осуществляет контроль за развитием экономической системы, а также всеми процессами, протекающими в сфере рыночных отношений. Для этого используются различные инструменты и рычаги воздействия на экономическую систему. Система налогообложения является одним из главных регуляторов рыночной деятельности в современном мире. От того насколько верно выстроена налоговая система зависит и степень развития и функционирования народного хозяйства.
Налоговая система в России – это перечень налогов и сборов, взимаемых в пользу государства, на основе Налогового Кодекса Российской Федерации [2]. Во главе налоговой системы РФ стоит Государственная налоговая служба РФ. Все функционирование системы налогообложения основывается на действии Конституции РФ [1] и НК РФ. Структура налоговой системы России определена тремя ступенями, которые включают в себя платежи в федеральные, региональные и местные бюджеты, либо во внебюджетные фонды. Каждый налог играет определенную роль в системе и выполняет определенную функцию. В целом же, вся налоговая система выполняет ряд важнейших функций [13, с. 297]:
- фискальная функция. Смысл этой функции заключается в том что, взимаемые налоги являются источником государственных финансовых ресурсов, накоплением материальных благ, необходимых для дальнейшего распределения на определенные нужды государства. Фискальная функция формирует базу доходов бюджетов страны. Здесь же кроется определенная проблема, возможность и желание уплаты налогов гражданами напрямую зависит от уровня дохода населения, что может снизить уровень уплаты налогов в период кризиса и экономической нестабильности;
- регулирующая функция. Данная функция связана с перераспределением собранных средств на дальнейшие нужды государства, а так же направления средств в отдельные отрасли и сферы народного хозяйствования. Также данная функция регулирует уровень дохода различных слоев населения [10, с. 99];
- социальная функция. Данная функция имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц. Смысл этой функции заключается в том, что большую часть данного налога уплачивают люди с высоким уровнем дохода. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства;
- контрольная функция. Данная функция создает базу для наблюдения и контроля за стоимостными пропорциями в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но данная функция ни как не связана с налоговым контролем осуществляемым органами государственного контроля [12, с. 298].
Об эффективности функционирования налоговой системы можно судить на основе соблюдения определенных критериев и принципов. В основе выстраивания большинства действующих налоговых систем заложены идеи А. Смита, изложенные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения [17]:
- принцип справедливости, который подразумевает что уплата налогов обязательная для всех граждан, и взимается согласно их доходам;
- принцип определенности, означающий что сумма, подлежащая взысканию с плательщика, определена заранее, и заведомо известна плательщику;
- принцип удобства, который подразумевает, что уплата должна взиматься в удобное для плетельщика время;
- принцип экономии, который означает, что издержки формирующие сумму уплачиваемого налога должны снижаться, с целью экономии [17].
Основные принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в статье третьей, части I НК РФ, которая устанавливает основные аспекты законодательства о налогах и сборах [2]:
- каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы;
- налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и иных подобных критериев;
- не позволяется установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала или гражданства физических лиц;
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут иметь произвольный характер;
- обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы, обладающие установленными кодексом признаками налогов и сборов, не может быть возложена, если они не предусмотрены им либо установлены в ином порядке, чем это определено в Налоговом Кодексе Российской Федерации;
- акты законодательства должны быть сформулированы и составлены таким образом, чтобы каждое физическое лицо или организация могли точно определить, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке необходимо платить;
- все неустранимые сомнения, неясности и противоречия законодательных актов трактуются в пользу плательщика сборов (налогоплательщика) [7, с. 97].
За последние годы изменения коснулись следующих направлений [15, с. 159]:
- совершенствование налога на добавленную стоимость. Данный налог является очень важным источником дохода государственного бюджета;
- совершенствование этого налога заключается в снижении уровня обременения им налогоплательщиков. Продолжается работа по оптимизации перечня документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки налога НДС к операциям, которые связаны с реализацией товаров, помещенных под таможенные режимы свободной таможенной зоны, экспорта, международного таможенного транзита. Также возврат НДС был ускорен до 20-30 под предоставление для налогоплательщиков банковских гарантий [5, с. 9];
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН). Планируется упрощение порядка заполнения декларации, так как обычному налогоплательщику даже с высшим образованием сложно это сделать самостоятельно. Кроме этого, декларация включает в себя оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при осуществлении операций с ценными бумагами. Предполагается ввести налоговый вычет в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, в том случае, если ценные бумаги были в собственности гражданина более года. Также Министерство финансов хочет избавить физических лиц, в том случае, если доходы налогоплательщика освобождаются от налогообложения, от обязательной подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В данный момент в Налоговом кодексе такого порядка не существует, а значит, гражданам пока еще нужно подавать декларации [8, с. 4];
- замена земельного налога и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость. Для введения налога на недвижимость необходим государственный кадастр недвижимости. Также необходимо сформировать четкий порядок определения налогооблагаемой базы, в качестве которой должна будет выступать стоимость объектов недвижимости. В настоящий момент продолжает свое формирование методика кадастровой оценки недвижимости и разрабатываются нормативные документы.
Таким образом, налоговая система является важным элементом по регулированию национальной экономики и правильная политика государства в сфере налогообложения способна обеспечить стабильный экономический рост. Налоговая система выполняет важную функцию регулятора всей экономической системы. В настоящий момент курс российской налоговой политики направлен на поддержание устойчивого экономического развития, поддержку инновационных площадок страны, а также нацелен на противодействие кризисным ситуациям и снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако на практике предприятия малого и среднего бизнеса не чувствуют эффекта от нововведений в налоговой политике.
1.2. Особенности конституционно-правового регулирования налоговой системы в РФ
Систему российского налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Указанную систему следует рассматривать по властно-территориальному признаку. Основными источниками национального законодательства о налогах являются нормативные правовые акты, в частности федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные документы в области налогообложения [6, с. 10].
В Конституции Российской Федерации провозглашена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Определению пределов данной конституционно-правовой обязанности будет способствовать четкое установление платежей, составляющих систему налогов и сборов [1, ст. 57].
Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению налогов и сборов, зачисляемых в бюджетную систему, введению в действие, взиманию и осуществлению контроля за их уплатой [14, с. 387].
Налогообложение является составной частью государственной деятельности по планомерному формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов, хотя сама распределительная (перераспределительная) деятельность государства охватывает более широкий круг общественных отношений, включающий в себя отношения по аккумулированию, распределению и использованию государственных денежных фондов. В своей совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая является предметом правового регулирования финансового права. Это свидетельствует о том, что налоговое право является составной частью финансового права, хотя и относительно обособленной. По мнению ряда ученых, в настоящее время в системе правового регулирования финансовых отношений сложилась парадоксальная ситуация, вызванная стремительным развитием практически всех составляющих национальной финансовой системы [13, с. 38].