Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планируется совершенствовать подходы к проведению налоговых проверок, повысить уровень информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов, обеспечить информационное взаимодействие между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами, совершенствовать систему государственной регистрации юридических лиц.

В среднесрочной перспективе предполагается завершить работу по переходу к использованию современных методов налогообложения недвижимости физических лиц в Российской Федерации. В перспективе доходы от налогообложения недвижимого имущества физических лиц должны состалять основной источник собственных доходов местных бюджетов и основу фискальной автономии муниципальных властей.

Введение налога на недвижимость должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения в Российской Федерации, так как это позволит не только сократить количество поимущественных налогов с физических лиц, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости [16]

С 1.01.2012 г. существенно увеличены налоговые вычеты по НДФЛ на детей. Так, налоговый вычет на детей с 1.01.2012 г. за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. В налоговое законодательство введено понятие индексируемой налоговой единицы.

Таким образом, можно сказать, что налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкуренто-способность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.


2.2. Предложения по возможному реформированию и повышению эффективности функционирования налоговой системы РФ с учетом опыта зарубежных стран

Важнейший инструмент государства в условиях глобализации - налоговая политика на долгосрочную перспективу. Так как назрела острая необходимость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить высокие темпы экономического роста, инновационный характер производства, содействовать созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе [13, с. 38].

В современных условиях достаточно часто обсуждаются вопросы о взаимодействии различных ведомств в налоговой сфере, об устранении бюрократических задержек при возврате налога на добавленную стоимость, при перерасчете и зачете налоговых обязательств налогоплательщика по разным видам налогов и т.д. Но все проблемы автоматически будут решаться, если налогоплательщики будут иметь дело с одним налоговым ведомством, с одним банковским счетом налогового ведомства для приема любых налоговых платежей и если у налогоплательщика будет возможность в авансовом порядке «заводить» средства на свой лицевой счет в этом ведомстве [9, с. 3].

В целях наиболее эффективного предоставления отдельных муниципальных услуг населению следует более четко разграничить расходные обязательства в сферах, отнесенных к ведению как муниципальных районов, так и поселений, что позволит устранить возможность дублирования функций указанных муниципальных образований.

К таким функциям относятся: обеспечение досуга и массового отдыха населения, организация библиотечного обслуживания и др. Большое влияние НДФЛ оказывает на оживление предпринимательской активности. Порядок взимания налога на доходы физических лиц чрезвычайно важен для физических лиц, уплачивающих этот налог. Вместе с тем действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц имеет существенные недостатки и несправедлив для основной массы плательщиков.

Безусловно, предусмотренные законом стандартные вычеты, а также вычеты на детей и иждивенцев являются достоинством механизма взимания налога. По нашему мнению, вычеты из дохода должны быть увязаны с величиной прожиточного минимума. Целесообразнее вычитать из дохода именно суммы прожиточного минимума. Хотя было бы правильнее поднять минимальную оплату труда до величины прожиточного минимума.


Так, к примеру, необлагаемый минимум в США составляет 2 тыс. долл. В России до 2012 г. данный вычет составлял всего лишь 400 руб., а с 2012 года вовсе отменен. Это представляется крайне несправедливым. Величина прожиточного минимума должна быть свободна от налога на доходы физических лиц. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в странах с рыночной экономикой эти суммы налогом не облагаются.

Кроме того, в РФ в отличие от США и других развитых зарубежных стран не применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Мировой опыт свидетельствует, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц является наиболее справедливой с точки зрения учета интересов налогоплательщиков в процессе налогообложе-ния. В современных условиях в РФ назрела необходимость возврата к прогрессивной шкале налогообложения.

В современной России, в отличие от США, не применяется налогообложение доходов семьи и не обсуждается возможность его введения. Хотя эта форма обложения доходов может быть удобной как для российских семей, так и для налоговых органов.

Bo-первых, налогообложение доходов семьи расширит возможности россиян по использованию льготы, предоставляемой при строительстве или приобретении жилья.

На практике часты случаи, когда за счет бюджета всей семьи приобретается или строится жилье, оформленное на одного члена семьи, доход которого не позволяет воспользоваться льготой в полном объеме. Другие члены семьи право на льготу не имеют. В этом случае целесообразно из совокупного дохода семьи вычитать льготу, а оставшуюся сумму дохода облагать налогом. Такой порядок не только справедлив и удобен для граждан, но и позволяет полнее воспользоваться льготой, направленной на помощь гражданам в обеспечении их жильем.

Во-вторых, при обложении доходов семьи упрощается процедура уплаты налога. Вместо нескольких деклараций подается одна семейная декларация и производится расчет подоходного налога.

В-третьих, подача семейных деклараций сокращает объем работы налоговых органов, уменьшается число представленных деклараций, упрощается контроль за объявленными доходами и исчисленными суммами налога.

Для России в ее трудные времена важно найти с точки зрения оптимального использования регулирующей функции налогов баланс между задачами по обеспечению социально незащищенных слоев населения и потребностью способствовать подъему экономики.

В США действует уже сложившаяся рыночная экономика с прочными демократическими традициями, а в России только начинается процесс ее формирования, и пока нет ее важнейшей основы - многочисленного среднего класса.


В России пока отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах. Среди этих условий можно выделить, например, следующие:

- высокий уровень налоговой культуры граждан Америки;

- доходы большинства россиян значительно ниже, чем в США;

- разумные и соответствующие социально-экономическим условиям налоговые ставки.

В опыте функционирования налоговой системы США есть немало ценного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание объективные условия, в которых развивается налоговая система России.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что перед современной российской налоговой системой стоит ряд вызовов, обусловленных как объективными факторами, так и субъективными, что вызывает необходимость ее реформирования с целью повышения ее эффективности. Основ-ными мерами могут стать: повышение налогов, введение механизма фискального федерализма, а также изменения в области системы налогов: реформирование налогообложения недвижимости, увеличение ставок акцизов на алкоголь, отмена льгот по налогу на имущество организаций в от-ношении имущества естественных монополий.

При этом необходимо учесть, что значительное повышение налогов способно ухудшить позиции российской экономики в международной налоговой конкуренции и отрицательно воздействовать на инвестиционный климат и экономический рост, в то время как реализация мер в области бюджетно-налоговой политики и администрирования позволит улучшить качественные характеристики российской налоговой системы, что окажет положительное влияние на общую экономическую активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Предложений же о принципиально иной налоговой системе и налоговой политике, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, либо оптимальную налоговую политику можно развернуть только на серьезной теоретической основе которой у нас в России еще нет.


Налоговая система Российской Федерации постоянно совершенствуется, однако на данном этапе своего развития она имеет множество нерешенных проблем, которые представляют угрозу для ее эффективного функционирования.

В связи с этим создание надежной экономической системы как фундамента успешного функционирования любой страны и граждан ее населяющих, материализация преобразований в области налогов и налогообложения, своевременное и полное пополнение финансовыми средствами всех уровней бюджетной системы страны немыслимы без сформированного и эффективно действующего механизма налогового контроля.

Участниками налоговых отношений в Российской Федерации со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы.

Каждый из этих органов осуществляет свои функции в сфере налогообложения, рамках своих полномочий, что является осуществлением налоговой политики в Российской Федерации.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение от теории к практике, построение налоговой политики методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой хотя бы основных стратегических аспектов политики сфере налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Реформирование налоговой системы России вызвано отсутствием единого подхода в разработке концепции эффективного налогообложения, неустойчивостью и противоречивостью существующей системы налогообложения, серьезными проблемами в области фискального федерализма, льгот, контроля, нестабильностью налоговой политики и ее непосредственной зависимостью от субъективных и конъюнктурных факторов, способных вызвать долговременную неоптимальность финансовых параметров государственного бюджета.

Новая российская налоговая система должна строиться, исходя из универсальной модели сочетания различных форм налогообложения и проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль будет динамично меняться.