Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы проявления профессионального стресса).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы проявления профессионального стресса
1.1 Понятие профессионального стресса
1.2. Особенности гендерного проявления профессионального стресса
Профессиональный стресс и карьера женщины
Профессиональный стресс и карьера мужчины
ГЛАВА 2 Практические исследования
2.1. Задачи, цели и методики исследования
2.2 Исследования и анализ результатов
6. Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.[28]
7. Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.[29]
8. Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.[30]
-
Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:[31]
- отсутствия работы или длительного ее поиска;
2. конкуренции на рынке труда;
3. кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.
- Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием:[32]
- состояния здоровья;
- семейных проблем;
- эмоциональной неустойчивости;
- заниженной или завышенной самооценки.
К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», «явление психического выгорания», «синдром эмоционального выгорания» и т. д. Под этим явлением понимают «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы». Помимо представителей данной группы профессий (педагогов, психологов, врачей и социальных работников), этот синдром отмечается также у биржевых маклеров, продавцов, работающих в системе сетевого маркетинга, и представителей ряда других профессий, испытывающих длительные эмоциональные перегрузки.[33]
Показано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, занимающие активную жизненную позицию по отношению стресс-факторов, демонстрируют низкие показатели выгорания.[34] Исследователями также отмечается, что профессиональному выгоранию способствует экстернальный локус контроля индивидуума, т. е. перенесение ответственности за свою жизнь на внешние факторы.[35]
Источником «профессионального» стресса у бизнесмена (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор:
- некомпетентные подчиненные;
- недобросовестные партнеры;
- жесткие конкуренты;
- непредсказуемые политики;
- жадные чиновники;
- требовательные клиенты и т. д.
Известный польский ученый А. Кемпински так описывает стресс руководителя: «Типичным примером гиперстенической формы может служить так называемый "директорский невроз", появляющийся у людей, занимающих руководящие посты, которые не могут справиться со своими обязанностями и живут в постоянном напряжении. Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречивые распоряжения. Своим поведением они раздражают окружающих, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раздражению».[36]
Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии.[37]
Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом ложится на их плечи.
Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.
В-третьих — это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма.
В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы. Однако следует заметить, что четвертая причина стрессов (зарплата) не является определяющей, о чем свидетельствуют данные по западным медикам.
Педагогический стресс связан с повышенной моральной ответственностью, которая составляет основу профессиональной квалификации. Любой педагог испытывает колоссальное психоэмоциональное и физическое напряжение на протяжении всего рабочего дня. Стресс педагогов – это не медицинский термин, это скорее состояние души, помогающее адаптироваться к предложенным обстоятельствам и любить свое дело, несмотря на существующие риски.[38]
Психологи, как и врачи, часто характеризуются высокой степенью альтруизма, соучастия, самоотверженности. Казалось бы, психолог должен быть экстравертом, но интровертированный психолог - это вполне нормально, ведь многие идут в психологический вуз, чтобы «разобраться в себе», и достоверно неизвестно, кого больше среди психологов - экстра- или интровертов. Так или иначе, профессиональные качества психолога, к сожалению, держат его в «зоне риска» выгорания.[39]
Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.[40]
1.2. Особенности гендерного проявления профессионального стресса
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».[41]
В нашей стране проблема гендера в психологии приобретает все большую популярность. Заинтересованность к гендерным вопросам стимулирует научные исследования, как на теоретическом, так и на практическом уровне. В трудах отечественных ученых-психологов анализируется небольшая область проблем, затрагивающих гендерные проблемы, а именно: становление и развитие исследований гендера в психологии, особенности организации и протекания гендерных исследований, содержательные черты стереотипов гендера. Работы, представляющие классифицированное и объединяющее гендерное знание в каком-либо аспекте психологии, а также издания обобщающего характера, почти отсутствуют.
Различие между мужчиной и женщиной выражается уже с детства. Мальчики стремятся к самостоятельности: они утверждают свою индивидуальность, пытаясь изолироваться от наставника, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они получают личную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более свойственна групповое занятие. Игры девочек проходят в меньших по величине группах. В этих играх меньше враждебности, больше взаимности, здесь чаще копируют взаимоотношения взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и тесные.[42]
Во взрослых связях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще сосредоточиваются на задачах, женщины - на взаимоотношениях между людьми. Групповые разговоры мужчин чаще информативны; женщинам значимо поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку. В профессиях, которые связаны с опекой и заботой, большую часть составляют женщины. Женщины более склонны к филантропии.[43]
Характерный для мужчин стиль общения подкрепляет авторитет их в окружении. Выступая в роли лидеров в условиях, в которых не имеется жесткого распределения ролей, мужчины склоняются к авторитарности, тогда как женщины - к демократичности. Мужчинам гораздо дается легче проблемно-ориентированный руководящий стиль руководства, тогда как женщинам - стиль социального лидера, который образовывает дух команды. Мужчины на большем уровне, чем женщины, придают смысл удачам, превосходству и преобладанию над другими. Если в предприятии принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже.[44]
Мужская манера общения выдает попечение о самостоятельности, а женский - о взаимной подчиненности. Мужчины более склонны к поступкам, свойственным властным людям- они говорят с напором, прерывают собеседника, прикасаются руками, решительнее смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах) выбирают менее прямые способы влияния на собеседника, отвечающие женскому осознанию связей между людьми, - они меньше перебивают, более корректны и учтивы, менее самоуверенны.[45]
В современном обществе сложилось представление, что определенные профессии являются либо мужскими, либо женскими. Например, считается, что в сфере обслуживания в основном заняты женщины. Но данная сфера профессиональной деятельности не является только женской. Ведь во многих современных ресторанах шеф-поварами являются мужчины. В парикмахерских успешно работают как женщины, так и мужчины. Женщины водят автомобили, трудятся на заводах, справляясь с тяжелой физической работой, мужчины занимаются пошивом одежды, работают продавцами в магазинах, кондитерами, секретарями на фирмах. Таким образом, разделение труда по половому признаку в наши дни, как правило, отсутствует.[46]
Женщины неохотно осваивают те сферы деятельности, в которых преобладают мужчины, работая, в основном, в непроизводственной сфере, где труд связан с выполнением обслуживающих функций, считается малопрестижным и малооплачиваемым. Многие из них не хотят осваивать «мужские» профессии, так как лучше чувствуют себя на «женской» работе, которая им знакома на бытовом уровне, к которой они лучше подготовлены.
Меньшая занятость женщин в традиционно мужских профессиях обусловлена и тем обстоятельством, что их не принимают на работу, считая менее ценными работниками по сравнению с мужчинами. Но в то же время, дискриминации по половому признаку при приеме на работу подвергаются и мужчины, если они устраиваются на «женские» должности.[47]
В современных условиях экономического кризиса мужчины и женщины находятся в одинаково сложной, травмирующей обстановке. Однако, женщины, в отличие от мужчин, переносят стресс тяжелее. [48]
Рассмотрим в таблице реакцию на стресс у мужчин и женщин:
Реакция на стресс у мужчин |
Реакция на стресс у женщин |
приобретение психических расстройств |
нервная анорексия |
ограничения двигательной активности |
булимия |
потеря слуха и зрения, памяти |
головные боли или приступы парализующего страха |
сексуальные расстройства |
у женщин существует специфические физиологические женские стрессы, связанные с важными жизненными циклами |
формируются механизмы ложной адаптации |
головные боли |
защитная психологическая реакция отрицания и неприятие боли, что приводит к более поздней диагностике и лечению патологических нарушений |
Стресс может даже стать причиной бесплодия и серьезных проблем с сексуальной жизнью |
Алкогольная зависимость |
депрессия и волнение |
Учитывая преобладания в раннем возрасте правого полушария, мальчик вырабатывает немедленную и непосредственную реакцию на стресс. Тестостерон провоцирует высокую активность, самоуверенность, повышает способность концентрации на ситуации и выхода из нее через действие |
Женский организм иначе реагирует на стресс, чем мужской. Он выбрасывает в кровь больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. |
Таким образом, можно сказать, что реакции мужчин и женщин на стресс во многом разняться не из-за личностных и биологических особенностей, но из-за воспитания, определенных норм общества, которые их с рождения приучают соблюдать. Хотя значения физиологии преуменьшать не следует, в стрессовых ситуациях мужчинам свойственно замыкаться в себе, чтобы в одиночку "переварить" проблему и связанные с ней переживания, тогда как женщин прямо-таки захлестывают эмоции. В такие минуты, чтобы взять себя в руки, мужчинам и женщинам требуются совершенно разные вещи. Мужчине становится легче, когда он принимается за решение проблемы, а женщине - когда она говорит о ней.[49]