Файл: Управление миграционными процессами ( ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Период после распада СССР стал серьезным испытанием для России и с политической, и с социально-экономической, и с демографической, и с миграционной точек зрения. Неблагоприятные демографические тенденции, убыль и старение населения были отчасти компенсированы притоком международных мигрантов, как временных, так и постоянных, из других бывших союзных республик, однако многочисленные упущения в сфере управления миграцией привели к тому, что миграционная привлекательность России снизилась, а миграция превратилась в причину напряженности в обществе и орудие внутриполитической борьбы. Причиной этих упущений явилось, среди прочего, отсутствие стратегической направленности и концептуальной согласованности принимаемых управленческих решений в миграционной сфере. В результате - в отличие от предшествующих исторических периодов - миграционная политика в постсоветской России оказалась не в состоянии «встроиться» в общенациональную стратегию и превратить миграцию в действенный ресурс развития страны.

Концепция государственной миграционной политики, утвержденная в 2012 г., несмотря на декларируемую нацеленность на реализацию «положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах» так и не смогла обеспечить внутреннюю логику реализуемых на практике мер управления миграционными процессами. Важнейшие вопросы, стоящие перед страной, относительно обеспечения желательных масштабов, структуры и направлений миграционных потоков и превращения миграции из фактора, осложняющего развитие России, в фактор, способствующий ее поступательному развитию, так и остаются без ответа.

Разработанность рассматриваемой научной проблемы обусловлена значительным объемом соответствующих комплексных и прочих исследований. По сведениям Российской государственной библиотеки исследование миграционных потоков затрагивались в 1561 кандидатских и докторских диссертациях, защищенных с 2013 по 2018 год. При подготовке курсовой работы использованы основные результаты теоретических исследований миграции населения. Следует отметить вклад в разработку данной проблематики таких современных исследователей как: С. И. Абылкаликов, Е. В. Балановская, М. С. Блинова, Т. Ю. Браиловская, В. А. Волох, М. Б. Денисенко, Ю. Г. Ефимов, В. А. Ионцев, И. В. Ивахнюк, Л. Л. Рыбаковский, С. В.Рязанцев, М. А. Сажина, О. Фомичева, И. П. Цапенко, Т. А.Шаклеина и других российских ученых.


Объектом исследования являются миграционные процессы.

Предметом исследования является анализ динамики миграционных потоков в России и Псковской области.

Целью исследования является изучение теоретико-методологических основ анализа и регулирования миграции населения, определение особенностей регулирования миграционных процессов в России и Псковской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность миграции населения;

- проанализировать научные подходы к изучению процессов миграции населения;

- провести анализ миграционных процессов в России ;

- проанализировать миграционную ситуацию в Псковской области.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Сущность миграции населения

Миграция населения представляет собой сложный многомерный пространственно-временной феномен и общественный процесс, затрагивающий практически все стороны политической, социальной, экономической, культурной жизни общества, непосредственно влияющий на его демографическую структуру. Проблемы миграции, ввиду своей многозначности, являются одной из немногочисленных областей исследования, находящейся на стыке различных научных школ, теорий и подходов. Несмотря на длительную историю изучения миграции в рамках различных отраслей знания, в настоящее время в зарубежной и отечественной миграциологии, в международных и российских нормативно-правовых актах не дано однозначных определений понятий «миграция, «мигрант», «управление миграционными процессами». Это связано со сложностью и неоднозначностью данного феномена и вытекающих конструктов. Однако перечисленные термины используются в ряде официальных документов, в результате чего возникают сложности при практической реализации миграционной политики на различных уровнях власти. Следовательно, актуализируется вопрос о необходимости унификации терминов на всех уровнях управления.


Так, например, только отечественные ученые предлагают более сорока определений миграции, более десяти классификаций ее видов[1]. Отсутствие общих базовых дефиниций и унифицированного миграционного законодательства как отдельной отрасли права приводит к серьезным юридическим коллизиям и затрудняет как междисциплинарный диалог, так и взаимоотношения представителей власти, экспертного сообщества, бизнес-структур и гражданского общества. Для решения данной проблемы в мае 2013 г. депутаты Государственной Думы ФС РФ и члены ФМС России приступили к разработке Миграционного кодекса РФ. По замыслу экспертов, новый документ, состоящий из общей и особенной частей, должен регулировать весь комплекс миграционно-правовых отношений, регламентировать сферу миграции с учетом формирования механизмов эффективного управления, а также устранить противоречия в трактовках. В общей части кодекса планируется детально прописать определение основных понятий в области миграции, а в особенной части будет содержаться перечень существующих миграционных режимов.

В справочнике по терминологии в области миграции, изданном при поддержке Европейского Союза, миграция понимается как «процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны, охватывающий любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин; включающий передвижение беженцев, перемещенных лиц, выселенных людей и экономических мигрантов»[2]. Опираясь на социально-экономический подход, исследователь Т. Ю. Браиловская предлагает следующую трактовку: «Миграция – это система социально-экономических отношений между населением, государством и институтами общества, возникающая в процессе территориального перемещения группы экономически активного населения в целях улучшения жизни и труда, и получения социально-экономического статуса»[3]. Российские исследователи В. А. Волох, Т. И. Куценко, Ю. В. Рощин приводят следующее определение трудовой миграции: «отношения перераспределения человеческих ресурсов по территории страны или между странами мира, обусловленные развитием производства и самого человека»[4]. Наиболее цитируемой и признанной в отечественной науке является трактовка Л. Л. Рыбаковского: миграция – это «любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности»[5].


По мнению Л. Л. Рыбаковского, миграционный процесс – это «происходящая в определенных пространственно-временных рамках серия миграционных событий»[6]. Стоит отметить, что эта трактовка универсальна, системна. Для определения методологических подходов к управлению миграционными процессами представляется актуальной концепция «трехстадийности миграционного процесса», позволяющая понять сущность миграции населения как объекта политического управления. Миграционный процесс включает в себя следующие стадии: «исходная – процесс формирования территориальной подвижности населения; основная – непосредственно переселение населения; заключительная – приживаемость мигрантов в местах переселения, их адаптация и интеграция». Управляющее воздействие на первой стадии миграционного процесса включает средства внешней помощи развитых стран государствам-донорам миграционной силы, направляемые в рамках содействия международному развитию. К этому этапу также относится домиграционная подготовка иностранных граждан в странах исхода. Это может быть расценено как переход от ситуационного реактивного к проактивному, превентивному миграционному управлению. На второй стадии переселения актуализируется проблема эффективности деятельности органов иммиграционного контроля, позволяющего не допустить перемещение нежелательных с точки зрения государства приема мигрантов. Также на этом этапе необходимо проведение мероприятий, нацеленных на расселение мигрантов в регионы, в которых наблюдается нехватка рабочей силы. На третьей стадии наиболее значимыми представляются меры по адаптации и интеграции мигрантов, препятствующие образованию этнических анклавов и способствующие гармоничному включению мигрантов в социум. Таким образом, при переходе одной стадии в другую явно проявляется взаимозависимость и взаимообусловленность управления миграционными процессами качеством, содержанием направлений деятельности субъектов этих процессов.

Российским исследователем В. А. Ионцевым в 1999 г. была разработана обширная классификация основных теоретических подходов к изучению миграции населения. Им было выделено 17 научных подходов к феномену миграции, содержащих 45 научных теорий и концепций. К 2012 г., по словам исследователя, количество концепций увеличилось до 63[7]. Это свидетельствует о востребованности и актуальности миграционной проблематики.

С позиций исторического подхода миграция явилась первопричиной и инициатором процессов интернационализации и глобализации мирового сообщества. На современном этапе исторического развития сами процессы глобализации становятся основной движущей силой миграционной подвижности населения, выполняющей функцию катализатора в их развитии. Миграция превращается в глобальный мегатренд современности – «объективный крупномасштабный долгосрочный процесс мирового развития, определяющий качественное содержание текущего состояния миросистемы»[8]. Феномен ускорения социального времени будет усиливать и закреплять сложившую тенденцию. Соответственно, с учетом того, что миграция является объективным историческим процессом, то она в принципе по своей сущности малоуправляема, так как механизмы государственного управления не справляются в условиях интенсификации трансграничных перемещений, что актуализирует потребность в выработке основных принципов политического управления миграционными процессами.


При анализе миграционных процессов в мире было отмечено, что общий поток рабочей силы во время первой волны глобальной интеграции, датируемой экспертами МВФ в период с 1870 по 1914 гг., составил около 10% мирового населения (1,6 млрд. человек), что в три раза превосходит нынешние пропорции[9]. В указанный период появляются фундаментальные работы английского исследователя Э. Равенштейна, выявившего общие базовые закономерности развития трансграничных перемещений, названные впоследствии законами миграции.

К числу этих законов относятся следующие постулаты:

- миграция преимущественно осуществляется на короткие расстояния;

- миграция – это постепенный, пошаговый процесс;

- на значительные расстояния миграционные потоки направляются преимущественно в мегаполисы;

- у каждого миграционного потока есть контрпоток;

- сельские жители больше городских склонны к миграции и преимущественно направляются в крупные города;

- женщины более активны во внутренних миграциях, а мужчины – в между-народных;

- большинство мигрантов – это взрослое население, семьи редко участвуют в международной миграции;

- миграция более значимый фактор роста крупных городов, чем естественный прирост населения;

- с развитием транспорта, торговли, промышленности увеличиваются масштабы миграции;

- главная причина миграции – экономическая[10].

Как следует из указанных законов, основные магистральные миграционные потоки направляются в экономически развитые районы и возрастают с увеличением научно-технического прогресса, то есть развития промышленности и торговли, а также усовершенствования средств транспорта и коммуникаций. Стоит отметить, что законы носят преимущественно описательный характер, в них отсутствует объяснение факторов, способствующих воспроизводству и поддержанию миграции, не определена роль государства в регулировании миграционных перемещений. Тем не менее большинство из описанных Э. Равенштейном законов являются актуальными, что свидетельствует об их объективности.

Ретроспективный анализ глобальных миграционных волн третьего тысячелетия, вовлекших по данным, представленным в сентябре 2013 г. в Докладе экспертов ООН, 232 млн. человек, демонстрирует, что они значительно отличаются от предшествующих потоков. Увеличивается масштаб, интенсивность и разнонаправленность миграционных потоков, усложняются их структурные характеристики, происходит диверсификация по правовому, социальному, этническому, конфессиональному, профессиональному, а также возрастному и гендерному составу. По мнению одного из основателей классического евразийства П. Н. Савицкого, каждая территория земного шара представляет собой особое «месторазвитие», имеющее собственную миграционную историю, что актуализирует значимость национального и субнационального уровней политической системы в управлении миграционными процессами. Эту позицию подтверждают данные исследований геногеографии, – миграционные процессы являются не только составной частью эволюции человечества, но и важнейшим фактором в развитии как глобальной, так и локальных цивилизаций[11].