Файл: Управление миграционными процессами ( ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 16 - Динамика общей миграции населения Псковской области за 2016 – 2018 гг., чел.

Из данного рисунка видно, что в 2017 году произошла миграционная убыль населения, однако уже в 2018 году данный показатель вырос и произошел миграционный прирост. Сравнивая количество прибывших и выбывших по годам, видно, что данные показатели ежегодно уменьшаются.

Рисунок 17 - Динамика количества въездов мигрантов в Псковскую область за 2016 - 2018 гг., ед.

Данные автоматизированной системы аналитической отчетности подтверждают, что в силу сложившихся территориальных особенностей, основная часть миграционных потоков в регионе - транзитные и с 2015 года имеют устойчивую отрицательную динамику.

Количество въездов в Псковскую область за 2016 - 2018 года сократилось.

В 2018 году сокращение составило 710 въездов по сравнению с 2016 годом, и 194 по сравнению с 2017 годом.

Рисунок 18 - Динамика количества выездов мигрантов в Псковскую область за 2016 - 2018 гг., ед.

Количество выездов в Псковскую область в 2018 году сократилось на 807 выездов по сравнению с 2016 годом, и на 325 выездов по сравнению с 2017 годом.

Псковская область - субъект Российской Федерации, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами - на западе с Эстонией, протяженность границы - 270 км, и Латвией - 214 км, на юге с Республикой Беларусь - 305 км.

Особенностью миграционной ситуации в Псковской области является:

- с одной стороны - наличие Государственной границы с Латвийской

и Эстонской Республиками с функционированием на ней государственных структур, что позволяет достаточно эффективно осуществлять контроль за въездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства и бороться с незаконной миграцией;

- с другой стороны - отсутствие контролирующих органов на границе с Республикой Беларусь, что позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства относительно бесконтрольно прибывать в Российскую Федерацию с территории РБ и через ее территорию.

Структура въезда остается практически неизменной на протяжении последних лет: наибольший удельный вес имеют граждане стран Балтии - 92 % и государств Евросоюза - 5 %, СНГ - 2,8 %.

Число въехавших граждан из стран Азии, Америки, Африки незначительно, и не превышает 0,1 %.

Рисунок 19 - Виды стран въезда мигрантов

Данная диаграмма показывает, что в основном въезд осуществляется со стран Балтии и составляет 92 % от общего числа въехавших на территорию Псковской области.


Цели, по которым иностранные граждане прибывают в Псковскую область следующие (рис. 20):

Рисунок 20 - Виды целей прибытия мигрантов в Псковскую область

Данная диаграмма показывает, что основными целями въезда на территорию области являются причины частного характера - 42 %, а также туристическая - 20 %. Таким образом, можно констатировать наличие следующих проблем:

1) отсутствие центра временного размещения прибывающих мигрантов;

2) дисбаланс спроса и предложения на рынке труда для мигрантов;

3) нехватка мест в образовательных учреждениях для детей в составе семей мигрантов.

Первая проблема подтверждается анализом опроса мигрантов. Среди мигрантов было опрошено 50 человек и задан им один вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемой временного размещения пребывая на территорию Псковской области?».

Рисунок 21 - Результаты ответа мигрантов на вопрос «Сталкивались ли вы с проблемой временного размещения?»

Как видно из диаграммы большинство мигрантов, прибывающих на территорию Псковской области, сталкивались с проблемой временного размещения, а именно 38 человек из 50 опрошенных, что составило 76 %. 12 человек (или 24 %) из 50 опрошенных отметили, что данных проблем у них не возникало. При реализации государственной программы в Псковской области имеется нерешенный проблемный вопрос - отсутствие центра временного размещения прибывающих мигрантов. Многим переселенцам необходима помощь в первичном жилищном обустройстве. Проживание мигрантов на территории пребывания, следует отметить, что в рамках программы жилье мигрантам не предоставляется. Большинства семей приходится снимать жилье, наименьшее количество останавливаются для проживания у родственников. Государственным комитетом Псковской области по труду и занятости населения для мигрантов, желающих переселиться в Псковскую область, предусмотрены вакансии (рис. 22)[47].

Рисунок 22 - Количество вакансий, предусмотренных для мигрантов, желающих переселиться в Псковскую область за 2016 - 2018 гг.

Количество вакансий, предусмотренных для мигрантов, желающих переселиться в Псковскую область, за исследуемый период ежегодно увеличивается. В конце исследуемого периода увеличение показателя произошло на 431 единицу. Рассмотрим заполнение вакантных мест, предусмотренных для мигрантов (рис. 23).

Рисунок 23 - Заполнение вакантных мест, предусмотренных для мигрантов за 2016 - 2018 гг.

Как видно из диаграммы количество предлагаемых вакансий несколько больше, чем реально на них трудоустроенных мигрантов. Основная причина проблемы трудоустройства заключается в отсутствии соответствующей специальности или квалификации на предлагаемую вакансию, а так же нехватка мест по соответствующим мигрантам квалификациям.


Таким образом, в 2017 году в Псковской области произошла миграционная убыль населения, однако уже в 2018 году данный показатель вырос и произошел миграционный прирост. Сравнивая количество прибывших и выбывших по годам, мы увидели, что данные показатели ежегодно уменьшаются.

Количество выездов в Псковскую область в 2018 году сократилось на 807 выездов по сравнению с 2016 годом, и на 325 выездов по сравнению с 2017 годом.

Особенностью миграционной ситуации в Псковской области является:

- с одной стороны - наличие Государственной границы с Латвийской

и Эстонской Республиками с функционированием на ней государственных структур, что позволяет достаточно эффективно осуществлять контроль за въездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства и бороться с незаконной миграцией;

- с другой стороны - отсутствие контролирующих органов на границе с Республикой Беларусь, что позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства относительно бесконтрольно прибывать в Российскую Федерацию с территории РБ и через ее территорию.

Структура въезда остается практически неизменной на протяжении последних лет: наибольший удельный вес имеют граждане стран Балтии - 92 % и государств Евросоюза - 5 %, СНГ - 2,8 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция - процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны, охватывающий любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин; включающий передвижение беженцев, перемещенных лиц, выселенных людей и экономических мигрантов.

Исторический, экономический, социологический, системный и политологический подходы дают комплексное представление о многомерности, сложности миграции, что обусловливает формирование, содержание и реализацию направления политического управления миграционными процессами. Сохранение базовых причин миграции и появление новых факторов в условиях глобализации, с учетом многозначности и многоплановости последствий миграции для принимающих стран актуализирует необходимость создания эффективной системы многоцелевого политического управления миграционными процессами с целью усиления и накопления положительного эффекта и снижения политических рисков миграции.

Начиная с 2008 года в стране был достигнут и в дальнейшем практически ежегодно (за исключением 2011 года) превышался один из целевых показателей, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года - обеспечение к 2016 году миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.


Объемы и интенсивность внутренней миграции по прибытию в 2006 – 2018 годах имели выраженную тенденцию к росту, хотя и несколько снижались в кризисные годы.

Изменялась в 2006 – 2017 годах также структура направлений внутренней миграции. Она стала приобретать все более открытый характер, свидетельством чего является достаточно стабильное снижение удельного веса миграции населения внутри субъектов Российской Федерации и соответствующее увеличение доли межрегиональных перемещений.

Существенную роль в миграции населения в России выполняет также внешняя (межгосударственная) миграция, обеспечивая в том числе миграционный прирост населения страны.

Согласно данным Росстата об объемах и направлениях внешней (межгосударственной) миграции в 2008 – 2018 годах, наблюдался достаточно устойчивый рост численности лиц, прибывших из зарубежных стран, за исключением периода экономического кризиса, когда число прибывающих сокращалось. Рост прибытий обеспечивался главным образом за счет жителей стран СНГ, в значительно меньшей степени - за счет мигрантов из других государств.

Одновременно с этим в 2008 – 2018 годах происходило выбытие населения из России за границу - как в страны СНГ, так и в другие государства. Однако динамика выбытий в рамках внешней миграции носила несколько иной характер. Относительную стабильность выбытий в 2008 – 2012 годах (колебания в интервале от 37 до 47 тыс. человек) сменил скачкообразный рост, начавшийся в 2013 году на отметке 122,7 тыс. человек и продолжавшийся до 2018 года, когда выбытие достигло 377,1 тыс. человек. При этом увеличился объем выбытий как в страны СНГ, так и в другие государства.

Исходя из приводимых данных, можно сделать вывод о том, что сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней (межгосударственной) миграции в России в период кризиса возобновилось в посткризисные годы и вплоть до 2018 года имело достаточно устойчивый характер.

В 2017 году в Псковской области произошла миграционная убыль населения, однако уже в 2018 году данный показатель вырос и произошел миграционный прирост. Сравнивая количество прибывших и выбывших по годам, мы увидели, что данные показатели ежегодно уменьшаются.

Количество выездов в Псковскую область в 2018 году сократилось на 807 выездов по сравнению с 2016 годом, и на 325 выездов по сравнению с 2017 годом.

Особенностью миграционной ситуации в Псковской области является:

- с одной стороны - наличие Государственной границы с Латвийской

и Эстонской Республиками с функционированием на ней государственных структур, что позволяет достаточно эффективно осуществлять контроль за въездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства и бороться с незаконной миграцией;


- с другой стороны - отсутствие контролирующих органов на границе с Республикой Беларусь, что позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства относительно бесконтрольно прибывать в Российскую Федерацию с территории РБ и через ее территорию.

Структура въезда остается практически неизменной на протяжении последних лет: наибольший удельный вес имеют граждане стран Балтии - 92 % и государств Евросоюза - 5 %, СНГ - 2,8 %.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абылкаликов С. И. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Электронный журнал Бизнес. Общество. Власть. 2012. №12. - С. 1-19.
  2. Балановская Е. В. Генетические следы исторических и доисторических миграций: континенты, регионы, народы // Вестник ВОГиС. 2019. Т. 13. № 2. - С. 401-409.
  3. Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения : дис. ... канд. соц. наук. М., 2018. – С. 152.
  4. Браиловская Т. Ю. Институциональные особенности государственного регулирования миграции населения в России : автореф. дис. … канд. экон. наук. Челябинск, 2012. – С. 24.
  5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб, 2018. – С. 45.
  6. Волох В. А., Куценко Т. И., Рощин Ю. В. Управление международной трудовой миграцией. М., 2016. - С. 21.
  7. Волох В. А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации : состояние, тенденции, пути оптимизации : дис. … докт. полит. наук. М., 2017. – С. 149.
  8. Денисенко М. Б., Ионцев В. А., Хорев Б. С. Миграциология. М., 1989. – С. 91.
  9. Ефимов Ю. Г. Миграция в современном политическом процессе: автореф. дис. … докт. по-лит. наук. Ставрополь, 2017. – С. 41.
  10. Ионцев В. А. Классификация основных теоретических подходов в изучении миграции населения // Миграция в России. 2000-2012. Т.1. Ч.3. М., 2013. - С. 49-58.
  11. Ивахнюк И. В. Формирование и функционирование евразийской миграционной системы: автореф. дисс. … докт. экон. наук. М., 2018. – С. 41.
  12. Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред. Ж. И. Зайончковской, И. Н. Молодиковой, В. И. Мукомеля. М., 2017. – С. 228.
  13. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: вопросы теории. М., 2013. – С. 112.
  14. Рязанцев С. В. Мировой рынок труда и международная миграция. М., 2015. – С. 234.
  15. Сажина М. А. Экономическая теория. М., 2012. – С. 512.
  16. Справочник по терминологии в области миграции (рус-англ). / сост. О. Подзоровкина. М., 2011. – С. 114.
  17. Фомичева О. В. Становление системы многоуровневого управления международной миграцией : концептуальное и технологическое измерения : дис. … канд. полит. наук. Нижний Новгород, 2010. – С. 241.
  18. Цапенко И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран. М., 2019. – С. 143.
  19. Шаклеина Т. А. Мегатренды: основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке. М., 2013. – С. 201.
  20. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю. П. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2017. - С. 284.
  21. Эпштейн Н. Д. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения М., 2013. – С. 86.
  22. Юдина Т. Н. Миграция : словарь основных терминов. М., 2017. – С. 47.
  23. Glick Schiller N. From Immigrant to Transmigrant : Theorizing Transnational Migration // Anthropological Quarterly. 1995. Vol. 68, No. l. - Р. 48-63.
  24. Harris J., Todaro M. Migration, unemployment and development : a two-sector analysis // American Economic Review. 1970. №60. - P. 126-142.
  25. Kritz M., Lim L., Zlotnik H. International Migration Systems : A Global Approach. Oxford 1992. - Р. 205-220.
  26. Lee E. A Theory of Migration. // Demography. 1966. Vol. 3, No.1. - Р. 47-57.
  27. Piore M. Birds of Passage : Migrant Labor and Industrial Society. New York, 1979. Р. – 203.
  28. Ravenstein E. G. The laws of migration // Journal of the Statistical Society. 1989. Vol. 52 (2). - Р. 241-305.
  29. Friedman М. on Economics : Selected Papers by Milton Friedman // G.S. Becker (ed). Chicago, 2018. – Р. 114.
  30. Soysal Y. Limits of Citizenship : Migrants and Postnational Membership in Europe. Chicago, 1994. - P. 120.
  31. Weiner M. The Global Migration Crisis. New York, 1995. 253 p.; Zolberg A. R. The Next Waves: Migration Theory for a Changing World // International Migration Revue. 1989. № 23. - Р. 403-430.
  32. Zelinsky W. The hypothesis of the mobility transition // Geographical Review. 1971. Vol. 61. - Р. 219-249.
  33. Министерство внутренних дел Российской Федерации // Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс] // URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya
  34. Федеральная служба государственной статистики // Население [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/