Файл: Управление миграционными процессами ( ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным фактором, определяющим современные глобальные миграции, является растущий дисбаланс в демографическом развитии. За прошлое столетие население планеты увеличилось с 1,6 до 6,2 млрд. человек и продолжает увеличиваться, составив, согласно данным ООН, к началу 2012 г. семь млрд. человек, из которых 82% граждан проживает в развивающихся странах. По прогнозу ООН к 2050 году численность населения составит 9,3 млрд. человек, что при старении и депопуляции населения развитых стран создаcт серьезное демографическое давление. Согласно теории демографического (мобильного) перехода В. Зелинского в настоящее время на стадии «демографического взрыва», характеризующегося высокими темпами прироста населения, вызванного процессами модернизации общества и развитием здравоохранения, находится большое количество развивающихся стран[29]. В связи с этим в работах ряда исследователей, в том числе и отечественных, территориальные перемещения населения все более соотносят с проблемами демографической безопасности, под которой понимается «защищенность социально-экономического развития общества от внутренних и внешних демографических угроз, обеспечивающей как минимум сохранение геополитического, экономического, этнического статуса государства»[30]. Следует отметить, что мигранты в данном контексте могут выступать в качестве замещающего населения страны приема, что вызывает ряд дополнительных рисков.

В связи со сложностью и многоплановостью феномена миграции в современных исследованиях начинают преобладать системные и междисциплинарные исследования, основанные на комплексном анализе совокупности взаимодействий, реализуемых в различных странах и между ними. Так, в 1990-х гг. Х. Злотник, М. Критцем, Л. Лимом была представлена концепция миграционных систем, основанная на комплексной, системной трактовке сущности, многообразия, особенностей миграционных потоков. Теория предполагала их исследование в конкретном историческом контексте миграционного взаимодействия определенных стран[31]. Международная миграционная система понимается исследователями как группа стран, связанная с посылающими государствами не только значительными потоками людей, но и историческими, культурными, технологическими связями. Кроме того, миграционная система функционирует одновременно в политическом, социальном, экономическом, демографическом пространствах, транформация которых образует единое временное измерение, которое необходимо учитывать при анализе динамических характеристик миграционных потоков. Таким образом, данный подход включает в себя темпоральную и диахронную составляющие. В соответствии с этой трактовкой отечественный исследователь И. В. Ивахнюк определила миграционную систему как «группу стран, связанных между собой масштабными и устойчивыми миграционными связями, которые являются результатом действия ряда факторов и приводят к структурным трансформациям в странах въезда и выезда мигрантов»[32]. Согласно концепции, предложенной И. В. Ивахнюк, выделяются крупнейшие миграционные системы мира – Североамериканская, Азиатско–тихоокеанская, Европейская, Ближневосточная, Южноамериканская, Евразийская. Следует отметить, что такой подход актуализирует управление миграционными процессами на наднациональном уровне, а также важность гармонизации миграционного законодательства принимающих и отдающих мигрантов стран внутри миграционной системы.


В работах Д. Массея, названных синтетической теорией миграции, предпринята попытка на основе объединения различных теорий дать всеобъемлющее объяснение международной миграции с целью разработки эффективной государственной политики[33]. Исследователь пришел к следующим выводам: международная миграция – это результат, в первую очередь, экономического развития; иммиграция – это естественное следствие масштабных процессов экономической и социально-политической интеграции государств; по мере получения опыта международными мигрантами мотивация изменяется, и помимо желания заработать, возникает стремление к натурализации; с течением времени миграция имеет тенденцию к расширению и созданию собственной разветвленной инфраструктуры. При этом Д. Массей говорит о возможности создания всеобъемлющей модели международной миграции. С целью дальнейшего анализа и прогнозирования миграционных процессов для политического управления необходим анализ влияния развития рынков на миграцию. Миграция в странах исхода – результат структурного преобразования общества вследствие расширения рыночной экономики во всех областях социально-экономической жизни[34]. Стоит отметить, что в рамках данного подхода рассматривается, в первую очередь, феномен иммиграции.

С 1990-х гг. XX века интерес к теории и практике миграционных исследований начал формироваться в рамках политологического подхода. Наиболее актуальными темами исследования являются изучение роли национального государства в управлении миграционными потоками, вопросы оптимизации миграционной политики государства и эффективности иммиграционного контроля[35]. Также значимой темой является воздействие миграции на институты суверенитета и гражданства, взаимосвязь миграции с политикой национальной безопасности. Важными представляются проблемы инкорпорации, социальной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. При этом политология дополняет исследования социальной и экономической инкорпорации мигрантов изучением политической интеграции в принимающий социум, исследуя проблемы обретения гражданства и политических прав. Для этнополитологии представляют интерес, в частности, проблема мобилизации этничности, под которой понимается «превращение этничности из психологического, культурного или социального фактора в самостоятельную политическую силу с целью изменения статуса в общей системе этнонациональной стратификации общества». Это свидетельствует о расширении участия мигрантов в жизни принимающего сообщества.


Согласно политологической концепции миграции (М. Вейнер, А. Доути, А. Золберг) международная миграция – взаимодействие между государствами приема и исхода, при котором передается юрисдикция, связанная с тем, что мигранты, прекращая быть членами государства приема, становятся членами государства исхода[36]. Мир – это множество индивидов, которые, используя возможность выбора, желают улучшить уровень жизни и могут переехать из одной юрисдикции в другую[37]. Таким образом, международная миграция может вызвать рост противоречий между интересами индивидов, общества, государства. Особый интерес в рамках этого подхода представляет институциональная теория миграции, значительный вклад в развитие которой был внесен К. Бретелл, А. Золбергом, Ж. Тапиносом, Дж. Холлифилдом[38]. По их мнению, миграционные процессы усиливаются по мере развития различных акторов (общественных и коммерческих структур, органов власти, международных организаций), оказывающих помощь мигрантам. К ним относятся, в частности, агентства по зарубежному трудоустройству, способствующие расширению экономически мотивированной миграции. Действительно, лицензирование частных рекрутинговых агентств, а также сокращение числа многочисленных фирм-посредников, в том числе и теневых, может способствовать упорядочению потоков внешней миграции.

В последние десятилетия наметился сдвиг с изучения причин и теорий миграции на исследование ее последствий для принимающих и отдающих стран, локальных сообществ. Международная миграция оказывает влияние на социально-экономическое, демографическое, культурное, научно-образовательное и политическое развитие принимающих стран. В условиях депопуляции миграция экономически-активного молодого населения выполняет замещающую функцию и восполняет дефицит трудовых ресурсов, необходимых для поддержания и нормального функционирования систем социального и пенсионного обеспечения. Участвуя в производстве и потреблении национальной продукции, выплачивая налоги и социальные взносы, делая сбережения, мигранты способствуют росту ВВП и оказывают заметное воздействие на экономическое развитие принимающих стран. Экономия на образовательных затратах и профессиональной подготовке при привлечении высококвалифицированных и уникальных специалистов, а также создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций и внедрения новых технологий является безусловным положительным эффектом от миграции. При этом предполагается, что речь идет о легальных формах пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Следует отметить, что присутствие большого количества низкоквалифицированных мигрантов может также иметь отдаленный положительный эффект в виде стимулирования вертикальной восходящей мобильности местного населения.


Необходимо учитывать, что прием воссоединяющихся членов семей, беженцев и вынужденных переселенцев автоматически увеличивает число иждивенцев, проживающих на социальные пособия, что создает определенные противоречия. Миграция может оказывать как первичное воздействие на демографическую ситуацию принимающих государств, осуществляемое за счет импорта населения, так и вторичное, благодаря увеличению рождаемости среди мигрантов. Рациональное распределение трудовых ресурсов способствует сглаживанию региональных диспропорций, а также удовлетворяет потребности рынка труда в отраслях, непривлекательных для местного населения, что поддерживает структурное равновесие на рынках труда. В то же время массовый ввоз неквалифицированной рабочей силы способствует блокированию, торможению внедрения трудосберегающих технологий и обновления производства, что препятствует инновационному развитию принимающих государств. Массовый приток мигрантов приводит к обострению ситуации на национальных рынках труда из-за конкуренции за рабочие места и снижения заработных плат местных работников, так как иностранные граждане соглашаются работать за меньшее вознаграждение, что создает риск демпинга заработной платы и рост социальной напряженности. Практически бесспорные положительные и негативные экономические эффекты от миграции для стран-доноров и государств-реципиентов становятся очевидными через короткий промежуток времени и поддаются формализованным математическим вычислениям. Но политические эффекты от миграции ввиду своей специфики проявляются через длительное время и сложнее поддаются прогнозированию и моделированию. Стоит отметить, что, например, такое явление, как терроризм, преимущественно связано с выходцами из мигрантской среды. В связи с этим возникает необходимость в рассмотрении миграции в контексте политической сферы жизни социума.

Объектом нового направления в российской политической науке – политической миграциологии, разработанного Ю. Г. Ефимовым, являются миграционные процессы как часть политической реальности. Исследователь доказал, что в условиях глобализации миграционные потоки становятся неотъемлемым компонентом политического процесса. Это проявляется в политизации миграции, с одной стороны, и в детерминированности политики миграцией, с другой стороны. Следует отметить, что эффект политизации миграции проявляется в желании мигрантов артикулировать собственные культурные, социально-экономические, политические и конфессиональные интересы путем создания новых общественных движений и политических партий. На примере современных развитых государств можно наблюдать, что миграционная тематика действительно превращается в один из основных вопросов межпартийной политической борьбы. Рост политической культуры и активности мигрантов вызывает внутриполитические сдвиги и способствует изменению политической реальности принимающего общества, что может создавать реальную угрозу национальной и общественной безопасности. По мнению Ю. Г. Ефимова детерминированность политических процессов миграцией проявляется в том, что государства приема вынуждены корректировать социально-экономическую политику с целью адаптации и интеграции мигрантов в социум для обеспечения целостности государства[39]. Таким образом, миграция является причиной и одновременно последствием изменения государственной политики.


Влияние миграции на политическую сферу государств-реципиентов отражается на экономическом развитии. Это проявляется в форме усиления политических рисков. По мнению большинства экспертов, политические последствия международной миграции имеют, как правило, дестабилизирующий и конфликтогенный характер. Массовый приток инокультурных иммигрантов, превращая государства приема в совокупность поликультурных социальных групп, актуализирует вопросы межнационального и межконфессионального взаимодействия. Снижение толерантности местного населения вызывает ответную протестную реакцию со стороны иммигрантов. В числе политических последствий миграции, в особенности нелегальной, оказывающих влияние на национальную и общественную безопасность, стоит отметить рост террористических и криминогенных угроз, а так-же распространение расизма, национализма, ксенофобии, экстремизма и правого радикализма. Также нельзя забывать про риск «размывания» титульной нации вследствие масштабного притока мигрантов.

Таким образом, исторический, экономический, социологический, системный и политологический подходы дают комплексное представление о многомерности, сложности миграции, что обусловливает формирование, содержание и реализацию направления политического управления миграционными процессами. Сохранение базовых причин миграции и появление новых факторов в условиях глобализации, с учетом многозначности и многоплановости последствий миграции для принимающих стран актуализирует необходимость создания эффективной системы многоцелевого политического управления миграционными процессами с целью усиления и накопления положительного эффекта и снижения политических рисков миграции.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ И ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Анализ миграционных процессов в России

По данным Росстата, в 2006–2018 годах в Российской Федерации происходил рост основных показателей миграции населения. Увеличение числа прибывших и выбывших приостанавливалось лишь в кризисные годы, продолжаясь в период посткризисного восстановления. Миграционное сальдо (миграционный прирост), определяемое как разность между числом прибывших и числом выбывших, имело положительные значения на протяжении всего рассматриваемого периода, демонстрируя умеренную волатильность.