Файл: Управление миграционными процессами ( ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 10 - Коэффициенты эффективности миграций по федеральным округам (%), за период с 2009 по 2017 год

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

Наиболее эффективной межокружная миграция по итогам 2009 – 2017 годов была для Центрального федерального округа, наименее эффективной - для Северо-Кавказского федерального округа.

Учитывая, что в число федеральных округов, лишившихся населения в процессе внутренней миграции, входят субрегионы, имеющие стратегическое значение с точки зрения как географического положения, так и экономического потенциала (Урал, Сибирь, Дальний Восток), сложившиеся направления межокружных миграционных потоков нельзя признать оптимальными.

Переформатирование направлений внутренней миграции должно по этой причине стать одним из приоритетов национальной миграционной политики и базироваться в том числе как на преодолении существующих различий экономических и социальных условий жизнедеятельности населения России в территориальном разрезе, так и на использовании специальной системы стимулов к перемещению мигрантов в направлениях, отвечающих стратегическим целям социально-экономического развития страны.

Существенную роль в миграции населения в России выполняет также внешняя (межгосударственная) миграция, обеспечивая в том числе миграционный прирост населения страны.

Согласно данным Росстата об объемах и направлениях внешней (межгосударственной) миграции в 2008 – 2018 годах, наблюдался достаточно устойчивый рост численности лиц, прибывших из зарубежных стран, за исключением периода экономического кризиса, когда число прибывающих сокращалось. Рост прибытий обеспечивался главным образом за счет жителей стран СНГ, в значительно меньшей степени - за счет мигрантов из других государств.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 11 - Динамика прибытий из-за рубежа в Российскую Федерацию (тыс. чел.), 2007–2017 годы

Источник: Росстат.

Одновременно с этим в 2008 – 2018 годах происходило выбытие населения из России за границу - как в страны СНГ, так и в другие государства. Однако динамика выбытий в рамках внешней миграции носила несколько иной характер. Относительную стабильность выбытий в 2008 – 2012 годах (колебания в интервале от 37 до 47 тыс. человек) сменил скачкообразный рост, начавшийся в 2013 году на отметке 122,7 тыс. человек и продолжавшийся до 2018 года, когда выбытие достигло 377,1 тыс. человек. При этом увеличился объем выбытий как в страны СНГ, так и в другие государства.


2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 12 - Динамика выбытий за рубеж из Российской Федерации (тыс. чел.), 2008 – 2018 годы

Параметры прибытий и выбытий населения в рамках внешней (межгосударственной) миграции в 2008 – 2018 годах формировали миграционный прирост (сальдо), величина и структура которого в разрезе направлений миграции изменялись в анализируемом периоде.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 13 - Динамика сальдо межгосударственной миграции (тыс. чел.), 2008 – 2018 годы

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

Исходя из приводимых данных, можно сделать вывод о том, что сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней (межгосударственной) миграции в России в период кризиса возобновилось в посткризисные годы и вплоть до 2018 года имело достаточно устойчивый характер.

Можно предположить, что одной из причин формирования данной тенденции явилось устойчивое повышение курса доллара и ослабление рубля в рассматриваемый период, снизившее покупательную способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в экономике России в долларовом эквиваленте, а это важно для иностранных работников, особенно мигрантов из стран, входящих в СНГ, для которых заработок в России является существенным источником доходов семей, проживающих в странах выезда. За 10 лет курс рубля ослабел в 2,5 раза (с 27,19 рубля в 2007 году до 67,05 рубля в 2017 году). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в Российской Федерации в долларовом выражении хоть и выросла за весь 10-летний период с 395 до 548 долларов, но за 2015 – 2017 годы сократилась более чем на треть[44].

Подобное сокращение, естественно, не могло стимулировать миграцию в Российскую Федерацию жителей зарубежных стран, особенно экономически развитых, и их приживаемость на новом месте жительства, что и отразилось на динамике сальдо внешней (межгосударственной) миграции в 2008 – 2017 годах, в первую очередь на сальдо миграции населения группы стран СНГ.

Ослабление курса рубля, таким образом, сдерживало «импорт» мигрантов из-за рубежа в анализируемый период, рост сальдо межгосударственной миграции и, как следствие, достижение соответствующих целевых показателей, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.


В качестве иной причины сокращения положительного сальдо межгосударственной миграции может рассматриваться слабая динамика показателей уровня жизни населения Российской Федерации в посткризисный период (реальные располагаемые денежные доходы, реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников, уровень бедности и т. п.), которая, судя по всему, выступает в качестве фактора, стимулирующего отъезд россиян за рубеж в поисках более благоприятных условий для жизни.

Сохранение подобного тренда в последующие годы, особенно если допустить вероятное улучшение социально-экономической ситуации как в странах-донорах, так и в странах-реципиентах, может осложнить решение задачи обеспечения предусмотренного Концепцией значения показателя миграционного прироста к 2025 году на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

В этой связи целесообразна выработка новых подходов к политике внешней (межгосударственной) миграции и новых механизмов регулирования миграционных потоков в России, учитывающих перспективы социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом. При этом целесообразно принимать во внимание миграционные ориентации жителей зарубежных стран на переезд в Россию.

Уровни миграционной ориентации населения зарубежных стран были определены по данным за 2017 год по странам СНГ, а также по выборочной совокупности других зарубежных стран, в которую вошли 12 государств, из которых в 2017 году в Россию прибыло максимальное количество мигрантов. Данный подход более точен по сравнению с традиционно используемым показателем числа мигрантов, прибывших из той или иной зарубежной страны (элиминируется влияние численности жителей государства выхода).

Как показали расчеты, уровень миграционной ориентации населения стран СНГ в целом (36,99 человек / 10 тыс. населения) в 2017 году значительно превышал аналогичный показатель по остальным странам мира, население которых прибыло в Россию (0,13 человек / 10 тыс. населения).

Показатели миграционной ориентации различаются внутри группы стран СНГ, в ряде случаев - кратно: в наибольшей степени ориентировано на Россию население Армении, наименее - Туркменистана. Это отражает соотношения в общем уровне благосостояния стран: если в России ВВП на душу населения (ППС, по данным Всемирного банка) в 2017 году составил 24,8 тыс. долларов, то в Армении - 8,8 тыс., а в Туркменистане - 16,9 тыс. долларов.

Рисунок 14 - Иммиграция в Российскую Федерацию из стран СНГ в разрезе государств выбытия, 2017 год


Рисунок 15 - Иммиграция в Российскую Федерацию из зарубежных стран, кроме СНГ, в разрезе государств выбытия, 2017 год

Источник: Росстат, ООН, расчет Аналитического центра.

Показатели миграционной ориентации по выборочной совокупности зарубежных стран значительно ниже, чем по группе стран СНГ. При этом наиболее высокие значения зафиксированы в группе новых независимых государств - бывших советских республик.

Различия показателей миграционной ориентации населения стран-доноров могут быть связаны с действием комплекса факторов - географических, исторических, политических, экономических, этно-конфессиональных и иных. Анализ этих факторов необходим для разработки обоснованных долгосрочных прогнозов межгосударственной миграции в России и формирования на их основе соответствующих направлений миграционной политики.

Таким образом, начиная с 2008 года в стране был достигнут и в дальнейшем практически ежегодно (за исключением 2011 года) превышался один из целевых показателей, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года - обеспечение к 2016 году миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

Объемы и интенсивность внутренней миграции по прибытию в 2006 – 2018 годах имели выраженную тенденцию к росту, хотя и несколько снижались в кризисные годы.

Изменялась в 2006 – 2017 годах также структура направлений внутренней миграции. Она стала приобретать все более открытый характер, свидетельством чего является достаточно стабильное снижение удельного веса миграции населения внутри субъектов Российской Федерации и соответствующее увеличение доли межрегиональных перемещений.

Существенную роль в миграции населения в России выполняет также внешняя (межгосударственная) миграция, обеспечивая в том числе миграционный прирост населения страны.

Согласно данным Росстата об объемах и направлениях внешней (межгосударственной) миграции в 2008 – 2018 годах, наблюдался достаточно устойчивый рост численности лиц, прибывших из зарубежных стран, за исключением периода экономического кризиса, когда число прибывающих сокращалось. Рост прибытий обеспечивался главным образом за счет жителей стран СНГ, в значительно меньшей степени - за счет мигрантов из других государств.

Одновременно с этим в 2008 – 2018 годах происходило выбытие населения из России за границу - как в страны СНГ, так и в другие государства. Однако динамика выбытий в рамках внешней миграции носила несколько иной характер. Относительную стабильность выбытий в 2008 – 2012 годах (колебания в интервале от 37 до 47 тыс. человек) сменил скачкообразный рост, начавшийся в 2013 году на отметке 122,7 тыс. человек и продолжавшийся до 2018 года, когда выбытие достигло 377,1 тыс. человек. При этом увеличился объем выбытий как в страны СНГ, так и в другие государства.


Исходя из приводимых данных, можно сделать вывод о том, что сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней (межгосударственной) миграции в России в период кризиса возобновилось в посткризисные годы и вплоть до 2018 года имело достаточно устойчивый характер.

2.2. Миграционная ситуация в Псковской области

Территория Псковской области составляет 55,4 тысячи квадратных километров (3,3 % территории Северо-Западного федерального округа, 0,3 % территории России). Одной из главных геополитических особенностей области является ее приграничное расположение, наличие границ сразу с тремя иностранными государствами. Протяженность границ с сопредельными государствами составляет 789 км, в том числе с Республикой Беларусь - 305 км, Эстонией - 270 км, Латвией - 214 км. Соседями Псковской области являются Ленинградская, Новгородская, Тверская и Смоленская области России. Приграничными являются 9 районов области. При этом основная часть населения проживает в 2 крупных городах - Псков (207 589 человек) и Великие Луки (95 606 человек). Соотношение мужского и женского населения составляет 45,9 % и 54,1 % соответственно. Граждане трудоспособного возраста составляют - 57,6 %; лица старше трудоспособного возраста - 27,5 %; моложе трудоспособного возраста -14,9 %[45].

Направлением деятельности отдела работы УФМС с мигрантами, переселенцами и беженцами является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию мигрантов, проживающих за рубежом. Отдел работы с мигрантами, переселенцами и беженцами занимается реализацией Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию мигрантов, проживающих за рубежом, предоставляемые территориальными органами ФМС России УФМС России по Псковской области. Областная долгосрочная целевая программа Псковской области «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию мигрантов, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы» утверждена постановлением администрации Псковской области от 18.10.2010 № 384. УФМС России по Псковской области принимало непосредственное участие в разработке проекта региональной программы. Начальник УФМС России по Псковской области входил в состав рабочей группы, созданной для разработки проекта региональной программы. Основные цели подпрограммы: это стимулирование и организация процесса добровольного переселения мигрантов на постоянное место жительства в Псковскую область, содействие развитию рынка трудовых ресурсов области, снижение уровня остроты демографической проблемы в области[46].