Файл: Управление миграционными процессами ( ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 1 - Объемы миграции населения в Российской Федерации (тыс. чел.), 2006 – 2018 годы

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

Начиная с 2008 года в стране был достигнут и в дальнейшем практически ежегодно (за исключением 2011 года) превышался один из целевых показателей, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года - обеспечение к 2016 году миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно. Выбор этого целевого показателя и определение его количественного значения базируется на параметрах демографического прогноза и стремлении использовать, с учетом его результатов, механизма «замещающей миграции». Суть этого механизма, как следует из текста концепции, состоит в использовании миграционного прироста для замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости[40].

Умеренная волатильность основных показателей миграции в Российской Федерации в 2006–2018 годах проявляется также в темпах их изменений.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 2 - Динамика показателей миграции населения в Российской Федерации (% к предыдущему году), 2007 – 2018 годы

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

Миграция населения в Российской Федерации в 2006–2018 годах оценивалась также с помощью ряда специальных относительных статистических показателей.

Относительные статистические показатели, используемые для оценки миграции населения за определенный период времени:

- коэффициент интенсивности прибытия (коэффициент прибытия; на 10 тыс. человек населения) - отношение общего числа прибывших к средней численности населения в этот период времени (КПР), умноженное на 10 000;

- коэффициент интенсивности выбытия (коэффициент выбытия; на 10 тыс. человек населения) - отношение общего числа выбывших к средней численности населения в этот период времени (КВЫБ), умноженное на 10 000;

- коэффициент интенсивности чистой миграции / коэффициент миграционного прироста (сальдо миграции, нетто-миграции; на 10 тыс. человек населения) - отношение сальдо миграции к средней численности населения в этот период времени (КМП), умноженное на 10 000;


- коэффициент интенсивности миграционного оборота (на 10 тыс. человек населения) - отношение суммы прибывших и выбывших к средней численности населения в этот период времени (КМО), умноженное на 10 000;

- коэффициент эффективности миграции - отношение миграционного прироста к миграционному обороту (КЭМ), в процентах.

Расчеты показали сходство тенденций изменений относительных и абсолютных показателей миграции населения в России в динамике: снижение в кризисные периоды и рост в посткризисные годы по мере улучшения макроэкономической ситуации, что объяснимо с точки зрения формирования мотивации населения к перемене места жительства.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 3 - Динамика относительных показателей миграции в Российской Федерации, 2006–2018 годы

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

На фоне сходства траекторий изменений большинства относительных показателей миграции в 2006–2018 годах наблюдалась специфика динамики коэффициента эффективности миграции (КЭМ): рост в 2008–2010 годах и падение в последующие годы.

При этом значения КЭМ на всем протяжении анализируемого периода были положительными и находились в диапазоне 2–7%, что свидетельствует о позитивной (с позиций эффективности) динамике миграционных процессов в России.

После 2010 года КЭМ устойчиво снижался в связи с тем, что миграционный прирост (сальдо миграции) обеспечивался за счет все возрастающего миграционного оборота, и достиг минимального значения в 2018 году (2,3%).

Так, в 2010 году миграционный прирост составлял 247 тыс. человек, что достаточно близко к значению аналогичного показателя в 2018 году (212 тыс. человек). Показатель миграционного оборота составлял в эти годы 3728 и 9336 тыс. человек соответственно. Как следствие, «цена» единицы миграционного прироста (результат деления миграционного оборота на миграционный прирост) в 2018 году практически в 3 раза превысила уровень 2010 года, что увеличивает издержки, связанные с обслуживанием миграционных процессов, в том числе - с предоставлением социальных услуг перемещающемуся населению[41].

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что решение задачи увеличения миграционного прироста как средства компенсации естественной убыли населения должно базироваться не только и не столько на наращивании объемов приема мигрантов, сколько на сокращении их выбытий, на повышении их приживаемости на новом месте жительства.


Между тем концептуальные подходы к миграционной политике, определенные основными документами стратегического планирования Российской Федерации (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года) предусматривают главным образом стимулирование территориальной мобильности населения и привлечение мигрантов, но не их приживаемости в местах вселения. Представляется целесообразной в этой связи корректировка соответствующих положений миграционной политики, повышение внимания вопросам стимулирования приживаемости мигрантов в местах вселения.

Миграция населения происходит в пределах Российской Федерации - между городскими и сельскими поселениями, между городскими поселениями и между сельскими поселениями - внутри одного района / субъекта Российской Федерации / федерального округа и между ними. Совокупность этих направлений перемещения населения выступает в форме внутренней миграции.

Перемещение населения между Российской Федерацией и другими странами происходят в форме внешней (межгосударственной) миграции.

Миграционный прирост (сальдо миграции) в целом по Российской Федерации формируется только за счет внешней (межгосударственной) миграции.

Схематично направления миграции, рассматриваемые в рамках бюллетеня, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Формы и направления миграции населения в России

Общее представление о направлениях миграции населения в Российской Федерации, а также об их изменениях в 2006 – 2018 годах дают рисунки 5 и 6.

Внутренняя миграция (в пределах России) является основной по масштабам формой миграции,; в конечном счете она предопределяет показатели совокупной динамики и, как показано далее, качественные параметры миграции.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 5 - Динамика прибытия населения в разрезе направлений миграции (тыс. чел.), 2006 – 2018 годы

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 6 - Динамика выбытия населения в разрезе направлений миграции (тыс. чел.), 2006 – 2018 годы

Источник: Росстат.


Объемы и интенсивность внутренней миграции по прибытию в 2006 – 2018 годах имели выраженную тенденцию к росту, хотя и несколько снижались в кризисные годы.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 7 - Динамика коэффициента интенсивности внутренней миграции по прибытию (чел. на 10 тыс. населения), 2006 – 2018 годы

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

Изменялась в 2006 – 2017 годах также структура направлений внутренней миграции. Она стала приобретать все более открытый характер, свидетельством чего является достаточно стабильное снижение удельного веса миграции населения внутри субъектов Российской Федерации и соответствующее увеличение доли межрегиональных перемещений.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 8 - Динамика структуры внутренней миграции в Российской Федерации (%), 2006 – 2017 годы

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

На основе представленных данных можно предположить, что в посткризисный период наметилось определенное изменение модели миграционного поведения населения России.

Эта модель характеризуется ростом:

- объемов внутренней миграции;

- интенсивности внутренней миграции населения;

- межрегиональной миграции населения в пределах страны.

Подтверждением изменения модели миграционного поведения населения, в том числе роста интенсивности внутренней миграции, служат также данные Росстата, согласно которым во внутрирегиональных переселениях все более активно участвуют лица, проживавшие на предыдущем месте с рождения: их доля возросла с 16,3% в 2009 году до 20,6% в 2017 году. Одновременно с этим возрастает частота повторных миграций в рамках внутрирегиональных перемещений: если в 2009 году мигранты, повторно участвующие во внутрирегиональных территориальных перемещениях, проживали на предыдущем месте жительства в среднем 12,2 года, то в 2017 году - 6,4 года[42].

Растущая территориальная мобильность населения может быть следствием действия ряда факторов. Среди них - облегчение условий внутренней миграции (правовых, организационных, инфраструктурных, информационных и т. п.), дифференциация возможностей удовлетворения жизненных потребностей в субъектах Российской Федерации.


Изменение модели миграционного поведения населения может рассматриваться в целом как позитивное явление в условиях рыночной экономики и представляется весьма важным с позиции решения ряда текущих и перспективных социально-экономических проблем России. В их числе - предотвращение застойной безработицы и достижение сбалансированности региональных рынков труда, содействие хозяйственному освоению перспективных районов, оптимизации структуры населения в интересах демографического развития и т. д.

По этой причине с учетом изменений модели миграционного поведения населения России целесообразно скорректировать цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) в отношении внутренней миграции населения в документах стратегического планирования Российской Федерации, в том числе - в государственных программах Российской Федерации. В частности, с учетом количественных характеристик внутренней миграции следует устанавливать плановые задания по организации переселений / территориальной мобильности, в т. ч. безработных граждан.

В документах стратегического планирования Российской Федерации целесообразно также зафиксировать влияние внутренней миграции на изменение численности населения в регионах России.

Наглядно влияние внутренней миграции на изменение численности населения в регионах России показывают результаты расчетов итогов перемещения населения между федеральными округами Российской Федерации за 2009 – 2017 годы.

Рисунок 9 - Итоги миграции населения между федеральными округами (тыс. чел.), 2009 – 2017 годы

Источник: Росстат, расчет Аналитического центра.

В результате межокружных миграций в 2009 – 2017 годах три федеральных округа (Центральный, Северо-Западный и Южный) приобрели, а остальные лишились сотен тысяч жителей.

Прибывающие в три федеральных округа мигранты концентрировались в значительной мере в отдельных субъектах Российской Федерации. Так, в 2017 году 49,0% внутренних мигрантов, переселившихся в Центральный федеральный округ, прибыли в г. Москву и Московскую область. В Санкт-Петербург прибыло 39,5% внутренних мигрантов, прибывших в Северо-Западный федеральный округ, в Краснодарский край - 43,3% прибывших в Южный федеральный округ[43].

Направления межокружных миграций в 2009 – 2017 годах явились причиной различий их эффективности, о чем свидетельствуют расчеты соответствующих коэффициентов КЭМ.