Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Общение и эмоции).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
2.3 Психология мимики и жестов
Почему общество некоторых людей нас раздражает, а к другим нас наоборот тянет как магнитом? Дело не только во вкусе одежды и степени ухоженности. Мимика и жесты наших собеседников без слов могут рассказать о них многое. Жесты и мимика играют огромную роль в психологии общения. Главное в этом деле – наблюдательность.
Невербальное общение (мимика и жесты) имеет прямую зависимость от того в каком социальном положении находится человек. Общаясь с деловым, занимающим, к примеру, руководящую должность представителем высокого класса, вы заметите богатство его словарного запаса. В то же время, если ваш собеседник не обладает даже высшим образованием, в общении с вами у него будут преобладать язык тела, жесты и мимика. Исключение составляют высоко эмоциональные люди. Жесты и мимика являются у них главными помощниками в выражении своих эмоций. [6]
Скорость невербального общения зависит и от возраста. Если ребенок, только что сказавший вам неправду, тут же прикроет ладонью рот, то в зрелом возрасте он просто проведет по губам пальцем. Именно поэтому понять, что означают жесты и мимика взрослых людей, сразу получается не всегда. Но само знание психологии мимики и жестов поможет вам не только сообщить о себе что-либо, но и повлиять на других людей и отношения с ними.
Значение мимики и жестов. Мимика, жесты, движения и поза составляют единую картину о том, что за человек находится перед вами. Прежде чем начать коммуникацию, сначала обратите внимание на позу собеседника. [1]
1) Если ваш собеседник держит руки на поясе, то перед вами целенаправленная и деловая личность, готовая сразить вас своим напором. Еще один вариант заключается в том, что человек, принявший такую позу, находится в агрессивном состоянии. Подтверждением этому будут служить широко расставленные ноги и пальцы, сжатые в кулаки;
2) Если вы сидите на переговорах и ваш собеседник немного подал корпус вперед и держится руками за стул, либо положил руки на колени – пора заканчивать разговор. Значение жестов и мимики в этом случае будут говорить вам о том, что человек хочет закончить вашу встречу;
3) Если вы женщина, а ваш собеседник мужчина, то увидев пальцы его рук, заткнутые за пояс или прорези карманов, да еще и расширенные зрачки, можете быть уверены, раз оценивают не только как собеседника, но и как лицо противоположного пола. Причем внутренние пожелания у мужчины самые недвусмысленные. [1]
Мимика и жесты лжи. Мимику и жесты лжи также легко распознать. Дело в том, что наши невербальные помощники всегда выдают даже самую незначительную ложь. Если свои мысли и слова человек контролировать может, то язык тела, жесты и мимика ему почти неподвластны. Некоторые личности специально тренируют свою жестикуляцию, чтобы не быть пойманными на неправде. Однако стоит помнить, что практически всё невербальное общение: мимика и жесты лгуна, связаны с прикосновением к лицу.
1) О детях прикрывающих рот при лжи мы уже знаем. Особо изощренные личности могут завуалировать этот жест покашливанием в кулак или ладонь. Однако стоит помнить, что если человек прикрывает рот рукой, когда говорите вы, значит, он чувствует, что вы говорите неправду;
2) Также к мимике и жестам лжи относятся прикосновение рукой к носу и потирание глаза. В первом случае человек маскирует жест с закрытием рта. Рука как бы соскальзывает и почесывает нос. Во втором случае собеседник закрывает глаз рукой или пальцами, неосознанно прячась от собственной лжи. Также в этом случае взгляд собеседника будет устремлен в сторону;
3) Если во время общения человек почесывает, либо трет пальцами ухо, это значит, что он стремится отгородиться от ваших слов. Возможно, он уже не хочет вас слушать, либо намерен что-то сказать в ответ. А если почесывания и прикосновения переходят к шее, ваш собеседник не уверен, что согласен с вами;
4) Последняя совокупность мимики и жестов лжи касается пальцев во рту. Психологами доказано – притягивание различных предметов в рот это попытка себя обезопасить, вернуться в то время когда будучи грудными младенцами, мы находили успокоение, только взяв грудь матери. При коммуникации этот жест будет означать, что ваш собеседник нуждается в поддержке и одобрении. [4]
Если вы задались целью досконально знать психологию мимики и жестов, вам необходимо ежедневно упражняться в этой области. Расшифровку мимики и жестов можно начать с анализа других людей. Многолюдные места станут прекрасной площадкой для подобных экспериментов. Например, для изучения мимики и жестов подойдут вокзалы, метро, и даже ночные клубы. В таких местах можно встретить любые эмоции, состояния и настроения. Ну и конечно по нескольку минут в день наблюдайте за самими собой. Изучив психологию мимики и жестов, вы получите доступ к уникальному способу получить информацию там, где другие её не заметят. [2]
Таким образом, общение между людьми может быть вербальное (речевое) и невербальное (не речевое). Ежедневно человек разговаривает со многими людьми, используя для этого оба варианта. При помощи слов каждый может спросить что-либо, выразить свое мнение, договориться, поспорить. Речь помогает человеку поделиться знаниями, рассказать о своих мыслях, завести знакомства, наладить контакты. Но все это сопровождается невербальным общением, которому, по мнению многих психологов, необходимо уделить особое внимание. К этому варианту общения относятся: поза, мимика, интонация, жесты, взгляд и прочее.
Глава 3
3.1. Как правильно общаться с людьми
Человека, как известно, встречают по одежке. Но то, как его будут провожать, зависит не столько от его ума, сколько от манеры общения. Вы можете не быть начитанным (что в общем-то зря), но грамотность вашей речи, умение подать себя и поддерживать разговор во многом определяет то впечатление, которое вы произведете на окружающих. Так каким же должно быть правильное общение с людьми? Этот актуальный вопрос мы и попробуем разобрать подробно.
Правильная манера общения – залог гармоничного взаимодействия с современным обществом, начиная от представителей власти и заканчивая простым рабочим где-нибудь на стройке. Общение на высоком уровне позволит решить в вашу пользу сложные переговоры с партнерами, обрести влиятельных знакомых, да и просто зарекомендовать себя как человека, который не полезет в карман за словом. Если вы хотите быть именно таким человеком, запомните основные постулаты, как правильно общаться в обществе, чтобы достичь своей цели:
Будьте вежливы и соблюдайте дистанцию. Начав диалог с человеком, не спешите переходить с ним на «ты», старайтесь не переходить на сленг или жаргон.
Подчеркните важность персоны собеседника для вас – запомните его имя (а если он старше по должности еще и отчество) и обращайтесь к нему именно так. Будьте внимательны к собеседнику и не отвлекайтесь во время беседы на работу в компьютере или телефонный разговор.
Оставайтесь любезным в любой ситуации. Если у вас забилась канализация или топят соседи, не стоит срываться на представителях коммунальной службы или самих соседях. Доброжелательным отношением вы добьетесь более быстрой и положительной реакции на вашу проблему. К тому же это заметно сбережет ваши нервы.
Всегда оставайтесь честным собеседником. Правильное общение с людьми не приемлет лжи и изворотливости. Во-первых, лукавство очень быстро станет заметным, а во-вторых, честность – черта, которая сама по себе заслуживает уважения.
Умейте слушать других. Здесь подразумевается не только автоматическое кивание головой, но и поддержание диалога!
Улыбайтесь! Доброжелательная улыбка способна творить чудеса и обезоруживать самого агрессивно настроенного собеседника. К тому же улыбка прекрасно располагает к спокойной, дружелюбной беседе.
Никогда ничего не требуйте и не угрожайте. Забудьте фразу: «Вы должны…». Вам никто и ничего не должен делать, за исключением ситуации с должниками и наемными рабочими. В любом случае любая угроза или хамство с вашей стороны будет встречена окружающими в штыки и с явной долей агрессии. [5]
Техника правильного общения
Это далеко не все правила, которых стоит придерживаться, если вы хотите знать, как правильно общаться с людьми. Помимо основных положений грамотной коммуникации, важно соблюдать и технику правильного общения. Она заключается в умении использовать невербальные сигналы во время беседы. Это поможет вам развивать основные социальные навыки, нужные для плодотворного общения. К эффективным сигналам техники общения относятся следующие:
1) поддержание контакта глаз с собеседником;
2) контроль своей позы во время разговора;
3) контроль выражения своего лица (следите за тем, какие эмоции вы выражаете во время беседы);
4) контроль социальной дистанции (не подходите к собеседнику, с которым вы плохо знакомы ближе, чем на полметра, чтобы не нарушать его «интимную зону»);
5) контроль интонации и громкости голоса (спокойный ровный голос более эффективен в общении);
6) понимание невербальных сигналов других людей (важно не только следить за собственными жестами и манерами, но и за тем, как их проявляют ваши собеседники);
7) объем речи (слишком много слов или наоборот слишком мало – это явный признак ограниченности внутреннего мира собеседника). [5]
Кстати, говоря о речи, не стоит забывать, что она также является немаловажным фактором умения правильно общаться. Обратите внимание на следующие речевые компоненты, которые помогут вам усвоить как правильно вести общение:
1) словарный запас (старайтесь как можно больше читать, особенно классическую литературу);
2) ударение (неправильное ударение в словах коробит слух многим собеседникам);
3) лишние слова (так называемые слова-паразиты сильно засоряют речь и мешают уловить смысл разговора). Например: это, какбы, ну, короче и т.д.);
4) жаргон и сленг (в большинстве случаев употребление таких слов не уместно). [3]
Знание того, как надо правильно общаться с людьми является залогом успешной коммуникации с обществом. Этот навык не только позволит вам обрести уважение среди окружающих, но и поможет заметно легче идти по карьерной лестнице. Помните – ваш успех во многом зависит от вашего умения общаться.
Таким образом, Прежде чем понять, каковы критерии успешного общения, важно разобраться в тех проблемах, которые возникают при любой беседе. Наиболее частые из них:
1) навсегда испортить отношение с человеком может использование определенных знаний о слабых сторонах, присущих собеседнику. Не стоит манипулировать человеком, с которым вы дальше собираетесь поддерживать отношения. Вы рискуете спровоцировать ссору и это как минимум;
2) напоминание о старых ошибках и «скелетах в шкафу» тоже может сыграть не в вашу пользу. Излишнее ворошение прошлого не будет приятно никому;
3) нанести оскорбление человеку или обидеть его можно не только словом, но и поступком. Например, когда в разговоре на неприятную вам тему вы прерываете диалог, меняете тему или вовсе уходите в другую комнату. Хорошего в таком поступке мало и ваш собеседник вряд ли захочет вновь иметь с вами дело;
4) негативные обвинения (ленивый, безответственный, растеряха и т.п.) могут стать личным оскорблением для собеседника, а сам диалог попросту перерастет в ссору. Также не стоит награждать такими ярлыками детей. Такая манера общения навсегда оставит отпечаток на их психике, и они вырастут неуверенными в себе людьми, страдающими от низкой самооценки;
5) попытка переложить ответственность или вину на другого человека вызовет негативные эмоции как у самого собеседника, так и окружающих. Вы не вправе давать оценку действиям другого человека и уж тем более пытаться вызвать у него чувство вины;
6) командный голос тоже мало кто переносит. Научитесь говорить с людьми спокойным, а не приказным тоном. К этому же примеру относится и желание потешить свое самолюбие и чувство превосходства. Люди прекрасно видят, чего вы пытаетесь добиться. Вас, вероятно, выслушают, но уважения от такой манеры общения вы точно не получите;
7) людей раздражает большое количество вопросов. Особенно если они касаются личной жизни или темы, на которую человек не хотел бы распространяться. Также, если задавать собеседнику много вопросов, он попросту решит, что вы ему не доверяете. [7]
Заключение
Вербальный и невербальный язык общения существуют вместе и помогают выразиться не только словесно, но и эмоционально. Каждый народ на земле имеет свои определенные жесты, которые в разных культурах могут обозначать совершенно противоположные вещи. Но, несмотря на это, их можно разделить на несколько групп, которые выражают приветствие, запрет, недоверие, одобрение или оскорбление.
Даже учитывая значительное отличие вербального и невербального общения, можно сделать вывод, что человек не сможет получить все необходимое и желаемое, если будет пользоваться только одним из вариантов. Как говориться, одними жестами невозможно выразить всю информацию, а слова без мимики и жестов являются совершенно пустыми.