Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Общение и эмоции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Функции и средства общения

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию. [3]

Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

1) Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.

2) Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.

3) Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.

4) Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.

5) Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.

6) Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.

7) Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.

8) Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей. [4]

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три: выдача необходимой информации; получение ответов на распоряжения; выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:


1) интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;

2) неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно. [8]

Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать. [4]

1.4 Виды эмоций, функции чувства

Эмоции – это тот инструмент, с помощью которого наш мозг дает оценку происходящему извне и внутри нас. Абсолютно все эмоции – субъективны. Люди воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию диаметрально различно. Но в то же время – весь мир объединен языком эмоций, невзирая на культуру, воспитание, расу. Люди с разных концов света способны считать по тону, мимике и жестам эмоциональное состояние человека. Более того, это способны делать даже животные, и даже не рожденные дети в утробе матери.

Нет прибора, который смог бы записать все виды эмоций, ведь все они, сплетаясь друг с другом, создают неповторимую картину восприятия мира. Однако есть базовые эмоции: гнев, радость, горе, безразличие. [1]

Далее в психологии различают следующие виды эмоций: положительные, отрицательные, нейтральные.

К положительным эмоциям относят удовольствие, блаженство, радость, восторг, уверенность в себе, злорадство, доверие, благодарность, симпатию, гордость, а также половую любовь и привязанность.

К отрицательным эмоциям относят: гнев, злость, тревогу, обиду, ярость, ревность, скуку, досаду, разочарование, раскаяние, нетерпение и прочее.

С нейтральными эмоциями все проще – они выражают пустоту. Это – удивление, созерцание, любопытство и безразличие.

Ничто просто так, само по себе, не возникает. Эмоции – это не пустая раскраска наших жизней, а очень важные защитные и информационные функции нашего организма. [5]


Функции:

1) защитная функция заключается в том, что в момент опасности, эмоции – это моментальная реакция человека, которая может спасти от самых страшных последствий;

2) мотивационная функция – это одна из наиболее частых применений эмоций; эмоции могут нас мотивировать, побуждать к действиям, а также очень часто эмоции заменяют и мышление;

3) сигнальная функция эмоций заключается в том, что по проявлениям эмоций можно узнать о том, в каком состоянии находится человек, каковы его потребности. [3]

Итак, с видами и функциями эмоций все понятно, а вот какая разница между эмоциями и чувствами?

По сути, эмоции – это временное переживание определенных чувств. Если человек любит футбол и свою команду (чувство любви), то при забитом голе он будет чувствовать не именно любовь, а разные эмоциональные вариации данного чувства: восторг, восхищение, радость, наслаждение, злорадство, удовлетворенность.

Чувства – это отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Есть высшие чувства – они состоят из тесно сплетенных эмоциональных ощущений. Например, влюбленность – это более простое чувство, нежели любовь. [7]

Любовь предполагает проявление целого ряда эмоций: ревности, привязанности, нежности, дружбы, радости, горя.

То, что между видами чувств и эмоций существует лишь условная грань, позволяет нам любить и ненавидеть одновременно, страдать, и находится в приятном ожидании.

Но, тем не менее, психологам все же удалось систематизировать чувства: моральные чувства, практические чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.

К моральным мы относим любовь, дружбу, патриотизм, совесть. К практическим – все виды чувств, связанные с трудовой деятельностью. Так, удовлетворенность трудом способствует чувству трудолюбия, а не удовлетворенность вызывает ощущение каторги.

Интеллектуальные чувства – это познание, любознательность, удивление, радость открытия. [9]

А к эстетическим чувствам нужно приучать с детства с помощью различных художественных кружков – рисования, музыки, танцев.

Эстетические чувства – это возможность и умение созерцать окружающую красоту.

Таким образом, общение и эмоции косвенно взаимосвязаны между собой. Эмоции присутствуют всюду и везде. По нашим эмоциям мы определяем наше настроение, самочувствие. Эмоции делают нашу жизнь и общение намного ярче и красивее, наполняет разными красками.

В данной главе мы начали частично знакомиться с эмоциональным проявлением состояний человека. Выяснили, что существует вербальное и невербальное проявление эмоциональных состояний. [8]


Итак, вербальное проявление — это наша речь, с помощью которой мы обмениваемся информацией, знаниями между собеседниками, а невербальное — это же реакция нашего организма, тела на происходящее. Это могут быть наши движения, моргания глазами, почёсывание носа наша поза во время диалога, наш взгляд и прочее.

Глава 2 Невербальное проявление эмоциональных состояний

2.1 Язык тела

Нередко слова имеют небольшую выразительность, значительно уступая невербальным сигналам. Дополняя слова, они указывают на эмоциональное и физическое состояние оратора. Язык тела может выполнять следующие функции.

1) Повторение сказанных слов.

2) Противоречие, то есть невербальные сигналы отрицают сказанное человеком. К примеру, печальные глаза у задорно смеющегося человека.

3) Замена – кивок головой означает утверждение, при этом слов можно уже не произносить.

4) Дополнение. Жалея человека, мы можем погладить его по плечу.

5) Акцентирование. Жесты способны усиливать сказанное, вы можете сделать отказ более резким, стукнув рукой по столу. [3]

Чтобы преуспеть в сфере общения важно уметь выравнивать вербальную и невербальную речь, чтобы не получалось противоречий. Иначе деловые партнёры будут ощущать неуверенность в ваших словах, поэтому и сотрудничество не сможет быть продуктивным. Кроме того, необходимо помнить, что другие люди также посылают невербальные сигналы, которые хорошо бы научиться понимать. [5]

2.2 Основные элементы невербального общения

Многие люди – визуалы, поэтому им особенно важен зрительный контакт. Говорящий обязан его поддерживать, чтобы понять настроение собеседника. К примеру, расширенные зрачки скажут о нервозности, вызванной ложью или неприятной темой.

Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным:

1) Если взгляд фиксируется возле лба собеседника, то он подразумевает серьезную беседу и называется деловым.

2) Если взгляд собеседника располагается между линией глаз и губ, то такой вариант называется светским.

3) Если взгляд собеседника остановился в зоне груди, шеи или губ, то, скорее всего, он означает сексуальную заинтересованность и называется интимным.


4) Если собеседник смотрит на вас искоса, то это означает, что он подозрительно к вам относиться.

Человеческое лицо невероятно информативно, с помощью мимики можно передать любую эмоцию. Поэтому нужно не только уметь читать выражение лица, но и уметь самой создавать нужно впечатление. Самым простым бронебойным оружием является улыбка, начиная ею переговоры, можно задать благоприятный настрой собеседникам и решить исход встречи. [6]

Благодаря мимики человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда мы не видим лицо собеседника, то теряем до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все, потому что мы не видем мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и боль и прочее.

Тот или иной человек производит впечатление не только своими речами или одеждой, но и жестами и позами. Самым располагающим являются открытые ладони, показывающие вашу расположенность к собеседнику. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации. [5]

В разговоре можно использовать различные жесты, только не пересыщайте ими свою речь, чтобы это не переходило в кривляние.

Не менее важно соблюдение дистанции, слишком близкое расположение чужого человека всегда неприятно. Только следует учитывать национальные особенности, азиатам требуется больше личного пространства, чем европейцам.

Прикосновения также являются важной частью невербального общения, с их помощью можно передать немало информации, даже рукопожатие может сообщить о настроении собеседника.

Стоит помнить, что вербальные и невербальные средства общения не существуют отдельно друг от друга, постоянно находясь в причудливом сплетении. Ярким примером является интонация, одни и те же слова, произнесённые разным тоном, могут звучать одобрительно или насмешливо. Именно поэтому оратор, желающий быть успешным, должен обладать целым набором средств общения и умело их применять в своей речи. [2]