Файл: Менеджмент как организационно – целевое управление (Менеджмент как организационно-целевое управление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На данный момент менеджмент как процесс управления состоит из четырех основных аспектов.

Первый – экономический аспект, включает в себя управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для снижения цен.

Второй – социально-психологический аспект, регулирует отношения между руководителями и подчиненными.

Третий – правовой аспект, включает в себя отражение государственных, политических, экономических институтов, определяемое ими законодательство и проводимую ими политику.

Четвертый – организационно технический аспект включает рациональную оценку ситуации, систему отбора целей и задач, упорядочение ресурсов и разработку стратегий.

Многоаспектность менеджмента выражается во множестве тенденций одновременно развивающихся и действующих на предприятиях и учреждениях.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что на данный момент времени много руководителей проходят обучение с целью повысить грамотность решения задач управления организацией и применяют научный подход к управлению предприятиями.

Цель курсовой работы – раскрыть различные факторы, влияющие на эффективность менеджмента на предприятии.

Предметом исследования является Предприятие ОАО «Березовские минеральные воды».

Объект исследования – система управления организацией.

Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление

1.1. Понятие, цель и функции менеджмента

Менеджмент – это управление организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Практический менеджмент представляет собой область практической деятельности большого количества специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем эволюционировал в теорию управления деятельностным поведением людей.

Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить развитие управляемого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны функционировать согласованно и эффективно. При этом должно учитываться влияние на объект внешней среды.


Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

  • тенденция развития организации;
  • специфические национальные факторы развития экономики.

Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

  • объекты (финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др.);
  • субъекты менеджмента (руководители разного уровня) ;
  • функции менеджмента (общие, технологические и социально-психологические);
  • виды менеджмента (общий и функциональный менеджмент);
  • методы менеджмента ( экономические, организационно-распределительные, социально-психологические);
  • принципы менеджмента (целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности развития, демократизации, оптимальности)

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.

Субъекты менеджмента, менеджеры – руководители различного уровня обладающие полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на:

  • руководителей организации;
  • руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
  • организаторов определенных видов работ (администраторов).[2]

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

Суть общего или генерального менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

Суть функционального или специального менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают нормативный , стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, определение позиции организации в конкурентной нише рынка, ее предпринимательской политики и формирование общих стратегических намерений.


Стратегический менеджмент - это деятельность по управлению, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Оперативный менеджмент предполагает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы менеджмента – это система процедур и правил решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

  • иерархической упорядоченности;
  • целостности;
  • сочетания централизации и децентрализации;
  • сочетания централизации и децентрализации;
  • демократизации.

Существует несколько подходов в управлении:

  • процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
  • системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Дерево целей

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Функции менеджмента имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации .

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):


общие функции менеджмента;

социально-психологические функции менеджмента;

технологические функции менеджмента. [4]

Рис. 1.3. Система функций менеджмента

Вывод: менеджмент- это целая наука, успевшая сформироваться за достаточно короткий период времени. Столь быстрое развитие и популярность менеджмента объясняется его востребованностью как для отдельно взятой организации, так и для экономики в целом.

1.2. Организационное управление

Под организационным управлением понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Следовательно, организационное управление – это управление персоналом организации.

Персонал как объект управления

Персонал представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев. Признаки персонала: наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно оформлены; обладание определенными характеристиками; целевая направленность деятельности персонала. Персонал организации можно классифицировать и по качественным признакам:

  1. по месту в управленческой структуре;
  2. по профессиональной структуре;
  3. по уровню квалификации;
  4. по половозрастной структуре;
  5. по стажу работы;
  6. по уровню образования.

Управление персоналом на предприятии – процесс воздействия на потенциальных и фактических сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации.

Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему методологии, функционалу, принципам, технологии функционирования и т.д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял в основном деятельность по учету или кадровой работе.

Суть современного этапа управления персоналом составляют:

  • вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании;
  • отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией;
  • интеграция деятельности кадровиков и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;
  • участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики;
  • системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.

Функции управления персоналом

Функции управления персоналом организации как основные направления деятельности компании по управлению персоналом включают в себя:

  • подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
  • оценку персонала;
  • развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;
  • наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
  • обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
  • анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
  • мотивация персонала,
  • оценка и обучение кадров,
  • содействие адаптации работников к нововведениям,
  • создание социально комфортных условий в коллективе,
  • решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.

Методы и принципы управления персоналом

Методы управление персоналом - это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Выделяют три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические. По характеру управленческого воздействия на персонал выделяются: методы информирования, методы убеждения методы принуждения.

Принципы – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом

Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:

  • экономичность;
  • перспективность;
  • комплексность;
  • простота;
  • научность;
  • прозрачность;
  • автономность;
  • согласованность;
  • устойчивость;
  • комфортность;
  • многоаспектность;
  • прогрессивность.

Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:

  • концентрация;
  • специализация;
  • гибкость;
  • непрерывность;
  • ритмичность;
  • параллельность.

Таким образом, все больше преобладают содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности служб управления персоналом, поэтому менеджер должен творчески перерабатывать информацию, нестандартно подходить к решению управленческих проблем.[1]

Организационная структура системы управления персоналом