Файл: Менеджмент как организационно – целевое управление (Менеджмент как организационно-целевое управление).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
1.2. Организационное управление
Глава 2. Анализ конкретной организации
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием
3.1. Предложения по введению изменений в организационную структуру
Введение
На данный момент менеджмент как процесс управления состоит из четырех основных аспектов.
Первый – экономический аспект, включает в себя управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для снижения цен.
Второй – социально-психологический аспект, регулирует отношения между руководителями и подчиненными.
Третий – правовой аспект, включает в себя отражение государственных, политических, экономических институтов, определяемое ими законодательство и проводимую ими политику.
Четвертый – организационно технический аспект включает рациональную оценку ситуации, систему отбора целей и задач, упорядочение ресурсов и разработку стратегий.
Многоаспектность менеджмента выражается во множестве тенденций одновременно развивающихся и действующих на предприятиях и учреждениях.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что на данный момент времени много руководителей проходят обучение с целью повысить грамотность решения задач управления организацией и применяют научный подход к управлению предприятиями.
Цель курсовой работы – раскрыть различные факторы, влияющие на эффективность менеджмента на предприятии.
Предметом исследования является Предприятие ОАО «Березовские минеральные воды».
Объект исследования – система управления организацией.
Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
Менеджмент – это управление организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Практический менеджмент представляет собой область практической деятельности большого количества специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем эволюционировал в теорию управления деятельностным поведением людей.
Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить развитие управляемого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны функционировать согласованно и эффективно. При этом должно учитываться влияние на объект внешней среды.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
- тенденция развития организации;
- специфические национальные факторы развития экономики.
Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
- объекты (финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др.);
- субъекты менеджмента (руководители разного уровня) ;
- функции менеджмента (общие, технологические и социально-психологические);
- виды менеджмента (общий и функциональный менеджмент);
- методы менеджмента ( экономические, организационно-распределительные, социально-психологические);
- принципы менеджмента (целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности развития, демократизации, оптимальности)
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.
Субъекты менеджмента, менеджеры – руководители различного уровня обладающие полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
- руководителей организации;
- руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
- организаторов определенных видов работ (администраторов).[2]
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).
Суть общего или генерального менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).
Суть функционального или специального менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.
Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают нормативный , стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, определение позиции организации в конкурентной нише рынка, ее предпринимательской политики и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент - это деятельность по управлению, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Оперативный менеджмент предполагает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Методы менеджмента – это система процедур и правил решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
- иерархической упорядоченности;
- целостности;
- сочетания централизации и децентрализации;
- сочетания централизации и децентрализации;
- демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
- процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
- системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Дерево целей
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Функции менеджмента имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации .
Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.
Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):
общие функции менеджмента;
социально-психологические функции менеджмента;
технологические функции менеджмента. [4]
Рис. 1.3. Система функций менеджмента
Вывод: менеджмент- это целая наука, успевшая сформироваться за достаточно короткий период времени. Столь быстрое развитие и популярность менеджмента объясняется его востребованностью как для отдельно взятой организации, так и для экономики в целом.
1.2. Организационное управление
Под организационным управлением понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Следовательно, организационное управление – это управление персоналом организации.
Персонал как объект управления
Персонал представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев. Признаки персонала: наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно оформлены; обладание определенными характеристиками; целевая направленность деятельности персонала. Персонал организации можно классифицировать и по качественным признакам:
- по месту в управленческой структуре;
- по профессиональной структуре;
- по уровню квалификации;
- по половозрастной структуре;
- по стажу работы;
- по уровню образования.
Управление персоналом на предприятии – процесс воздействия на потенциальных и фактических сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации.
Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему методологии, функционалу, принципам, технологии функционирования и т.д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял в основном деятельность по учету или кадровой работе.
Суть современного этапа управления персоналом составляют:
- вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании;
- отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией;
- интеграция деятельности кадровиков и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;
- участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики;
- системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.
Функции управления персоналом
Функции управления персоналом организации как основные направления деятельности компании по управлению персоналом включают в себя:
- подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
- оценку персонала;
- развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;
- наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
- обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
- анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
- мотивация персонала,
- оценка и обучение кадров,
- содействие адаптации работников к нововведениям,
- создание социально комфортных условий в коллективе,
- решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
Методы и принципы управления персоналом
Методы управление персоналом - это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Выделяют три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические. По характеру управленческого воздействия на персонал выделяются: методы информирования, методы убеждения методы принуждения.
Принципы – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом
Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:
- экономичность;
- перспективность;
- комплексность;
- простота;
- научность;
- прозрачность;
- автономность;
- согласованность;
- устойчивость;
- комфортность;
- многоаспектность;
- прогрессивность.
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:
- концентрация;
- специализация;
- гибкость;
- непрерывность;
- ритмичность;
- параллельность.
Таким образом, все больше преобладают содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности служб управления персоналом, поэтому менеджер должен творчески перерабатывать информацию, нестандартно подходить к решению управленческих проблем.[1]
Организационная структура системы управления персоналом