Файл: Налоговый учет по налогу на прибыль (Теоретические основы налогообложения прибыли организаций).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 1229
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения прибыли организаций
1.1. Экономическая сущность налога на прибыль и налогового учета организаций
1.2. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
2. Практика налогового учета налога на прибыль организаций в РФ
2.1. Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций
2.2. Поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ
3. Тенденции развития налогообложения прибыли в РФ
3.1. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в РФ
Таблица 5
Динамика количества прибыльных и убыточных организаций в РФ, ед
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Количество прибыльных организаций |
317 395 |
338892 |
899 724 |
928 125 |
975 019 |
Количество убыточных организаций |
172 102 |
159 942 |
149 374 |
139 455 |
137 529 |
На уменьшение суммы также повлияло сокращение сальдированного финансового результата организаций, а падение прибыли было связано со снижением цен на ключевые экспортные товары и снижением физических объемов экспорта. В 2016 году поступления налога увеличиваются до 2 381 тыс.рублей, это обусловлено ростом предприятий, стабилизации финансового положения предприятий. На увеличение повлиял еще тот фактор, что убыточных организаций в 2016 году уменьшилось, по сравнению с 2015 годом, а число прибыльных организаций растет [4].
3.2. Развитие налоговой политики РФ
Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политикане может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:
Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
Итоги реализации налоговой политики за предыдущие годы.
Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.
Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.
Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.
До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31 июля 1998 года ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.
Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 1 января 2002 года. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.
Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.
Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
Уменьшились ставки по некоторым налогам. Например, НДС был снижен с 20 до 18%, налог на прибыль — с 24 до 20%.
Совершенствуется система налогового администрирования.
Критерии проверок становятся достаточно доступными.
Появились налоговые каникулы.
Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства, а не на придумывание нового. Налоговая политика стала более предсказуемой и планируемой.
Основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы
Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 1 июля 2014 года, то есть за полгода до наступающего периода. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
Раздел «Меры в области налоговой политики» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.12.2013. Вводятся особые условия для деятельности предпринимателей на территориях опережающего развития, а именно каникулы сроком на 5 лет по ряду налогов, и определяются эти территории.
Стимулируется развитие малого предпринимательства. Для этого субъектам РФ будет дано право устанавливать индивидуальным предпринимателям, подходящим под определенные критерии, налоговую ставку 0%.
Отдельно обозначена проблема уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшоров. В связи с существующей проблемой разработаны мероприятия по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефециарных собственников.
В соответствии с налоговой политикой в законодательство, связанное с налогами и сборами, будут внесены следующие изменения. Будет:
Определено понятие налогового резидентства.
Разработан механизм налогообложения прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент РФ. Такой механизм необходим из-за высокого риска вывода дохода в офшоры.
Определены и согласованы порядки обмена информацией с низконалоговыми юрисдикциями, участия налоговых органов РФ в проверках за рубежом.
Совершенствоваться налогообложение иностранных компаний.
Разрешено требовать документы по контролируемым сделкам с налоговыми резидентами других государств вне рамок налоговых проверок.
Налоговая политика может быть одним из инструментов улучшения инвестиционного климата. Для этого разрабатываются дорожные карты — комплексы мер по совершенствованию процедур ведения бизнеса. Результатом реализации дорожных карт должны стать:
упрощение правил регистрации юридических лиц и ИП;
сокращение издержек при применении ККТ;
поддержка экспорта несырьевых товаров;
сближение налогового и бухгалтерского учета.
В плане налоговой политики предполагается поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80 000–100 000 руб.
Рассматривается стимулирование малого предпринимательства через спецрежимы.
Предполагается упрощение процедуры регистрации и уплаты страховых взносов самозанятыми лицами.
Планируется повышение порога по выручке в 1,2–1,5 раза, что позволит платить авансовые платежи по налогу на прибыль только поквартально.
Таким образом, снижение поступлений по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ и консолидированный бюджет РФ обусловлено снижением показателей по субъектам РФ, что негативно влияет на экономическую систему государства.
В отношении налога на прибыль возникает ряд споров, связанных с начислением и уплатой налога. Основными проблемами налогообложения прибыли являются:
неясная формулировка экономической обоснованности и документальной подтвержденности;
в Налоговом Кодексе РФ отсутствует перечень документов обоснованности расходов;
проблема определения периода признания конкретного вида расходов;
в НК РФ не говорится об ошибках и противоречиях, имеющихся в документах.
Для обеспечения бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе разрабатываются основные направления налоговой политики на плановый период, которая предусматривает необходимость сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики.
Таким образом, введение поправок и уточнений в налоговую систему Российской Федерации значительно снизит ошибки, допускаемые при расчете налога на прибыль, что в целом приведет к результативности применяемых экономических решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог на прибыль это один из самых главных налогов, уплачиваемых всеми предприятиями, которые находятся на территории нашей страны. В кодексе ему посвящена полностью 25 глава. Для его расчета существуют некоторые основные положения.
Налог на прибыль входит в состав основных налогов, взимаемых с юридических лиц, являясь федеральным, обеспечивает непосредственное формирование налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
Налог на прибыль — один из основных в системе налогов и сборов РФ. Круг его плательщиков достаточно широк, но входят в него только организации. На индивидуальных предпринимателей этот налог не распространяется.
В числе организаций — плательщиков налога на прибыль могут быть как российские, так и иностранные компании (ст. 246 НК РФ). Есть и льготники, в том числе организации, не признаваемые плательщиками или освобожденные от уплаты налога на прибыль по различным причинам.
Базовая (общая) ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом 2% от прибыли в 2016 году направлялись в федеральный бюджет, а 18% — в региональные бюджеты (субъектов РФ).
Эти же ставки следовало применять при уплате ежемесячных авансов в 1 квартале 2017 г.
С 2017 года на период до 2021 года это соотношение изменено: 3% от прибыли поступает в федеральный бюджет, а 17% направляются в бюджеты регионов.
20% ставка была введена с 2009 года и с тех пор не менялась. В то же время в отношении специальных ставок в последнее время изменения были. Так, с 2014 года появилась повышенная 30% ставка на доходы по ценным бумагам, учитываемым на счетах депо, для тех случаев, когда у налогового агента отсутствует определенная информация о получателях дохода (п. 4.2 ст. 284 НК РФ). А в 2015 году с 9% до 13% повышена ставка по дивидендам, получаемым российскими организациями (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Налоговым периодом, по итогам которого исчисляется окончательная сумма налога на прибыль, является календарный год. Он разбит на отчетные периоды, по окончании которых перечисляются авансовые платежи.
В зависимости от выбранного организацией порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль отчетными периодами могут быть:
I квартал, полугодие и 9 месяцев;
либо 1 месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до конца года — если налог на прибыль платится от фактически полученной прибыли.
По итогам и отчетных, и налогового периодов плательщики налога на прибыль представляют декларации.
Налог на прибыль — прямой налог, и его размер непосредственно зависит от конечного финансового результата деятельности организации — прибыли, которая и составляет объект налогообложения. Для большинства российских организаций по общему правилу прибылью считается положительная разница между полученными доходами и понесенными расходами (ст. 247 НК РФ). Но из этого правила есть и несколько исключений для иностранных организаций и для организаций — участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
Что касается доходов и расходов, то среди них выделяют учитываемые при налогообложении (ст. 249, 250, 253, 264 НК РФ) и не учитываемые при расчете налога (ст. 251, 270 НК РФ).
Кроме того, для налогооблагаемых расходов главой 25 НК РФ установлен ряд требований (ст. 252 НК РФ), соблюдение которых обязательно для того, чтобы можно было уменьшить сумму налога на прибыль.
Принцип расчета авансовых платежей по налогу и общей величины налога на прибыль за налоговый период одинаков: их сумма определяется исходя из налоговой базы за соответствующий период и налоговой ставки. При этом в каждом последующем отчетном периоде авансовые платежи рассчитываются от налоговой базы, определенной нарастающим итогом, а их сумма к уплате за этот период определяется с учетом сумм, подлежавших уплате за предшествующий отчетный период. Соответственно, налог на прибыль за налоговый период также рассчитывается нарастающим итогом, а сумма налога к уплате за этот период определяется с учетом начислявшихся в этом периоде авансовых платежей.
Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли (п. 1 ст. 274 НК РФ). Общим правилом для определения ее величины является расчет нарастающим итогом с начала года. Однако в ряде случаев действуют особые правила. Например, налоговую базу надо считать:
отдельно по операциям, облагаемым разными налоговыми ставками;
с учетом особых правил, предусмотренных для отдельных операций.
Если получен убыток, база признается равной нулю, а налог на прибыль (авансовый платеж) не уплачивается. При этом убыток можно перенести на будущее. Правила переноса установлены ст. 283 НК РФ.
О порядке переноса убытка читайте в материале «Как и на какой срок можно осуществить перенос убытков на будущее?».